Российская Газета
5 декабря 2007 (272)
Анастасия Анисимова
Классный расчет
Городу не хватает средств на зарплату учителям
ПРОБЛЕМА
АРХАНГЕЛЬСК
СЕГОДНЯ на сессии областного Собрания депутатов будет решаться вопрос о
выделении из областного бюджета городу Архангельску дополнительных средств в
размере 58 миллионов рублей на финансирование сферы образования.
Именно этой суммы не хватает областному центру на оплату труда педагогов. По
самым радикальным оценкам, недофинансирование может привести к массовому
сокращению штатных сотрудников городских общеобразовательных учреждений.
Простая арифметика
Как рассказала "РГ" директор департамента образования мэрии Архангельска Татьяна
Огибина, нехватка столь значительной суммы возникла из-за ошибки в расчетах
субвенции муниципальному образованию.
По ее словам, средств недостает по трем позициям.
Во-первых, согласно подсчетам департамента образования и науки Архангельской
области, субвенция на финансирование групп продленного дня составляет чуть более
одного миллиона рублей. То есть они рассчитаны всего на 300 детей (или 12 групп
на весь Архангельск). Вместе с тем потребность в "продленках" испытывают
родители не менее 11 тысяч 305 детей. По словам экспертов, суммы, которую
выделил областной департамент, едва хватит на то, чтобы организовать такие
группы в специальных коррекционных классах.
Во-вторых, 18,2 миллиона рублей не предусмотрено в областном бюджете на деление
классов на подгруппы по английскому языку, трудовому обучению и физкультуре.
Согласно положению об общеобразовательных школах, деление на такие подгруппы
предусмотрено только в том случае, если в классе насчитывается 25 человек в
городских школах и 20 человек - в сельских. Вместе с тем средняя наполняемость
классов в школах Архангельска - 24,5 человека.
В-третьих, на учебные расходы (мел, журналы, выплаты по книгоиздательской
продукции педагогам) в областном бюджете не предусмотрено еще восемь миллионов
рублей. Для сравнения: сегодня на одного ученика Архангельска по учебным
расходам приходится 30 рублей в год, тогда как на одного ученика Северодвинска -
около 200 рублей.
- Это связано с тем, что в Северодвинске нет многочисленных малокомплектных и
островных школ, - говорит Татьяна Огибина. - В школах Архангельска созданы
условия для обучения всех категорий проблемных детей: мы учим и слабовидящих, и
слабослышащих, и детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, и с задержкой
психического развития. При подсчете субвенции областной департамент не учел
некоторые особенности областного центра: у нас протяженная территория с большим
количеством малокомплектных и островных школ. Не можем ведь мы закрыть школу на
острове Бревенник? Область нас обвиняет в том, что мы не дотягиваем до норматива
комплектации классов в 25 человек. Но если мы будем строго придерживаться этого
норматива, тогда придется закрывать малокомплектные школы. В любом случае, если
городу не будет выделено 58 миллионов рублей дополнительно, мы будем вынуждены
сокращать такие ставки, как педагоги-психологи, логопеды, дефектологи,
социальные работники, преподаватели ОБЖ.
Средства следуют за учеником
Еще в 2003 году Архангельская область заявила, что будет переходить на принцип
нормативно-подушевого финансирования системы образования. С этого времени регион
частично руководствуется методикой, которая включает помимо расходов на оплату
труда работников образовательных учреждений расходы на учебные пособия,
технические средства обучения, материалы и хозяйственные нужды. Финансирование
происходит за счет выделения из бюджета субъекта РФ субвенций местным бюджетам.
Определен базовый принцип этой методики: финансирование осуществляется из
расчета на одного обучающегося ("средства следуют за учеником").
Расчет субвенции муниципальным образованиям происходит по строгой формуле,
которая включает в себя региональный расчетный подушевой норматив для сельской и
городской местности, количество сельских и городских учащихся. Поэтому и оплата
труда педагога, и деньги на учебные расходы напрямую зависят от количества
обучающихся в муниципальном образовании. Для Архангельской области одномоментный
переход на такую систему означал бы закрытие многочисленных малокомплектных,
сельских и островных школ. Ведь количество детей ежегодно сокращается, а это
значит, что уровень заработной платы педагогов в малокомплектных школах города
может существенно снизиться.
