Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
2003/05/23/1053696000-28.shtml>В Коми определяют круг задач нового министерства

2003/05/23/1053695636-3.shtml>В Центре социальной помощи семье и детям состоялась ставшая уже традиционной встреча приемных семей города

2003/05/23/1053695283-3.shtml>С 26 по 30 мая в Архангельске пройдут 5-дневные сборы для юношей 10-х классов школ города

2003/05/23/1053690900-2.shtml>Куда податься человеку в пограничном состоянии?

2003/05/23/1053690000-2.shtml>Лидер СПС обратил взор на русский Север

2003/05/23/1053689100-2.shtml>Потеряно 150 экзаменационных работ

2003/05/23/1053688200-2.shtml>Колбасно-молочно-кондитерский рай

2003/05/23/1053687600-28.shtml>В Коми началось празднование Дней славянской письменности и культуры

  

Архангельск
2 апреля 2003 (69)
Николай Салтыков, Игорь Гуревич.

Севморпуть: Архангельск и Мурманск - претензии на лидерство

Вот уже пять лет идут разговоры о возрождении арктического морского транспортного коридора - Северного морского пути. Долгие годы Севморпуть был преимущественно внутригосударственной трассой, обслуживающей нужды Усеверного завозаФ и обеспечивающей транспортировку руды, металлов, леса. Эксплуатировался он более 70 лет, в начале 80-х годов прошлого века объем ежегодных грузоперевозок приближался к 7 миллионам тонн. В начале 90-х объемы упали до полутора миллионов, трасса потеряла рентабельность и стала приходить в запустение.

Россия добывает сейчас порядка 320-350 млн. тонн нефти в год. На экспорт в прошлом году было отправлено 195 млн. тонн, и это далеко не предел. Однако экспорт нефти сдерживается неразвитостью транспортной инфраструктуры. Ни система трубопроводов, ни задействованные в перевалке нефти порты не способны обеспечить необходимого объема поставок сырья. Через несколько лет дефицит экспортных мощностей составит 80 млн. тонн в год. А это будет ограничивать увеличение добычи, которая, по некоторым прогнозам, к 2010 году может достичь 510 млн. тонн в год. Поэтому интерес к Севморпути проявляют прежде всего крупные отечественные добывающие компании.

Аргументы Мурманска сформулировал губернатор Юрий Евдокимов: альтернативы Мурманску по вывозу нефти на внешний рынок не существует. Нет другого порта в России, который способен принимать корабли дедвейтом свыше 200-250 тыс. тонн. А если речь идет о транспортировке нефти за океан, то судами водоизмещением даже в 120 тыс. тонн пользоваться невыгодно. Нужны крупные танкеры, которые способны обрабатывать только Мурманский порт. В Мурманск нефть будет попадать по нефтепроводу - до 80 млн. тонн в год (железные дороги Мурманской области с такими объемами перевозок справиться не в состоянии, а их модернизация и расширение невозможны из-за проблемного ландшафта). Нефтепровод будет построен к 2007 году, если строительство начнется, как запланировано, в 2004-м. Нужен и нефтяной порт - сейчас его нет. Пока реализация этого проекта застопорилась. Финансировать строительство брались крупные нефтедобывающие компании, но, по мнению федеральной власти, частный нефтепровод России не нужен. Ожидая разрешения вопроса, Мурманский порт занимается перевалкой на крупнотоннажники нефти компании "ЮКОС", доставляемой малыми судами из частного порта Витино (Кандалакшский залив).

Все очевиднее перспектива дальнейшего развития сотрудничества Архангельска с портами стран Баренцева региона. После проведения в акватории порта дноуглубительных работ стала возможна доставка грузов, в том числе нефти, малотоннажными судами из Архангельска в Киркенес, а оттуда уже в Европу, Азию и Америку. Эту идею активно поддерживает Евросоюз, который из-за экологически напряженной обстановки снижает транспортировку грузов через Балтийское море. Со своей стороны, Северное морское пароходство готово возить эти грузы через Баренцево и Норвежское моря. Уже запущен совместный норвежско-российский проект "Поморская линия": перевозка продукции российских металлургических предприятий морским путем из Архангельска в Киркенес (с перевалкой на суда большого тоннажа) и далее в страны Юго-Восточной Азии и США.

Сегодняшние 5 миллионов тонн Архангельска в сравнении с далекой перспективой Мурман-ска в 80 миллионов, быть может, выглядят местечково. Но, кроме уже существующих и развивающихся связей между архангель-ским и скандинавскими портами, у Архангельска есть очень сильный аргумент - разработка Мезенской синеклизы, которая может "стартовать" в любой момент. Мурманск ориентируется на уже действующие месторождения и под них строит схемы транспортировки. Мезенская синеклиза может коренным образом изменить географию нефтедобычи. Это последний в России неизученный газонефтеносный участок, его предполагаемые ресурсы - около 600 миллионов тонн геологических запасов нефти. Российский нефтяной бизнес относится к данному прогнозу очень серьезно. До этого не было случая, чтобы крупнейшие добывающие компании России "ЛУКойл", "Газпром", "Сургутнефтегаз", "Роснефть", "Норникель" объединяли свои усилия в геологоразведке.

С одной стороны, вариант порт Архангельск - Киркенес оставляет самую прибыльную операцию во всей системе транспортировки - перевалку с судна на судно - иностранцам. Это, в частности, отмечает Юрий Евдокимов, "слабое звено" в ставке на Архангельск.

Но есть вариант примирения позиций обоих претендентов на лидерство. Например, осуществление перевалки нефти с малотоннажных судов, загруженных в Архангельском порту, на крупнотоннажные не в Киркенесе, а в глубоководном порту Мурманска.



Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Вельск-инфо
Вельские вести
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Двиноважье
Двинская правда
Заря
Звезда
Звездочка
Знамя
Знамя труда
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
МК в Архангельске
Моряк Севера
Нарьяна вындер
Независимое обозрение - Архангельск
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь