Пресса Архангельской области
 



Российская Газета
6 апреля 2007 (72)
Ирина Скалина

Полоса препятствий

Масштабный ремонт федеральной трассы начнется только в будущем году

РАКУРС

Архангельская область

ЗАВЕРШЕНО обследование состояния участка федеральной трассы Москва-Архангельск (М8), проходящего по территории региона. Анализ провели представители управления дороги и подрядных организаций. Специалисты признают, что состояние дороги близко к критическому. Разрушено более 500 тысяч квадратных метров полотна.

Водители на трассе Москва-Архангельск единодушны в своей оценке: таких разрушений не было никогда. Скорость движения на многих участках не превышает 20 километров в час. Чем дальше от Архангельска, тем хуже дорога. Если в Приморском районе и большегрузные фуры, и легковые автомобили могут двигаться достаточно быстро, то в Холмогорском уже начинаются проблемы. Сравнительно ровные отрезки дорожного покрытия все чаще сменяются разбитыми. Последняя передышка перед серьезными испытаниями для машин и водителей - 11 километров в районе Сии. Капитальный ремонт этой части дороги закончили в прошлом году. Разрушения начинаются сразу при пересечении границы Холмогорского и Виноградовского районов. Если водитель не сбрасывает скорость у пограничного столба, он серьезно рискует. Дорога выглядит так, словно по ней прошла танковая колонна или ее бомбили с воздуха. Ямы значительных размеров, глубокие, с острыми краями. Типичная картина на въезде в Виноградовский район: машина медленно проезжает несколько десятков метров по дорожному покрытию и сворачивает на обочину - там меньше трясет. Сейчас основная дорога здесь. Обочины тоже придется восстанавливать. Правой стороны никто не придерживается. Встречная полоса почемуто всегда выглядит менее разбитой. Автомобили двигаются зигзагами, объезжая по возможности самые крупные ямы.

Дорога ушла в отказ

К таким участкам дорожники с техникой для ямочного ремонта и подступиться боятся - латают дыры там, где они не сплошные. Ямы заполняют мелким щебнем и эмульсией под высоким давлением. Это как поставить пломбу в зуб, но пломбу временную. Щебневая заплата держится год. И, если продолжать ассоциации со стоматологией, при остатках зуба пломба бесполезна.

"Дорога ушла в отказ" - так назвал ситуацию Юрий Колебакин, дорожный мастер Виноградовского участка Приморского филиала дорожно-эксплуатационного предприятия. Разрушено покрытие федеральной трассы даже в поселке Березник. Жители домов у дороги жалуются, что при прохождении фур и лесовозов изза грохота невозможно уснуть, а со столов падает посуда. Водители с трудом подбирают слова из литературного русского.

Шофер новой иномарки Дмитрий сообщил, что собирался доехать из Архангельска до Москвы, "как пару лет назад", за 14 часов. После первых двухсот километров подсчитал, что не доберется и за 20 часов, и жалел, что не отправился в столицу самолетом. Вячеслав год назад путь от Калуги до Архангельска на фуре проделывал за 24 часа. Вторые сутки на исходе, а дальнобойщик не знает, удастся ли засветло доехать до столицы Поморья. Уже сломана рессора. Сидящий за рулем лесовоза Михаил рассказал, что стокилометровый участок по Виноградовскому району он преодолевает - "крадется" 12 часов - исключительно на первой и второй передачах. Именно лесовозы, вернее, их количество, стали одной из причин нынешнего состояния федеральной трассы. Прошлой весной заготовленный и уложенный в плоты лес по реке сплавить не удалось, осталась лишь возможность перевезти более миллиона кубометров древесины по дороге. Неблагоприятные условия прошедшей зимы - большое количество "переходов через ноль" (перепады температур с плюса на минус) - и многолетние недоделки привели к "усталости покрытия". В районе деревни Шидрово, где машины лавируют по узким полоскам асфальта между гигантскими ямами, ремонт не проводился с 1981 года - времени постройки участка. И таких отрезков, на которых покрытие не менялось 20-30 лет, на дороге множество.

По нормативам каждые три года должна проводиться поверхностная обработка дорожного полотна - укрепление относительно ровных участков трассы, каждые шесть лет - проводиться плановый ремонт, а каждые 12 - капитальный ремонт с заменой основания. Это называется "жизненный цикл дороги".

