|
Архангельск
6 марта 2003 (41)
Людмила Асютченко.
"Жилкомсервис" - один за семерых
- Разумное управленческое решение может обеспечить снижение затрат на 15-20
процентов, - считает первый заместитель мэра Архангельска по городскому
хозяйству П. П. Орлов. Когда Петр Петрович только-только заступал на свой
нынешний пост, он первым делом обещал устроить городскому хозяйству полную
ревизию. И слово свое сдержал.
Пока же за городское ЖКХ кто только не отвечает - и администрация округа, и
управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии, и спецавтохозяйство, и
"Водоканал", и "Облгаз". В итоге не отвечает никто. Растерявшийся житель не
знает, куда обратиться, и по старинке бежит в родное ЖЭУ. А это чистый подрядчик
- что ему многоголосый и нестройный хор заказчиков велит, то он и делает. Житель
перед этим семиглавым драконом, сдирающим с него немалые деньги, практически не
защищен. У него заключен договор только на содержание жилья, и даже юридически
отстоять свои права бывает ох как непросто.
И вот на недавней сессии городского Совета было принято решение о создании в
Архангельске службы единого заказчика. Эта служба будет иметь вид муниципального
унитарного предприятия "Жилкомсервис". Теперь схема управления жилищно-
коммунальным хозяйством города обретет недостающее звено (есть надежда, что оно
не окажется слабым) и многообещающую стройность: собственник жилого фонда -
заказчик - подрядчики.
Проект создания "Жилкомсервиса" разрабатывали в течение полугода. С первого раза
городские депутаты его не утвердили. Оказалось, что это даже к лучшему: были
проведены депутатские слушания, на которых авторам проекта пришлось ответить на
50 вопросов. Во-просы вызывали споры, споры рождали истину, заставляли самих
чиновников глубже вникать в проблему, а значит, находить оптимальное решение.
Впрочем, на первом этапе деньги будет по-прежнему собирать ИРЦ (информационно-
расчетный центр). Есть опасение, что поставщики услуг, скажем, то же
"Архэнерго", смогут в случае образования долга заблокировать счета
"Жилкомсервиса", войди в его состав ИРЦ. А новорожденному "Жилкомсервису"
предстоит еще встать на ноги, хорошо зарекомендовать себя. Тогда ему можно будет
отдать и ИРЦ, и управление капитального ремонта. Тогда единый заказчик сможет
сам решать, какой объект ремонтировать в первую очередь.
Если услуга не оказывается, компания заинтересована в том, чтобы за нее не
платить поставщику. Раньше происходило примерно так: если в доме нет воды,
скажем, дня три, забьет тревогу пара-тройка самых слабонервных жильцов, вот им-
то перерасчет оплаты и сделают. А остальным: нет заявления - нет перерасчета.
Теперь же наступит совсем другая жизнь. Обратится житель "обезвоженного" дома в
управляющую компанию, она составит акт и автоматически сделает перерасчет всему
дому. В принципе "Жилкомсервис" сам будет заинтересован в том, чтобы следить за
наличием воды в каждом доме и за некачественно или несвоевременно оказанные
услуги уменьшать плату подрядчикам. То есть будет защищать права жильцов.
Первоначальные сомнения депутатов в отношении новой структуры ЖКХ вполне
понятны. Сколько можно экспериментировать - то один департамент, то три
управления, то создали МУГХ, то упразднили... Но МУГХ - это было нечто другое. В
их ведение входило все - благоустройство, дороги, освещение, дома, водопровод.
Как бы маленькие отдельные городочки. И они не выдержали свалившихся на них
финансовых нагрузок, накопили долги и увязли в них, как мухи в паутине.
"Жилкомсервис" же должен отвечать только за дома, и больше ни за что.
П. П. Орлов признает, что много сил, особенно в первое время, придется тратить
на работу с жалобами населения - даже первому заместителю мэра их приносят по
30-40 в день, а ведь это уже не первая инстанция. Но с другой стороны, если
"Жилкомсервис" приучит подрядчика к тому, что неоказанная услуга автоматически
не оплачивается, тот будет по-другому себя вести.
В проекте, на бумаге, все, как всегда, выглядит гладко и оптимистично. Новая
структура ЖКХ позволит демонополизировать отрасль, выбирая наиболее выгодных
подрядчиков и поставщиков услуг. Договорные отношения повысят ответственность
сторон, отсюда планируется и рост качества работ и услуг. Более рационально
будут расходоваться бюджетные средства и деньги потребителей. Права граждан
защитит договор найма или договор на оказание ЖКУ. Но, как говорили классики,
критерий истины - практика. Остается надеяться, что благим начинаниям не
помешает наша российская беда - человеческий фактор и всеобщая увлеченность
поиском лазеек в законах.
| |