Архангельск
1 февраля 2006 (17)
Инф.
Он сказал "мама"!
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным.
Но, к сожалению, не каждый ребенок легко вступает в контакт со сверстниками и
взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: психологические, речевые или
физиологические проблемы, природная застенчивость. О том, что и как должен
говорить подрастающий человечек, рассказывает логопед-дефектолог Галина
Рудковская.
Задача родителей - вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш,
разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь. Надо четко
усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника. Очень
важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился
вам отвечать. Помните - он запоминает, что и как вы говорите. Именно вашей речью
пополняется его активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная
речь ребенка.
Нужно насторожиться, если ребенок примерно к году и двум месяцам не повторяет за
взрослым слоги и односложные слова ("ба", "да" и т. п.) - у него отсутствует
звукоподражание, если в два года малыш самостоятельно не строит предложения из
двух слов. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша,
родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.
Примерный возраст и умения ребенка
4 месяца. Произносит гласные звуки, близкие к "а, ы, у", возможно, в сочетанием
с согласным "г" (гулит).
8 месяцев. Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное.
10 месяцев. Произносит серии одинаковых слогов: "дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-
ма" (лепечет).
1 год 2 месяца. Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже
умеет произносить, реагирует на свое имя.
1 год 6 месяцев. Говорит на "своем языке" - произносит множество слогов и их
сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие папа, мама, деда, баба и т. п.
Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова:
"папа", "мама", "на", "да", "дай" и т. п. Показывает, где у куклы глазки, носик
и т. д., те же части тела показывает у людей.
1 год 8 месяцев. Активно произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и т. п.
Стремительно растет словарный запас.
1 год 10 месяцев. Произносит двухсложные слова и два слога из трехсложных слов
("синя" - машина). При произношении опускает первый звук в слове или конечный
согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.
2 года 2 месяца. Говорит словосочетания типа "мама Лена". Строит предложения из
двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)". Пытается произносить трехсложные и
четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения,
называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого
предложения с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Использует дательный падеж
для обозначения лица: "дай Вове", обозначает направление, опуская предлог: "иди
маме".
2 года 6 месяцев. Произносит простые предложения из трех-четырех слов.
Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка". Начинает употреблять в
речи предлоги.
3 года. Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том
числе сложноподчиненные, предложения. Ребенок понимает, кто он: мальчик или
девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения.
4 года. В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами,
согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Постепенно уходят
дефекты звукопроизношения.
5 лет. В этом возрасте ребенок использует сложные предложения, все
грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются
деепричастия. Совершенствуются возможности пересказа. Заканчивается формирование
правильного произношения согласных.
6 лет. Самостоятельно определяет наличие звука в слове, отбирает картинки,
придумывает слова с заданным звуком, выделяет ударный гласный, первый и
последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного
запаса.
|