Диагностика, проведенная РосавтодорНИИ перед началом весеннего сезона, выявила, что нормативным требованиям по ровности на архангельском отрезке федеральной трассы М8 отвечает 49,3 процента полотна, по прочности - 61 процент, по сцепным качествам покрытия - 97 процентов. Из 533,7 километра архангельского участка нормам не соответствовало более трехсот. Сейчас дорожники фиксируют уже не несоответствие нормативам, а масштабы разрушений: более 500 тысяч квадратных метров - как одна сплошная яма шириной в дорогу и длиной 70 километров. И эта цифра не окончательная - максимум разрушений на дорогах приходится на период после весеннего паводка.

Залатать дыры

Рейтинг районов по степени разрушений выглядит так: самый устроенный - Приморский, далее - Шенкурский, Холмогорский, Вельский, Виноградовский. Дорожники сейчас даже не называют самые неблагополучные участки трассы. По сложности проезда Вельский район ненамного отстает от Виноградовского. На так называемом вельском серпантине (извилистый участок при подъезде к Вельску) ямы в сочетании с многочисленными поворотами создают дополнительную сложность для водителей. Как поясняет Александр Шадрин, директор Вельского филиала дорожно- эксплуатационного предприятия, федеральную трассу прокладывали по существующим дорогам, лишь бы соединить Архангельск с Вологдой. В 60-70е годы не было технологий, позволяющих вести магистраль через болота. Сейчас это возможно, но 22километровый отрезок в обход Вельска и окружающих деревень может стоить до нескольких миллиардов рублей. Начавшееся в 90е годы строительство более десяти лет назад было прекращено. И сейчас старый проект уже не соответствует современным требованиям по нагрузке и интенсивности движения.

- В настоящее время нагрузки превышают расчетные в три-пять раз, - говорит Александр Шадрин. - За последние пять лет на участке в 225 километров, обслуживаемом вельскими дорожниками, капитально было отремонтировано только четыре с половиной километра, а в таком ремонте нуждается 70 процентов дороги.

В Вельском районе на латании трассы работает самая большая в области машина для ямочного ремонта "Турбо7000". Такая техника эффективна при двухтрехпроцентных разрушениях на дороге. Асфальтового покрытия на сумму 140 миллионов рублей уложат дорожники в этом году только в ямы федеральной трассы - если Росавтодор сдержит обещания по дополнительному финансированию на текущий ремонт.

Облегченный капитальный

С 2008 года запланировано ремонтировать до 100 километров дорожного полотна в год. Но это будет не капитальный ремонт с заменой основания. В Федеральном дорожном агентстве используют неофициальный термин - "масштабный ремонт". Он дешевле капитального в разы, его главная цель - залатать ямы и обеспечить, как говорят дорожники, проезжаемость. Если капитальный ремонт километра федеральной трассы в пределах Архангельской области стоит 20-25 миллионов рублей, то масштабный (еще один неофициальный термин - "облегченный капитальный") - обойдется в 8-10 миллионов за километр. Смысл ясен: за меньшую стоимость отремонтировать больше дорожного полотна. Скорость на таких участках будет ограничена, не будут соблюдаться некоторые стандарты, к примеру, по поперечным уклонам дороги. Другого выхода для архангельского отрезка трассы М8 пока нет. Технологии для облегченного капитального ремонта, возможно, уже испытают этим летом на экспериментальном отрезке в 10 километров. Методика заключается во вторичном использовании имеющейся "дорожной одежды" (покрытие с подлежащим слоем).

Выглядит это так: дорожное полотно срезается, измельчается и смешивается с эмульсиями и минеральными материалами. Затем вновь укладывается на дорогу, а сверху - новый слой покрытия. Процесс осуществляется непрерывно несколькими машинами. Если способ окажется эффективным, Росавтодор готов продолжить его применение в 2008м и последующих годах на значительных по протяженности участках трассы.

Тем временем

Глава администрации области Николай Киселев сообщил, что в результате переговоров в Министерстве транспорта РФ принято решение о приведении в порядок трассы М8. Федеральные ассигнования на ремонт и строительство дороги Архангельск-Москва в 2008 году будут увеличены до одного миллиарда рублей, а затем сумму удвоят и работы будут финансироваться из расчета два миллиарда рублей ежегодно.



Российская Газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя