Российская Газета
27 марта 2007 (62)
Анна Смирнова
Несчастливый билетик
Новые тарифы на проезд в автобусах не устраивают ни пассажиров, ни перевозчиков
РАКУРС
АРХАНГЕЛЬСК
ВЧЕРА жители областного центра митинговали против подорожания проезда в
общественном городском транспорте. Ведь тарифы, которые повысятся с середины
апреля, ударят по карману многих горожан. А транспортники считают, что новые
цены на билеты не покрывают убытков от перевозок. Поэтому в ближайшее время
перевозчики могут отказаться от скидок на проезд льготников.
С 15 апреля в области будут действовать новые тарифы, принятые на последней
коллегии областного департамента по тарифам и ценам. В Северодвинске, Котласе и
Онеге билеты могут подорожать до 9 рублей. Для Архангельска предусмотрены
дифференцированные тарифы. На маршрутах, где дальность поездки пассажира в
среднем больше шести километров, тариф повысится до 10 рублей. Это окраинные
маршруты в направлении Цигломени, Катунино, Экономии, Талаг и Исакогорки. На
остальных линиях билет не будет дороже 9 рублей.
Специалисты департамента по тарифам и ценам считают новый тариф обоснованным. И
вот почему. Размер тарифа определяют по методикам. Их несколько, основное
различие между ними - в коэффициенте загрузки автобуса. Есть три вида загрузки -
по посадочным местам, номинальная и предельная. Номинальная - когда заняты
посадочные места, часть пассажиров едет стоя, но автобус не заполнен "под
завязку". Такой коэффициент применили для расчета цены билета. В прогнозах цен
на топливо, запчасти и другие составляющие чиновники исходили из данных
Минэкономразвития РФ.
А перевозчики областного центра уверены, что тарифы в 9 и 10 рублей экономически
не обоснованы. Предприниматель Александр Сухопаров утверждает, что себестоимость
поездки по левобережью - 11 рублей 74 копейки. Так, изза крайне плохого
состояния дорог техника быстро изнашивается. Три новых автобуса перевозчика
отслужили чуть более полутора лет. А в тарифе ускоренный износ не учтен. На
окраинных маршрутах низкий пассажирооборот. За одну смену пробег автобуса по
маршруту в центре города составляет 200 километров, выручка - семь тысяч рублей.
А на окраинном - при пробеге в 317 километров выручка достигает лишь четырех
тысяч рублей.
По мнению перевозчика, неравенство между транспортниками на выгодных и
невыгодных, но значимых для населения маршрутах можно преодолеть. В частности,
если дать окраинным маршрутам статус пригородных - билеты на них дороже.
Автотранспортников, работающих преимущественно на оживленных маршрутах в центре
города, новая цена тоже не устраивает. Перевозчик Юрий Морозов отметил, что для
определения тарифов используются давно устаревшие методики. Они рассчитаны на
типы автобусов, которых уже нет на городских маршрутах.
Перевозчики также отмечают, что затраты на топливо и энергию растут значительно
быстрее, чем тарифы на автоперевозки. При этом цены на проезд в автотранспорте
регулируются более жестко, чем другие тарифы.
Транспортники утверждают, что перевозка льготников приносит им убытки. В среднем
за месяц предприятия недополучают около ста тысяч рублей.
На этой неделе транспортные компании направят телефонограмму на имя губернатора
области. Они будут настаивать на встрече с главой администрации. Если в течение
недели компромисс не будет найден, с 1 апреля на архангельских маршрутах N 3, 33
и 69 (это самые длинные рейсы) хозяева предприятий намерены повысить стоимость
проезда до 12 рублей. С этого же дня транспортники грозятся прекратить перевозки
льготников по талонам в 6 рублей на всех городских маршрутах.
КОММЕНТАРИИ
Валерий Хвостов, заместитель директора областного департамента транспорта и
связи:
- Тариф в 9 и 10 рублей экономически обоснован. Идя навстречу транспортникам, мы
ввели дифференцированные тарифы. Если на перевозках в городе работает только
муниципальное предприятие, как в Северодвинске, необходимости в этом нет. В
Архангельске работу перевозчиков надо организовать так, чтобы у одного
предприятия были как прибыльные, так и заведомо убыточные маршруты.
Что касается льготников, затраты на их перевозку в себестоимость проезда не
входят. За эту категорию пассажиров доплаты идут из федерального бюджета.
Артем Перевертайло, начальник управления транспорта и связи мэрии Архангельска:
- Перевозчики не могут отказаться от провоза льготников, пока им возмещаются
затраты. Сейчас компенсации поступают только на провоз федеральных льготников.
Но 70 процентов льготного пассажиропотока - из областного регистра. Мэрия
направляла обращения в адрес обладминистрации. Предлагалось либо дополнительно
компенсировать перевозчикам убытки от провоза областных льготников, либо
направлять на эти цели часть средств, поступающих из федерального бюджета.
Однако вопрос о компенсации не решен.
Дифференциация тарифа на проезд в Архангельске возникла не потому, что в городе
нет муниципального транспорта. В областном центре изначально одна из худших
транспортно-планировочных структур на Северо-Западе страны. Экспертные
исследования показывают, что ряд окраинных маршрутов попадает в разряд
пригородных. К ним стоит применять гибкие тарифные схемы и дотировать перевозки.
Тарифы повысятся, что выгодно перевозчикам. Увеличить прибыльность таких
маршрутов также можно, разбив их на два и более. Но оба варианта ударят по
карману населения. Ведь на окраинах, по которым проходят убыточные маршруты,
живут наименее социально защищенные горожане. Население окраин не должно
оказаться в неравном положении по отношению к горожанам, живущим в центре.
Правильней было бы создать на уровне области механизм дотирования перевозчиков,
сохранив по городу единый тариф.
|