|
Российская Газета
17 января 2007 (7)
Анна Чистякова
Хочешь бонус? Докажи
Архангельск
С МАРТА этого года должны вступить в силу поправки к 9й статье закона "Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных
средств" (ОСАГО). Теперь при смене автомобиля страховка будет рассчитываться с
учетом не только штрафных коэффициентов, но и льгот за безаварийную езду. За
основу расчетов берется не история отдельно взятой машины, а мастерство
водителя.
Разработчики поправок уверены: эти изменения должны обеспечить равенство прав
автовладельцев при применении к ним повышающих и понижающих коэффициентов при
заключении договора ОСАГО. Кроме того, поправки будут стимулировать владельцев
транспортных средств к безаварийной езде, а также замене устаревших автомобилей
на более новые и безопасные.
Однако, по мнению специалистов, да и самих владельцев транспорта, поправки в
закон об ОСАГО не упростят жизнь водителей, а осложнят ее. Стоимость страховки
теперь будет привязана не только к автомобилю, но и к истории всех допущенных к
его управлению водителей.
На сегодняшний момент стоимость полиса ОСАГО зависит от типа транспортного
средства, мощности двигателя, региона и числа выплат. За безаварийную езду
полагается скидка (бонус), за ДТП по вине страхователя - надбавка (малус).
Максимальная скидка - за десять лет без выплат - составляет 50 процентов, а
надбавка - 345 процентов - за четыре аварии в год. Главный недостаток этой
системы: стоимость страховки зависит от автомобиля. Из-за этого, например,
невозможно получить скидку при смене автомобиля, а владелец нескольких машин
должен покупать полис на каждую из них. Чтобы претендовать на скидку, нужно
полностью исключить из водительской практики страховые случаи с автомобилем, а
также со всеми водителями, допущенными к управлению любым видом транспорта.
Однако и здесь есть свои сложности. Например, семья имеет два автомобиля и
каждый из супругов вписан в полис ОСАГО другого. Если, например, жена на своем
автомобиле совершает ДТП, то следующий полис будет дороже и для нее, и для мужа.
Единственный вариант сохранить бонус для мужа - больше не вписывать жену в
полис.
Но самая большая проблема, по мнению специалистов, заключается в том, что, даже
если аварий не было, доказать право на бонус страховщику практически невозможно.
Страховую компанию придется убедить в том, что клиент не совершал ДТП ни на
какой другой машине, возможно, застрахованной в другой компании. Теперь, когда
цена привязана и к водителю, исчерпывающим доказательством считаются справки от
всех компаний, страхующих "автогражданку". Ведь гипотетически водитель мог быть
вписан в полисы других людей, застрахованных в разных компаниях, и попасть на
этих машинах в ДТП, а страховщики - производить выплату.
Логичный выход из ситуации - создание единой информационной системы. Но за три
месяца, которые остались до вступления в силу нового порядка оформления ОСАГО,
всероссийскую базу данных не создать.
Практически все страховые компании, которые сейчас представлены на архангельском
рынке автострахования, - это филиалы московских или санкт-петербургских фирм.
Создание информационной базы по ОСАГО без инициативы "сверху" архангельские
автостраховщики видят в сотрудничестве с областным управлением ГИБДД, у которого
есть все данные о дорожных авариях. Однако общего языка они пока не нашли. "Мы
либо будем отправлять в ГИБДД запросы о каждом автомобилисте, который захочет
получить у нас бонус за безаварийную езду, но это очень долгая процедура, либо
верить человеку под честное слово", - говорят в страховых компаниях. В некоторых
офисах признаются, что, скорее всего, оформлять полисы ОСАГО они будут по старой
схеме - без учета бонуса за безаварийную езду или малуса за крупные аварии. И в
то же время они не намерены делиться информацией о своих клиентах с коллегами.
МНЕНИЯ
Татьяна Соколова, специалист страховой компании по автострахованию:
- Я думаю, что эти поправки к закону об ОСАГО не приведут к каким-либо серьезным
изменениям. Было бы гораздо лучше, если бы в законе прописали механизмы создания
единой базы данных о выплатах всех страховых компаний по ОСАГО и о выделении
денег на эти цели. Ведь водителю скрыть свои аварии сейчас очень легко: "В какой
компании был раньше застрахован автомобиль, не помню, в каком регионе - тоже".
Можно было бы в другом случае законодательно обозначить право на заключение
договоренностей с ГИБДД, у которой уже есть база всех ДТП, чтобы при страховании
обращаться к ним за справкой. Но и при таком порядке тоже могут возникнуть
проблемы - нужен специальный отдел или специалист, который бы отвечал в
структуре ГИБДД именно за выдачу такой информации страховым компаниям. Но мы все
знаем, что сейчас в ГИБДД со сбором справок и так зашиваются.
Разработчики поправок к закону говорили о стимулировании водителей к
безаварийной езде, но это тоже не выход. Ответственность за безопасность на
дорогах лежит на совести каждого водителя. Возможно, в этом случае помогла бы
такая мера, как увеличение возраста, с которого можно получать водительские
права, или ввести еще более жесткий повышающий коэффициент при отсутствии
водительского стажа. Причем, согласно правилам, водительский стаж считается с
момента выдачи прав, но кто знает, сколько именно времени человек провел за
рулем.
Сергей Щипаков, страховой юрист:
- Я считаю, что сам закон об ОСАГО пока "сырой" и поправки, которые сейчас в
него вносятся, не совсем конкретные и не дают четкого представления о том, что
делать в том или ином случае.
Сейчас многое в мире автострахования и проверки водителя "на честность" строится
на личных связях страховщика и на его ответственности. Если страховщик
достаточно компетентен в своей области, то он может запросить информацию по
конкретному человеку у своих коллег. Но в связи с тем, что сейчас в Архангельске
работают в этой сфере более 20 компаний, то это довольно проблематично.
Олег Мишуков, старший инспектор отдела ДПС, розыска, административной практики и
дознания ГИБДД УВД по Архангельской области:
- В настоящее время мы своими силами формируем информационную базу всех дорожно-
транспортных происшествий и пока не готовы поделиться ей, так как такой обмен
важной информацией не урегулирован федеральным законодательством. Компании,
которые занимаются автострахованием в нашем регионе, должны сами заняться
решением проблем, связанных с созданием единой информационной базы по ОСАГО.
| |