Пресса Архангельской области
 



Российская Газета
17 января 2007 (7)
Анна Чистякова

Хочешь бонус? Докажи

Архангельск

С МАРТА этого года должны вступить в силу поправки к 9й статье закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО). Теперь при смене автомобиля страховка будет рассчитываться с учетом не только штрафных коэффициентов, но и льгот за безаварийную езду. За основу расчетов берется не история отдельно взятой машины, а мастерство водителя.

Разработчики поправок уверены: эти изменения должны обеспечить равенство прав автовладельцев при применении к ним повышающих и понижающих коэффициентов при заключении договора ОСАГО. Кроме того, поправки будут стимулировать владельцев транспортных средств к безаварийной езде, а также замене устаревших автомобилей на более новые и безопасные.

Однако, по мнению специалистов, да и самих владельцев транспорта, поправки в закон об ОСАГО не упростят жизнь водителей, а осложнят ее. Стоимость страховки теперь будет привязана не только к автомобилю, но и к истории всех допущенных к его управлению водителей.

На сегодняшний момент стоимость полиса ОСАГО зависит от типа транспортного средства, мощности двигателя, региона и числа выплат. За безаварийную езду полагается скидка (бонус), за ДТП по вине страхователя - надбавка (малус).

Максимальная скидка - за десять лет без выплат - составляет 50 процентов, а надбавка - 345 процентов - за четыре аварии в год. Главный недостаток этой системы: стоимость страховки зависит от автомобиля. Из-за этого, например, невозможно получить скидку при смене автомобиля, а владелец нескольких машин должен покупать полис на каждую из них. Чтобы претендовать на скидку, нужно полностью исключить из водительской практики страховые случаи с автомобилем, а также со всеми водителями, допущенными к управлению любым видом транспорта. Однако и здесь есть свои сложности. Например, семья имеет два автомобиля и каждый из супругов вписан в полис ОСАГО другого. Если, например, жена на своем автомобиле совершает ДТП, то следующий полис будет дороже и для нее, и для мужа. Единственный вариант сохранить бонус для мужа - больше не вписывать жену в полис.

Но самая большая проблема, по мнению специалистов, заключается в том, что, даже если аварий не было, доказать право на бонус страховщику практически невозможно. Страховую компанию придется убедить в том, что клиент не совершал ДТП ни на какой другой машине, возможно, застрахованной в другой компании. Теперь, когда цена привязана и к водителю, исчерпывающим доказательством считаются справки от всех компаний, страхующих "автогражданку". Ведь гипотетически водитель мог быть вписан в полисы других людей, застрахованных в разных компаниях, и попасть на этих машинах в ДТП, а страховщики - производить выплату.

Логичный выход из ситуации - создание единой информационной системы. Но за три месяца, которые остались до вступления в силу нового порядка оформления ОСАГО, всероссийскую базу данных не создать.

Практически все страховые компании, которые сейчас представлены на архангельском рынке автострахования, - это филиалы московских или санкт-петербургских фирм. Создание информационной базы по ОСАГО без инициативы "сверху" архангельские автостраховщики видят в сотрудничестве с областным управлением ГИБДД, у которого есть все данные о дорожных авариях. Однако общего языка они пока не нашли. "Мы либо будем отправлять в ГИБДД запросы о каждом автомобилисте, который захочет получить у нас бонус за безаварийную езду, но это очень долгая процедура, либо верить человеку под честное слово", - говорят в страховых компаниях. В некоторых офисах признаются, что, скорее всего, оформлять полисы ОСАГО они будут по старой схеме - без учета бонуса за безаварийную езду или малуса за крупные аварии. И в то же время они не намерены делиться информацией о своих клиентах с коллегами.

МНЕНИЯ

Татьяна Соколова, специалист страховой компании по автострахованию:

- Я думаю, что эти поправки к закону об ОСАГО не приведут к каким-либо серьезным изменениям. Было бы гораздо лучше, если бы в законе прописали механизмы создания единой базы данных о выплатах всех страховых компаний по ОСАГО и о выделении денег на эти цели. Ведь водителю скрыть свои аварии сейчас очень легко: "В какой компании был раньше застрахован автомобиль, не помню, в каком регионе - тоже". Можно было бы в другом случае законодательно обозначить право на заключение договоренностей с ГИБДД, у которой уже есть база всех ДТП, чтобы при страховании обращаться к ним за справкой. Но и при таком порядке тоже могут возникнуть проблемы - нужен специальный отдел или специалист, который бы отвечал в структуре ГИБДД именно за выдачу такой информации страховым компаниям. Но мы все знаем, что сейчас в ГИБДД со сбором справок и так зашиваются.

Разработчики поправок к закону говорили о стимулировании водителей к безаварийной езде, но это тоже не выход. Ответственность за безопасность на дорогах лежит на совести каждого водителя. Возможно, в этом случае помогла бы такая мера, как увеличение возраста, с которого можно получать водительские права, или ввести еще более жесткий повышающий коэффициент при отсутствии водительского стажа. Причем, согласно правилам, водительский стаж считается с момента выдачи прав, но кто знает, сколько именно времени человек провел за рулем.

Сергей Щипаков, страховой юрист:

- Я считаю, что сам закон об ОСАГО пока "сырой" и поправки, которые сейчас в него вносятся, не совсем конкретные и не дают четкого представления о том, что делать в том или ином случае.

Сейчас многое в мире автострахования и проверки водителя "на честность" строится на личных связях страховщика и на его ответственности. Если страховщик достаточно компетентен в своей области, то он может запросить информацию по конкретному человеку у своих коллег. Но в связи с тем, что сейчас в Архангельске работают в этой сфере более 20 компаний, то это довольно проблематично.

Олег Мишуков, старший инспектор отдела ДПС, розыска, административной практики и дознания ГИБДД УВД по Архангельской области:

- В настоящее время мы своими силами формируем информационную базу всех дорожно- транспортных происшествий и пока не готовы поделиться ей, так как такой обмен важной информацией не урегулирован федеральным законодательством. Компании, которые занимаются автострахованием в нашем регионе, должны сами заняться решением проблем, связанных с созданием единой информационной базы по ОСАГО.



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя


www.artil.ru/index.html>