Российская Газета
25 января 2007 (16)
Татьяна Серкина
Порт на мели
Мезенский район
ПРИВАТИЗАЦИЯ Мезенского морского торгового порта затягивается на неопределенное
время. Аукцион по продаже стопроцентного пакета акций предприятия признан
несостоявшимся.
Мезенский морской торговый порт - один из промышленных объектов в Архангельской
области, который в 2006 году вошел в план приватизации федерального имущества. В
декабре минувшего года областной филиал Российского фонда федерального имущества
выставил все акции порта на продажу. Но покупателей не оказалось: порт работает
не круглогодично и не имеет автомобильных дорог, основные производственные
ресурсы устарели. Однако для Мезенского и Лешуконского районов самый северный
морской порт имеет большое значение. Через него муниципальные образования
получают продовольствие и топливо на зиму. Как считают в администрации
Мезенского района, при хорошем руководстве порт может давать не слишком большую,
но прибыль. В прошлом году за навигацию, которая в Мезени продолжается шесть
месяцев, предприятие переработало 23 тысячи тонн грузов.
- Полученных денег хватает для обеспечения работы порта, - говорит заместитель
директора порта Андрей Лукьянов. - Мы сами себя обеспечиваем, и ссуд для
поддержки предприятия брать не приходилось. Сейчас в порту работает 35 человек,
во время навигации число сотрудников увеличивается в два раза.
Портовики опасаются, что переход объекта в частные руки может не лучшим образом
сказаться как на снабжении районов, так и на дальнейшей судьбе порта. Есть
печальный опыт Ленского района. Там речное управление перешло в руки
собственника, который посчитал наиболее эффективным способом получить быструю
прибыль - продать приобретенное имущество.
Но, по мнению Лукьянова, перспективы развития порта в глубинке есть, и они
появятся с началом федеральной стройки - приливной электростанции в Мезенском
районе.
КОММЕНТАРИИ
Николай Правилов, директор Архангельского филиала ФГУП "Росморпорт":
- В Архангельскую область достаточно сложно привлечь инвесторов. Географическое
положение портов региона менее удачно, чем в Мурманске и тем более
СанктПетербурге. У нас полгода стоит лед, а это значит, что нужны ледокольные
проводки, кроме того, судоходные каналы очень мелководны, поэтому в порт не
могут заходить суда с большой осадкой. В этом смысле и Архангельский морской
торговый порт серьезно уступает соседним.
Бизнес же в Мезенском районе расценивается вообще как рискованный. Изношен флот,
мал объем перевозок. Если сравнивать с прежними показателями, то грузопоток в
Мезенском районе снизился в несколько раз. Отношение инвесторов изменится в
лучшую сторону, если появится дорожное сообщение с Мезенью.
Леонид Долгобородов, главный специалист отделения Российского Фонда федерального
имущества в Архангельской области:
- После аукциона предприятию снова предстоят торги, но на других условиях.
Скорее всего, изменится способ продажи акций, и их цена может снизиться
практически вдвое. Решение об этом принимается в Москве в Российском Фонде
федерального имущества.
Также, согласно Федеральному закону "О приватизации государственного и
муниципального имущества", аукцион не накладывает никаких обязательств на
покупателя. С момента приобретения предприятия победитель торгов становится
полноправным владельцем без каких-либо ограничений. В случае, если торги кем-то
считаются необоснованными, то любое заинтересованное лицо может обратиться в
Росимущество с предложением об изменении способа приватизации или аргументами в
пользу отмены продажи предприятия.
|