Российская Газета
12 апреля 2007 (76)
Анна Смирнова
Сели на мели
Водному хозяйству не хватает финансов, а водным объектам - глубины
РЕСУРСЫ
Архангельск
ЖЕСТКИЕ условия финансирования водохозяйственных мероприятий, недостаток
нормативной базы для работы, предстоящий сложный паводок - такой круг проблем
очертили участники завершившегося вчера в Архангельске бассейнового совета по
Северной Двине.
О перспективах работы водохозяйственников по итогам работы совета корреспонденту
"РГ" рассказали его участники: заместитель руководителя Федерального агентства
водных ресурсов Ринад Сакаев и руководитель ДвинскоПечорского бассейнового
водного управления Федерального агентства водных ресурсов Анна Осинина.
Российская газета | На совете не раз говорилось о нехватке средств для
содержания водного хозяйства региона. Миллиарды рублей, полученные от сбора
водного налога, растворяются в общей массе бюджетных средств, и на водные
объекты идут крохи. Будут ли выделены "целевые" деньги на содержание рек и озер?
Анна Осинина | Новый Водный кодекс вводит платежи за предоставление и
пользование водными ресурсами. Возможно, эти средства будут иметь целевой
характер и направляться исключительно на водные мероприятия. Кстати, такая
система применялась прежде. До 2005 года эти средства оставались полностью в
бюджетах субъектов. Но, например, в Вологодской области только половина суммы
платежей шла на водные объекты, в Мурманской - три процента. Причем деньги были
немалые - порядка пятисот миллионов рублей в год. В Архангельской же области
водного фонда вообще не существовало.
Ринад Сакаев | Денег никогда не хватает, поэтому имеющиеся ресурсы надо
использовать максимально эффективно. Средства надо распределить по наиболее
важным проектам, исходя из трех основных функций Федерального агентства водных
ресурсов. Первая задача - сохранение водных объектов. Надо защитить Баренцево
море от выброса нефтепродуктов Кумженского месторождения в НАО. Вторая -
обеспечить пользователей. Здесь необходимо решить проблему с питьевой водой в
городах Вологде и Соколе. Был такой проект - повернуть вспять северные реки. По
нему построили водозабор, рассчитанный на более высокие уровни, нежели сейчас. В
результате зимой эти города испытывают недостаток воды.
Наконец, третья важная функция - противостоять негативному воздействию природы:
это образование оврагов, разрушение берегов, наводнения. В Архангельской области
паводок весны 2007 года осложняется тем, что на реках с аномальной зимы
сохранились ледовые заторы. Я для себя отметил, что необходимо разобраться с
ситуацией по Котласскому мосту, опоры которого может снести половодьем. Отмечу,
что проблема возникла изза мелководья, образовалось нагромождение льда, и река
сама изменила русло.
РГ | То есть, решая проблему паводка, надо бороться и с мелководьем?
Сакаев | На заседании бассейнового совета руководитель ГУ МЧС по Архангельской
области Михаил Бусин правильно сказал, что в этой ситуации необходимо
проработать совершенно новые решения. Заторы наносят огромный ущерб, и борьба с
ними сэкономит средства, которые идут на устранение последствий наводнения.
Например, в 1998 году на три четверти затопило Великий Устюг, и городу был
нанесен ущерб более пятисот миллионов рублей. То есть речь идет об эффективности
вложения государственных средств. Так, для спуска льда и избежания заторов на
реках можно использовать маломерное ледокольное судно. Стоит оно порядка ста
миллионов рублей. А работы по дноуглублению - это постоянное вложение финансов.
Затраты на возмещение убытков от паводка сократятся в любом случае. Поэтому
стоит подсчитать выгоду и недостатки каждого варианта и обосновать необходимость
выделения дополнительных средств.
Осинина | Населенные пункты Архангельской области подтопляет постоянно. Это
поселок Лименда Котласского района, под угрозой в этом году - село Емецк
Холмогорского района. Чтоб избежать ежегодного подтопления холмогорского села
Ломоносово, надо укрепить берега Северной Двины. И если бы не спускали лед в
рукавах Двины в районе Архангельска, часть Приморского района и Соломбальский
округ областного центра заливало бы водой даже изза небольшого затора.
РГ | Новый Водный кодекс требует проведения мониторинга русла рек, наносов и
отложений. Есть для этого база - финансовая, техническая?
Осинина | Мониторинг должен быть постоянным. Но сейчас состояние системы
наблюдения оставляет желать лучшего. Гидрометеорологические службы пытаются
восстанавливать наблюдательные посты, а на период паводка ставят временные. Но
изза нехватки денег приходится подключать и силы муниципальных образований. За
счет собственных средств обеспечивают работу постов местные власти Великого
Устюга, Котласского района. Как говорится, спасение утопающих - дело рук самих
утопающих. А мониторинг состояния дна - совершенно новое требование. Прежде
обследовался только фарватер водных путей, потому информации по несудоходным
участкам, где возникают заторы, недостаточно.
РГ | Водный кодекс предполагает постоянные исследования состояния воды в
водоемах. Сейчас этим занимается множество лабораторий. Как считаете, можно
оптимизировать эту работу за счет создания единого мощного центра мониторинга?
Сакаев | Я считаю, если исходить из эффективности вложения государственных
средств, целесообразнее иметь одну, но хорошо оснащенную современную
лабораторию. С высокой производительностью, квалифицированным персоналом,
возможностью обработки и анализа информации на самом высоком уровне. Федеральное
агентство просчитало эффективность создания такой лаборатории на примере
Камского бассейнового водного управления. Смотрите, что получается. Стоимость
взятия одной пробы воды - порядка десяти тысяч рублей. Три четверти затрат
приходится на проведение анализа. А параметры состояния воды необходимо замерять
систематически. Если пробы и анализы будут проводиться централизованно, затраты
на один анализ сократятся примерно до семи тысяч рублей.
Осинина | В Архангельской области есть специализированное федеральное
государственное учреждение, с аккредитованной лабораторией для взятия проб и
проведения анализа. Но изза нехватки площадей создать на его базе мощный
аналитический центр пока невозможно. Сейчас ведется проектирование нового
здания, и мы учитываем необходимость создания более мощной лаборатории. То есть
перспектива открытия единого центра мониторинга, который будет работать на
водных объектах не только Архангельской области, но и смежных регионов, есть.
РГ | Основа мониторинга и вообще работы в сфере водопользования - нормативные
акты, методики. Как скоро завершится нормотворческая работа в развитие Водного
кодекса?
Сакаев | Подзаконные нормативные акты сегодня - камень преткновения в реализации
положений Водного кодекса. Водопользователи уже обращаются за выписками из
водного реестра, но он пока не создан. Более того, необходимо сначала утвердить
методики его разработки, состав сведений, источники информации и так далее.
Работа предстоит огромная. Судите сами: в стране порядка пяти миллионов водных
объектов, данные, которые можно занести в реестр, имеются только на сто тысяч
объектов. Причем каждый объект должен оцениваться минимум по десяти параметрам,
каждый из них раскладывается, в свою очередь, на десятки характеристик. В реестр
будет внесено порядка полумиллиарда единиц информации. В целом объем работ по
созданию реестра перекрывает затраты на формирование государственного земельного
кадастра. Но на разработку земкадастра выделено свыше 40 миллиардов рублей, а
реестр надо создавать в рамках имеющегося финансирования.
В целом же план нормотворческой работы расписан до конца текущего года. Поэтапно
мы выйдем к полноценной работе в рамках нового законодательства.
|