Поэтому в течение трех лет со дня введения в регионе подушевой системы
финансирования сферы образования установлен так называемый адаптационный
(переходный) период. Пока каждое муниципальное образование Архангельской области
получает адаптационную надбавку, для каждого образовательного учреждения в
отдельности установлен поправочный коэффициент.
По истечении переходного периода рекомендуется отказаться от использования
адаптационных надбавок и поправочных коэффициентов и перейти на финансирование
всех образовательных учреждений только по нормативно-подушевому принципу.
Риски в зарплате
Вместе с тем, по оценкам экспертов, и следующий, 2008 год будет для
Архангельской области переходным. К примеру, субвенция из областного бюджета
Вельскому району на сферу образования с учетом перехода на нормативно-подушевую
систему финансирования в следующем году составит 210 миллионов рублей. Однако в
муниципальном бюджете заложенная сумма на оплату труда педагогов вельских школ
рассчитывалась без учета подушевой оплаты труда.
- Для того чтобы ввести подушевую систему финансирования, первоначально на
муниципальном уровне необходимо провести большую работу, - рассказала "РГ"
заместитель главы администрации Вельского района по вопросам экономического
развития и финансов Людмила Макарова. - Необходимо иметь полнокомплектные
классы, иначе заработная плата учителей может резко сократиться. У нас
большинство школ малокомплектные. К тому же для каждого учебного заведения
определен свой норматив, а это значит, что в одной школе учитель будет получать
больше, а в другой - в разы меньше. Мы проводили подсчеты и пришли к выводу, что
из 26 школ Вельского района на подушевую систему оплаты труда смогут перейти от
силы пять или шесть школ.
Как сообщили "РГ" в управлении образования Котласского района, в 2008 году
только одна школа района (из 14 общеобразовательных учреждений) в качестве
эксперимента перейдет на нормативно-подушевое финансирование. В Онежском районе
только две школы готовы к новой системе оплаты труда педагогов.
Несовершенная методика
Разногласия между областными и городскими чиновниками также подтверждают, что
механизм перехода на нормативно-подушевую систему финансирования сферы
образования требует доработок.
На сентябрьской сессии областного Собрания депутатов методика расчета субвенций
из областного бюджета муниципальным образованиям на сферу образования была
утверждена в двух чтениях. В настоящий момент эти расчеты архангельские
чиновники намерены оспорить.
- Утверждена такая методика расчетов, которая может трактоваться по-разному, -
говорит директор департамента финансов и казначейского исполнения бюджета
Людмила Карпова. - Между нашим городом и областью возникла масса разногласий по
поводу расчетов суммы субвенции, а это значит, что методика требует
совершенствования. И в следующем году городские власти намерены выйти с
поправками в эту методику.
Областные чиновники, в свою очередь, исключают возможность допущения каких-либо
ошибок при расчете субвенций.
КОММЕНТАРИИ
Владимир Мигунов, директор департамента образования и науки Архангельской
области:
- Ошибок в расчетах субвенций нет. Действительно, в этом году между областью и
городом возникли определенные разногласия. Первоначально мы рассчитали категорию
педагогов не по 12-му разряду, а по среднему - 11-му. После того как перерасчет
был сделан, субвенция муниципальным образованиям увеличилась на 300 миллионов
рублей. В 2008 году она составит в общей сложности 3 миллиарда 800 миллионов
рублей (в 2007 году эта сумма была 3 миллиарда 67 миллионов рублей). Кроме того,
в следующем году учтено финансирование малокомплектных школ. Для того чтобы их
не закрывать, предусмотрены поправочные коэффициенты. К сожалению, выделяя
субвенции, мы слишком доверяли муниципальным образованиям, поэтому недостаточно
тщательно контролировали ситуацию. Выяснилось, что в настоящий момент в
общеобразовательных школах трудится только 40 процентов педагогов, а остальные
60 процентов - административно-управленческий аппарат. Тогда как, согласно
положению об общеобразовательных учреждениях, соотношение должно быть таким: 30
процентов - управленческий аппарат, 70 процентов - педагоги. Поэтому для того,
чтобы заработная плата педагогов росла, необходимо изменить структуру
распределения обязанностей в школах.
Людмила Кононова, депутат Архангельского областного Собрания:
- Действительно, в каждом образовательном учреждении определен свой норматив на
одного ученика. В следующем году мы планируем ввести одинаковый для всех школ
норматив. Однако в этом году найти дополнительные средства в областном бюджете
будет очень сложно. Поэтому муниципалитетам стоит поискать средства на зарплату
учителям в своих бюджетах.
|