Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья



Архангельск
18 апреля 2001 (70)
Ярыгин С.

Профессия водолаз

- И как вы в такую холодную воду, да еще под лед будете нырять? - удивлялась дежурная водозаборного сооружения ОАО "Силбет", глядя, как готовятся к выходу на реку начальник отдела подводно-технических работ Александр Терновой и водолаз Дмитрий Попов.

- Ребята такая, хозяюшка, - отвечая Александр Федорович. - Зимой вода чище, а то летом в мути пока найдешь эту вашу трубу...

Дело в том, что один из видов работ, выполняемых полномочным представителем приморского "Лестопрома" А. Ф. Терновым и его напарниками, является именно смотр рыбозащитных сеток на водозаборных трубах. В принципе они могут заниматься любыми работами - от музейных раскопок и подъема затонувших предметов до осмотра дюкеров, могут трудиться по заданию органов внутренних дел, как было в предыдущий день. А сегодня вот - поиск на дне реки трубы с оголовком, осмотр защитной сетки, установка ее, если таковой не окажется, фотографирование сделанной работы.

Заранее в месте предполагаемого нахождения трубы была выдолблена майна. Почему предполагаемого? Да потому, что схемы водозаборных сооружений очень часто бывают потеряны, т. е. водолазам надо еще и восстановить эти документы.

Итак, по воде, проступившей на растресканном весеннем льду, мы идем к месту работы. Сегодня под воду собирается Дмитрий, а на страховке Александр Федорович. Дмитрий был водолазом в армии, а сейчас работает в областной поисково-спасательной службе.

- Мы работаем три года, - рассказывает он. - За это время подготовили водолазов, а снаряжения нет. Александр Федорович дает оборудование и работу, то есть у нас есть возможность практиковаться. Пытаемся создать в своей службе водолазное направление.

У такого специалиста, как А. Ф. Терновой, есть чему поучиться. Он председатель Федерации подводного спорта, имеет очень большой опыт работы, подготовил 560 аквалангистов, многие из которых стали профессионалами. Вот и сейчас, перед погружением, он дает последние наставления Дмитрию. Водолаз уходит под лед, а страхующий держит с ним связь через сигнальную веревку, направляет его действия. Д. Попов выныривает. Сообщает, что трубы с оголовком не видно. Отдыхает и снова уходит под лед.

- Здесь и глубина не большая, но я всегда волнуюсь, когда сижу на страховке, - говорит Александр Федорович. - Уж лучше бы я сам там, внизу, был.

И вновь Дмитрий на льду. Вновь поиски не увенчались успехом. Опять готовится к погружению... С содроганием смотрю на это. Ведь даже наверху холодно - дует пронизывающий ветер. А там, подо льдом...

- Там красиво, - рассказывает Терновой. - Очень светло, лед, как линза. воздух, что выдыхает водолаз, осаживается под кромкой льда... Наверху такого не увидишь...

Может быть, и эта подводная красота - одна из причин, по которым люди выбирают именно данную профессию. И пусть сегодня поиски ничего не дали, завтра надо долбить новую майну и вновь нырять - только для нас, посторонних, все это напоминает какие-то экстремальные испытания возможностей человека. Для них это - именно работа, дело, без которого мир стал бы намного скучнее.

Сергей ЯРЫГИН.