Пресса Архангельской области
   
Птица счастья
Птица счастья



Архангельск
26 октября 2001 (200)
В.Паленко

ЖИВЕМ НАДЕЖДОЙ НА НОВЫЕ КВОТЫ

Несколько дней назад прошли торжества по случаю окончания строительства траулера "Архангельск" на северодвинской <Звездочке>. Чуть раньше отгремела музыка на церемонии закладки в ее цехах корпусов еще двух рыболовных судов. На очереди три следующих. Видимо, успешная работа в море головного траулера <Ягры> убедила российских судовладельцев, что флот можно обновлять не только за счет иностранного <секонд-хэнда>. Среди подавших заявку на строительство нового траулера есть и ЗАО <Флотархангельскрыбпром>. И это стало поводом, чтобы встретиться и побеседовать с генеральным директором этого предприятия В. К. Щербаковым.

- Виктор Константинович, утверждают, что стоимость судна, построенного на <Звездочке>, равна 6 - 8 миллионам американских долларов. Наверное, есть веские причины, чтобы уже сегодня пойти на такие расходы?

- Желание приобрести новое судно, которое способно вести промысел на разных глубинах, добывать и обрабатывать разные породы рыб, есть давно. В настоящее время мы очень ограничены в сроках, районах и объектах промысла. Два наших траулера по своему техническому оснащению могут вырабатывать только охлажденную рыбопродукцию, то есть улов смешивается со льдом и хранится в пластмассовых ящиках. Но рыба в этом состоянии не может долго оставаться свежей. Судам приходится через каждые 7 - 9 дней заходить в порт для выгрузки, вести лов где-то поблизости. И, наконец, рыбаки работают донными тралами, промышляют рыбу только тресковых пород. С приобретением многоцелевого траулера мы не только будем дальше ходить и больше ловить, у нас появится возможность эффективнее использовать имеющиеся суда. Но судно-новострой действительно стоит дорого. Самостоятельно, без банковского кредита нам такую сумму не осилить.

- Как сегодня работают суда <Флотархангельскрыбпрома>?

- Многие годы мы сотрудничаем с рыбообрабатывающими фабриками Норвегии. С их руководством у нас сложились тесные доверительные отношения. Работать с ними приятно. Процесс обработки судна в норвежском порту отлажен четко. Если утром траулер с грузом заходит в порт, то уже вечером, заправленный топливом, пресной водой и льдом, он возвращается на промысел. Случалось, что на судах возникали проблемы, требующие помощи норвежской стороны. И не было ни одного случая, когда бы мы такую помощь не получили. В настоящее время оба наших судна стоят у причала на СРЗ <Красная кузница>. Квота на треску закончилась, возможности получить разрешение на ее вылов не будет до начала следующего года. На судах проводится вялотекущий ремонт с таким расчетом, чтобы растянуть его до нового года, хотя работы такого объема обычно выполняются за месяц.

- Наверное, приходилось слышать упреки по поводу того, что ваши суда работают на иностранного дядю, развивают экономику другого государства?

- Слышу их постоянно. <Флотархрыбпром> укоряют, стыдят, обвиняют. В ответ привожу один и тот же пример. У нас были попытки возить охлажденную рыбу в Архангельск. Но от этого пришлось отказаться, поскольку встретили трудности, для нас непреодолимые. По российским правилам, прежде чем начать выгрузку рыбопродукции, необходимо сделать анализ ее качества. На это тратится много времени. Простаивают суда - полбеды. Рыба в трюмах имеет ограниченные сроки хранения, сразу возникают проблемы с ее реализацией. Пытались пойти по другому пути: сдавали груз на холодильник для заморозки. В этом случае рыбу уже нельзя назвать свежей, теряется качество, существенно увеличиваются затраты и падает цена.

Кроме того, в России, прежде чем рыбу продать, надо заплатить за нее налоги и сборы. Откуда рыбопромышленник заранее возьмет деньги, не интересует никого. Но и это еще не все. С приходом на родину первых три дня капитан, старший штурман и старший механик заняты только тем, что принимают различные комиссии. Как-то мы с главным инженером подсчитали, оказалось, 58 организаций имеют право проверить и задержать судно в порту. У нас целый отдел занят подготовкой документов для инспекторов, чтобы по прихода судов проверки шли без задержек. В Норвегии с такими проблемами наши моряки не сталкиваются: все бумажные дела решает судовой агент, занимает это не более часа.

- По роду работы вам часто приходится бывать в других портовых городах - в Санкт-Петербурге, в Мурманске. Как там организовано обслуживание рыболовных судов?

- Так же плохо, как и в Архангельске. В Питере до недавнего времени существовала мощная рыбодобывающая организация <Ленрыбпром>. По объемам вылова ее можно было сравнивать с Архангельским траловым флотом. Промысловые суда, плавбазы, рефрижераторы работали во всех промысловых районах Мирового океана. Сейчас <Ленрыбпрома> нет; предприятие с успехом развалено, его флот растащен и поделен между мелкими фирмочками.

Мы еще помним то время, когда в Мурманском рыбном порту все причалы были заняты, выгрузка рыбы шла днем и ночью, ежедневно выходили на промысел до десятка траулеров. Сегодня в Мурманске тихо и пусто. Причина запустения очень простая. Любое русское судно, заходящее в российские порты, сталкивается с массой трудностей, создаваемых искусственно. Целый аппарат чиновников от флота никак не заинтересован в скорейшей обработке судна и выходе его в рейс. Перед ним стоит другая задача - выкачать из судовладельца как можно больше денег. Стоимость одного судозахода в Россию равна 12 - 14 посещениям этого судна норвежских портов. Рыбопромышленники убедились, что гораздо дешевле и проще сменить экипаж, отремонтировать судно, предположим, в Киркенесе. И то, что Тромсе, Хенигсвог, Хаммерфест, Вадсе, Ботсфиорд стали базовыми портами для российских флотов, результат этой, прямо скажу, неразумной политики.

- Квоты на вылов трески - объекта промысла, традиционного для рыбаковсеверян, явно занижены. Суда простаивают по полгода. Как живут моряки в таких условиях?

- Экипажи рыбацких судов поставлены в положение, хуже которого придумать трудно. Нет работы - нет и денег. Раньше за каждым траулером были закреплены по две команды. Сейчас сохраняется один неполный штат. Люди не увольняются с судна только потому, что и в других рыбацких организациях жизнь не лучше. Но опасение остаться без профессионально подготовленных рыбаков у нас есть. В поисках лучшей доли наши специалисты добрались уже до Дальнего Востока. Вернутся ли они по окончании командировки? К сожалению, среди руководителей флотов до сих пор нет ясного представления о том, как будут распределяться квоты 2002 года. В случае, если половина выделяемого к вылову количества рыбы уйдет на аукцион, для нормальной работы судов в море оставшегося, конечно, будет мало. Кроме того, при распределении квот негативно отражается разделение предприятий на своих - государственное и чужих - акционерное. Мы, акционерное общество, так же строго соблюдаем российские законы, так же добросовестно и в срок платим налоги. И рыбаки наших судов не меньше, чем работники государственного предприятия, хотят работать и зарабатывать. А пока все мы - от генерального директора до матроса траулера - живем только надеждами на новые квоты.

Интервью вел Владимир ПАЛЕНКО.