Российская Газета
1 марта 2007 (42)
Алексей Полянский
Проблемы с большой дороги
Местные жители ждут прихода цивилизации с опаской
МЕЗЕНСКИЙ РАЙОН
НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ отсыпано 23 из запланированных 38,5 километра дороги на
Мезень. Строители работают круглые сутки. Болотистая местность диктует
необходимость проводить работы именно в зимнее время, чтобы проложить
водоотводные трубы. Сообщение района с областным центром должно появиться к
апрелю.
Чтобы работа на стройке закипела, было затрачено немало усилий: чиновники писали
письма, выбивали деньги из бюджетов всех уровней. Но вокруг трассы разгорелись
жаркие споры. Теперь, когда круглогодичная автомобильная связь с "большой
землей" вот-вот появится, многие местные жители, в том числе обремененные
полномочиями, засомневались: а нужна ли Мезени дорога? Не участвуют в дискуссиях
лишь кочующие ненцы. Живут они неподалеку на болотах, пасут многотысячные стада
оленей, а в город выбираются редко.
Местные же предприниматели недовольны. На рынке уже торгуют приезжие
коммерсанты, которые сбивают цены. С окончанием строительства дороги и у
правоохранительных органов, по мнению начальника ОВД по Мезенскому району Юрия
Ластовского, появятся большие проблемы. Только ведомство разобралось с
организованной преступностью в районе, а тут открывается связь с "большой
землей". Гости не только с добрыми намерениями смогут легко добраться до Мезени.
- В первую очередь увеличится миграция населения, в том числе пойдет поток
жителей ближнего зарубежья, - говорит начальник милиции. - Соответственно, можно
смело предсказать рост преступности, в том числе и экологических правонарушений.
Я боюсь, что будет больше случаев браконьерства, вредительства. В отдаленных
уголках люди не привыкли запирать в домах двери. Для обеспечения безопасности
нужны участковые, а средств, в том числе технических, на их содержание у района
нет.
Сейчас зимой из Архангельска до Мезени можно доехать по зимнику. На "маршрутке"
билеты - от 700 рублей и дороже. Многие полагают, что, когда будет конкуренция
между перевозчиками, цены все-таки снизятся. Летом же единственное сообщение
Мезени с Архангельском - по воздуху. Авиаперелет в одну сторону стоит чуть
меньше трех тысяч рублей. Это практически средняя зарплата в районе.
Крупного производства здесь нет, лесодеревообрабатывающий комбинат обанкротился,
многие жители остались без работы, выживают лишь бюджетники и чиновничий
аппарат. Основная забота местных жителей - подсобное хозяйство.
В Мезени каждый год возникают проблемы с продуктами. Недавно изза распутицы в
магазинах поселка Каменка совсем не осталось муки. Этот населенный пункт
находится на левом берегу, в нем проживает половина населения Мезени, и
добраться до него можно только по зимнику.
Строящуюся трассу до Каменки не дотянут, но предлагают другой выход -
реконструкцию технологической дороги, которая идет по берегу моря. Это позволит
развивать лесопромышленные мощности и круглогодично поставлять на "большую
землю" сырье и пиломатериалы.
Ранее заместитель главы администрации Мезенского района по вопросам экономики и
финансов Лидия Таранчукова разделяла мнение многих местных бизнесменов.
- У части предпринимателей наверняка есть сомнения по поводу целесообразности
строительства этой дороги, - говорит она. - И я сомневалась. Но сегодня уверена,
что дорога эта очень важна для нашего района. В первую очередь, постоянное
транспортное сообщение удешевит жизнь наших жителей-мезенцев, поскольку
коммерсантам будет проще завозить продукты питания.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Лев Быков,
директор департамента транспорта и связи администрации Архангельской области:
- Необходимо понимать, с какими сложностями мы сталкиваемся, чтобы обеспечить
Мезенский, а через него и Лешуконский район, например, топливом или продуктами.
Скажем, завоз топлива осуществляется по рекам в короткий двухнедельный период
после ледохода и по зимникам зимой. Не будешь же самолетом возить мазут - это
очень дорого. Поэтому строительство дороги для нас очень важно.
Игорь Заборский,
глава муниципального образования "Мезенский район":
- Если к нашему району не будет проложена дорога, то из Мезени просто уйдет
жизнь. А сейчас, когда мы знаем, что дорога строится, мы можем просчитывать
варианты социально-экономического развития. Например, сфера туризма. Именно в
нашем районе сохранился уклад жизни поморов. Здесь интересно посмотреть на
добычу семги и на наших мезенских лошадей. У нас есть полуостров Камень, там
живут коренные ненцы, они добывают оленину и рыбу. С появлением транспортной
артерии мы могли бы организовать, допустим, производство рыбных консервов и
выходить на архангельский рынок. Также дорога - это экономическая составляющая
региона. Например, появится возможность строительства приливной электростанции.
Во-первых, это будут рабочие места для населения, вовторых - налоговые
поступления и формирование местного бюджета.
Но не нужно забывать и о том, что Мезенский район - это не только сама Мезень.
Территория муниципального образования большая, поэтому у нас всегда останутся
места, куда можно добраться только по воздуху или по зимним трассам.
Справка "РГ"
Строительство дороги Архангельск-Мезень длится более семи лет. В 2000 году
закончен капитальный ремонт отрезка трассы до Пинеги. В 2004м на строительные
работы выделили 180 миллионов рублей. Затем работы были приостановлены, в 2006
году средства появились вновь. В этом году объем финансирования строительства
дороги на Мезень - 273 миллиона рублей. Они заложены как в федеральном бюджете,
так и по планам социально-экономической программы Архангельской области.
Стоимость дороги "под ключ"- полмиллиарда рублей.
|