Пресса Архангельской области
 



Российская Газета
1 марта 2007 (42)
Алексей Полянский

Проблемы с большой дороги

Местные жители ждут прихода цивилизации с опаской

МЕЗЕНСКИЙ РАЙОН

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ отсыпано 23 из запланированных 38,5 километра дороги на Мезень. Строители работают круглые сутки. Болотистая местность диктует необходимость проводить работы именно в зимнее время, чтобы проложить водоотводные трубы. Сообщение района с областным центром должно появиться к апрелю.

Чтобы работа на стройке закипела, было затрачено немало усилий: чиновники писали письма, выбивали деньги из бюджетов всех уровней. Но вокруг трассы разгорелись жаркие споры. Теперь, когда круглогодичная автомобильная связь с "большой землей" вот-вот появится, многие местные жители, в том числе обремененные полномочиями, засомневались: а нужна ли Мезени дорога? Не участвуют в дискуссиях лишь кочующие ненцы. Живут они неподалеку на болотах, пасут многотысячные стада оленей, а в город выбираются редко.

Местные же предприниматели недовольны. На рынке уже торгуют приезжие коммерсанты, которые сбивают цены. С окончанием строительства дороги и у правоохранительных органов, по мнению начальника ОВД по Мезенскому району Юрия Ластовского, появятся большие проблемы. Только ведомство разобралось с организованной преступностью в районе, а тут открывается связь с "большой землей". Гости не только с добрыми намерениями смогут легко добраться до Мезени.

- В первую очередь увеличится миграция населения, в том числе пойдет поток жителей ближнего зарубежья, - говорит начальник милиции. - Соответственно, можно смело предсказать рост преступности, в том числе и экологических правонарушений. Я боюсь, что будет больше случаев браконьерства, вредительства. В отдаленных уголках люди не привыкли запирать в домах двери. Для обеспечения безопасности нужны участковые, а средств, в том числе технических, на их содержание у района нет.

Сейчас зимой из Архангельска до Мезени можно доехать по зимнику. На "маршрутке" билеты - от 700 рублей и дороже. Многие полагают, что, когда будет конкуренция между перевозчиками, цены все-таки снизятся. Летом же единственное сообщение Мезени с Архангельском - по воздуху. Авиаперелет в одну сторону стоит чуть меньше трех тысяч рублей. Это практически средняя зарплата в районе.

Крупного производства здесь нет, лесодеревообрабатывающий комбинат обанкротился, многие жители остались без работы, выживают лишь бюджетники и чиновничий аппарат. Основная забота местных жителей - подсобное хозяйство.

В Мезени каждый год возникают проблемы с продуктами. Недавно изза распутицы в магазинах поселка Каменка совсем не осталось муки. Этот населенный пункт находится на левом берегу, в нем проживает половина населения Мезени, и добраться до него можно только по зимнику.

Строящуюся трассу до Каменки не дотянут, но предлагают другой выход - реконструкцию технологической дороги, которая идет по берегу моря. Это позволит развивать лесопромышленные мощности и круглогодично поставлять на "большую землю" сырье и пиломатериалы.

Ранее заместитель главы администрации Мезенского района по вопросам экономики и финансов Лидия Таранчукова разделяла мнение многих местных бизнесменов.

- У части предпринимателей наверняка есть сомнения по поводу целесообразности строительства этой дороги, - говорит она. - И я сомневалась. Но сегодня уверена, что дорога эта очень важна для нашего района. В первую очередь, постоянное транспортное сообщение удешевит жизнь наших жителей-мезенцев, поскольку коммерсантам будет проще завозить продукты питания.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Лев Быков, директор департамента транспорта и связи администрации Архангельской области:

- Необходимо понимать, с какими сложностями мы сталкиваемся, чтобы обеспечить Мезенский, а через него и Лешуконский район, например, топливом или продуктами. Скажем, завоз топлива осуществляется по рекам в короткий двухнедельный период после ледохода и по зимникам зимой. Не будешь же самолетом возить мазут - это очень дорого. Поэтому строительство дороги для нас очень важно.

Игорь Заборский, глава муниципального образования "Мезенский район":

- Если к нашему району не будет проложена дорога, то из Мезени просто уйдет жизнь. А сейчас, когда мы знаем, что дорога строится, мы можем просчитывать варианты социально-экономического развития. Например, сфера туризма. Именно в нашем районе сохранился уклад жизни поморов. Здесь интересно посмотреть на добычу семги и на наших мезенских лошадей. У нас есть полуостров Камень, там живут коренные ненцы, они добывают оленину и рыбу. С появлением транспортной артерии мы могли бы организовать, допустим, производство рыбных консервов и выходить на архангельский рынок. Также дорога - это экономическая составляющая региона. Например, появится возможность строительства приливной электростанции. Во-первых, это будут рабочие места для населения, вовторых - налоговые поступления и формирование местного бюджета.

Но не нужно забывать и о том, что Мезенский район - это не только сама Мезень. Территория муниципального образования большая, поэтому у нас всегда останутся места, куда можно добраться только по воздуху или по зимним трассам.

Справка "РГ"

Строительство дороги Архангельск-Мезень длится более семи лет. В 2000 году закончен капитальный ремонт отрезка трассы до Пинеги. В 2004м на строительные работы выделили 180 миллионов рублей. Затем работы были приостановлены, в 2006 году средства появились вновь. В этом году объем финансирования строительства дороги на Мезень - 273 миллиона рублей. Они заложены как в федеральном бюджете, так и по планам социально-экономической программы Архангельской области. Стоимость дороги "под ключ"- полмиллиарда рублей.



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя