Российская Газета
19 декабря 2007 (284)
Анна Беляева
Полеты во сне и наяву
Авиарейсы в Амдерму разрешены только в светлое время суток
СИТУАЦИЯ
НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПОЛЕТЫ в поселок городского типа Амдерму могут выполняться только днем. Если
учесть, что в населенном пункте, находящемся за Полярным кругом, сейчас почти
круглосуточно темно, самолет должен успеть приземлиться, разгрузиться и взлететь
меньше чем за два часа.
Только самолетом
Авиасообщение с поселком запретили полностью 25 ноября. Из-за этого прекращены
рейсы по авиамаршруту Архангельск-Нарьян-Мар-Амдерма, которые выполнялись раз в
две недели самолетами Ан-24. Для жителей поселка - а их почти 400 человек -
сложилась крайне тяжелая ситуация. В преддверии новогодних праздников люди
запланировали поездки - к родственникам, на отдых. У многих эти планы уже
сорвались или переносятся на более поздний срок. Но главное: по воздуху в
Амдерму доставляются самые необходимые грузы - продукты питания, медикаменты,
деньги на выдачу зарплат. Как сообщила корреспонденту "РГ" глава амдерминской
администрации Маргарита Лазорева, люди уже целый месяц не видели молочных
продуктов. Фруктов - тоже. А из овощей на прилавках магазинов только картошка:
- Нет, мы здесь не голодаем. В магазинах консервы есть. Хлеб тоже поступает
исправно - запасы муки сделаны. И тем не менее в условиях полярной ночи без
витаминной и молочной продукции крайне тяжело, - добавила Лазорева.
За все время запрета в Амдерму прилетал только один вертолет из Нарьян-Мара.
Вчера был сделан еще один рейс - самолет привез людей, которые не могли попасть
в свой поселок, и новогодние подарки для детей. Но для амдерминцев важно, чтобы
можно было долететь и до Архангельска. Дело в том, что на перевозки грузов из
Нарьян-Мара действуют слишком высокие тарифы: примерно три процента от стоимости
билета на килограмм груза. Фактически - 120 рублей. Таким образом, если
картофель закупается в Нарьян-Маре по 50 рублей за килограмм, то в Амдерму он
приезжает уже по цене 170-190 рублей, плюс торговая наценка. А килограмм
архангельского картофеля поступает на прилавки по 80 рублей - это вместе с
наценкой за перевозку. Кроме того, именно в Архангельске закупается большая
часть продуктов для Амдермы. Сейчас в ожидании вылета в областном центре лежит
не только продовольствие, заказанное владельцами магазинов, но и компьютеры,
запчасти, ремонтное оборудование для предприятий ЖКХ. Все это поступит в
поселок, если авиаторы согласятся летать в Амдерму в "разрешенное" время суток.
Темнота - враг авиации
Аэропорт закрыт распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта РФ
(Росавиация) из-за невозможности использования взлетно-посадочной полосы.
Светосигнальное оборудование на ней давно устарело, срок эксплуатации
светосистемы истек еще в 2001 году. Хотя она находится в рабочем состоянии, но
по документам ее использовать нельзя. Сначала систему нужно привести в
нормативное состояние - для этого требуется 15 миллионов рублей. По идее, эти
деньги могли бы выделить из бюджета округа - власти НАО совсем не против. Но
парадокс в том, что, имея средства, они не могут направить их на ремонт:
взлетно-посадочная полоса до сих пор принадлежит Министерству обороны РФ. ФГУП
"Аэропорт "Амдерма" раньше поддерживало хозяйство в сносном состоянии, но сейчас
у предприятия нет средств, чтобы привести в порядок полосу и оборудование.
Администрация поселка обращалась к окружным властям с просьбой ходатайствовать
перед минобороны о передаче ФГУП в хозяйственное ведение субъекта. Аналогичные
обращения поступили в федеральные структуры и от властей округа, а также
Архангельского филиала Северо-Западного окружного управления воздушного
транспорта. Как сообщил корреспонденту "РГ" руководитель филиала Сергей Кочуров,
вопрос о необходимости выделения средств из федерального бюджета на ремонт
полосы и оборудования в 2008 году поднимался во время ноябрьского визита в
Архангельск главы минтранса Игоря Левитина. Однако предложения северных
авиаторов отклонили: как пояснили в минтрансе, деньги на ремонт запланированы в
рамках федеральной целевой программы на 2010-2015 годы. Но авиаперелеты
необходимы жителям поселка уже сейчас.
Свет полярного утра
В такой ситуации филиал направил ходатайство в адрес Северо-Западного окружного
управления воздушного транспорта и Росавиации с просьбой разрешить использование
светосигнального оборудования хотя бы до 15 марта будущего года. А потом
закончится полярная ночь и самолеты смогут летать без светового оборудования
круглые сутки.
Если "добро" на полеты дадут, это будет лишь временной мерой. В ноябре
следующего года вновь встанет вопрос о закрытии аэропорта. Таким образом,
остается два варианта развития событий. Дело в том, что федеральное
законодательство сейчас позволяет передавать аэропорты в ведение регионов. Если
минобороны даст согласие, округ сможет профинансировать ремонт полосы и
оборудования.
И второй вариант - добиваться, чтобы минтранс позаботился о выделении
федеральных денег. Для Амдермы - в порядке исключения: авиация здесь -
единственный вид перевозок, и если перекрыть этот канал, жители заполярного
поселка останутся отрезанными от "большой земли".
Справка "РГ"
Поселок городского типа Амдерма находится на побережье Карского моря. В короткую
летнюю навигацию грузы и топливо доставляются в Амдерму морем в рамках северного
завоза. В настоящее время в поселке проживает около 400 человек, а рассчитан он
на три тысячи жителей.
|