Пресса Архангельской области
 



Российская Газета
31 октября 2007 (243)
Анна Беляева

Подводные камни

Росту грузооборота морского порта мешают недостаточные глубины и высокие ставки

В АРХАНГЕЛЬСКОМ морском торговом порту снизился грузооборот. Объемы перевалки за девять месяцев в сравнении с этим же периодом прошлого года меньше на 50 тысяч тонн. Один из факторов, препятствующих росту грузооборота, - недостаточные глубины у причалов и канала для прохода судов в порт. Из-за этого в Архангельск не могут заходить суда большого водоизмещения.

Специалисты отмечают, что в этом году сократился объем переработки так называемых высокотарифных экспортных грузов, дающих наибольшую прибыль. Одна из причин - снижение объемов перевалки груза одного из целлюлозно-бумажных комбинатов области. Если в 2003-2004 годах от этого ЦБК через порт шло порядка 180 тысяч тонн продукции в год, то в 2007 году комбинат отгрузил меньше 30 тысяч тонн. А все потому, что предприятию дешевле направить груз контейнерами по железной дороге в порты юга страны и Балтики, чем доставлять его по воде.

Грузопоток в порту пока обеспечен - за счет импорта из Европы широкоформатной стали для изготовления труб большого диаметра, а также каботажных перевозок (между портами одной страны). С января по сентябрь этого года через архангельский порт перевалили больше 520 тысяч тонн каботажа, причем половина грузов обеспечена за счет работы с северными портами - Ямала, Земли Франца- Иосифа, Варандея, Новой Земли, Дресвянки и Нарьян-Мара. По словам директора Архангельского морского торгового порта Владимира Титова, грузопоток в северном направлении мог бы быть значительно больше. Для этого в Архангельске есть и кадры, и значительный опыт.

Неплохой прирост наметился в этом году и по перевалке грузов в контейнерах по всем направлениям: импорту, экспорту, каботажу. Только из-за рубежа за девять месяцев этого года в порт пришло 4047 теусов груза (теус равен двадцатифутовому контейнеру), а за этот же период в 2006 году - чуть более 2800 теусов. По мнению специалистов, доставка грузов в контейнерах увеличится, если в Архангельск придет еще хотя бы один фидерный перевозчик - компания, которая будет работать с грузами трансконтинентальных перевозчиков.

Но, как признают эксперты, у перевозчиков есть немало сомнений - как объективных, так и надуманных - относительно работы в архангельском порту. Высокие портовые сборы, неблагоприятная ледовая обстановка, недостаточные глубины и длины подходного канала - такой имидж сложился у морских ворот областного центра. Но эти представления верны лишь отчасти. Например, метеоусловия в Архангельске, по оценкам специалистов, почти такие же, как на Балтике.

Но есть ряд факторов, которые реально ограничивают рост грузопотока. Один из главных - недостаточные глубины. Сейчас в порт могут заходить суда с осадкой не более 9,2 метра. А многие перевозчики отправляют грузы кораблями с осадкой на 30 сантиметров больше. Если углубить канал хотя бы на эти сантиметры, в порт можно было бы привлечь тысячи тонн груза.

Особо важен вопрос малых глубин в связи с перспективами освоения месторождений углеводородов в Арктике. Туда надо будет поставлять оборудование для разработки запасов нефти и газа. Вес его может превышать сто тысяч тонн. А в зимнее время в архангельский порт может прийти судно с грузом максимум 80 тысяч тонн.

Недостаточные глубины сказываются и на объемах перевалки нефти и нефтепродуктов через архангельский терминал. Большую конкуренцию составляют порты Прибалтики, Санкт-Петербурга, Калининграда. На северном направлении предпочтение отдается порту Приморска - туда идет поток нефти из Тимано-Печоры. В Архангельске могут швартоваться танкеры дедвейтом до 20 тысяч тонн, а перевозчикам наиболее интересны "тридцатитысячники". Это оптимальный тоннаж судна для транспортировки нефтепродуктов - бензина, авиатоплива.

Отрицательно сказываются на привлекательности порта и высокие сборы. Архангельск "славится" самыми высокими в мире портовыми сборами. Чтобы добиться их снижения, необходимо создать рабочую группу и участвовать в разработке новых портовых сборов на уровне федерации, считают специалисты.

Но глубина и ставки - далеко не все, что оценивают в каждом порту отправители грузов. Важно, как обрабатывается груз и насколько приспособлена инфраструктура для дальнейшей перевалки. Представители компаний-экспедиторов отмечают, что срок обработки груза в контейнерах должен исчисляться часами, а не днями. Между тем бывали случаи, когда комиссия по приемке груза не приходила на прибывшее судно в течение восьми часов после его захода в порт. Значит, надо налаживать отношения с контролирующими органами, считает руководитель одной из экспедиторских компаний Игорь Некрасов.

Специалист также указал на проблемы, с которыми сталкиваются экспедиторы при отправке груза до конечного потребителя. Так, часть груза в контейнерах из порта отправляется на автотранспорте. И проблемы начинаются уже в пределах Архангельска: контейнерный терминал связан с "большой землей" только платной понтонной переправой. Это увеличивает расходы на транспортировку груза.

Дальше - больше: состояние федеральной трассы Архангельск - Москва таково, что транзитной в полном смысле слова эту магистраль не назовешь. Все это сдерживает приход в город новых фидеров.

Для специалистов в области морских перевозок очевидно, что исправить ситуацию могут только большие инвестиции. Как их привлечь? Ответ на этот вопрос дали участники последней коллегии областного департамента транспорта и связи.

Подсказку дает существующее законодательство. В частности, федеральные законы позволяют арендовать на 49 лет причалы и причальные стенки. В этот период инвестор может спокойно вкладывать средства в развитие. Кроме того, законодатели недавно приняли в третьем чтении закон о создании портовых особых экономических зон. Их статус позволяет снизить расходы инвесторов за счет льгот по налогам. Так почему бы Архангельску не воспользоваться возможностью получения особого статуса, поставили вопрос участники коллегии. По их мнению, коллегиальный орган должен выступить с заявкой на участие в тендерах по созданию ОЭЗ.

Кроме того, коллегия может выступить координатором всех проектов, связанных с развитием архангельского порта. Совместная работа инвесторов, контролирующих органов, портовиков позволит определить, что необходимо сделать для роста грузопотока в порту.



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя
Имя:

Пароль:




Забыли пароль?