Архангельск
1 марта 2006 (35)
Юлия Петровская
Юрий Варфоломеев: "Малоэтажное домостроение - это перспективно"
В Архангельской области приступили к реализации национальных проектов,
инициированных Президентом РФ. Излишне говорить, что все проекты так или иначе
взаимосвязаны, поскольку осуществление задач одного невозможно без реализации
другого. В этом убежден заслуженный деятель науки, доктор технических наук,
профессор, заведующий кафедрой инженерных конструкций и архитектуры АГТУ Юрий
Варфоломеев. Он рассказывает, как "пересекаются" образовательный и жилищный
приоритеты.
- Известно, что деревянный жилой фонд в Архангельске очень изношен, но дело в
том, что уже в ближайшее время наступит срок износа крупнопанельных пятиэтажек.
Время поджимает нас со строительством нового жилья. Так вот, одним из путей
решения этой проблемы я вижу строительство малоэтажных жилых домов в зеленой
зоне пригорода.
Между прочим, в АГТУ еще в 1999-м стали активно заниматься этим перспективным
направлением. Совместно с норвежцами был разработан проект по строительству в
суровых климатических условиях комфортабельных энергоэкономичных домов из
древесины. Сейчас это самый крупный российско-норвежский проект. Его стоимость
более полумиллиона долларов. Уже планируем следующую, более крупную
экспериментально-производственную работу в этом же направлении. Кстати, в
проекте участвуют студенты строительного факультета университета. Прошлым летом
они прошли практику в Норвегии по изучению производства деревянных модульных
домов. В этом году мы набираем еще группу студентов, которая будет заниматься
проектированием. Но самое главное - в АГТУ с 2000 года сформировалась мощнейшая
армия студенческих строительных отрядов. Сейчас в наших ССО ежегодно трудится
660 человек, которые могут заняться строительством малоэтажных домов.
- А почему вы остановились на малоэтажном домостроении?
- Это перспективно. Во всем мире люди из больших городов переселяются в
пригород. Однако у нас за город никто не поедет, пока там не будет всех удобств.
В комфортабельном доме обязательно есть канализация - или централизованная, или
автономная. Отопление тоже может быть локальным, на один дом или несколько.
Причем котельные должны быть для разных видов топлива. А что у нас сейчас
происходит? В лесные поселки завозят каменный уголь, потому что тамошние
котельные рассчитаны только на этот вид топлива. И это при том, что рядом стоит
засохший лес. Кстати, зона усыхающих лесов - это не только источник прекрасных
дров. Там целесообразно развивать малые производства по изготовлению
комплектующих для современного домостроения. Для решения этой задачи мы можем
предложить как кадры - те же стройотряды, например, - так и услуги по
проектированию и возведению малых производств по переработке сухостойной
древесины по мировым технологиям. Здесь готовы потрудиться наши выпускники и
аспиранты.
- Скажите, как все это связано с образованием?
- Нам надо конкретизировать образование, больше связывать его с производством.
Например, в середине 90-х годов у нас на строительном факультете у студентов, по
существу, не было качественной производственной практики. Проблема была и с
трудоустройством выпускников.
Сейчас все изменилось - с первого курса студенты АГТУ могут получать рабочие
профессии строительного профиля, а летом проходить производственную практику в
строительных отрядах. Кстати, наши ССО признаны одними из лучших в России, а по
численности давно превосходят крупные тресты Архангельской области. Другими
словами, если процесс обучения приблизить к производству, то мы получим
специалистов, которые могут сразу приносить пользу.
Сейчас у нас много модных специальностей, с которыми потом сложно бывает куда-то
трудоустроиться. Поэтому реклама образовательных услуг должна соответствовать
потребностям. И, конечно, необходима многоуровневая система обучения.
Университет надо превратить в крупный научно-образовательный центр. Наглядный
пример многоступенчатой подготовки специалистов на строительном факультете АГТУ:
рабочий - инженер - кандидат наук - доктор наук. И все это в непосредственной
связи с производством. В данном примере нет ступени, соответствующей бакалавру.
Однако это легко исправить, тем более что по условиям конкурсного отбора в
рамках приоритетного проекта "Образование" в высшем учебном заведении должны
реализовываться многоуровневые программы - бакалавриат и магистратура.
Неплохо, если в каждом институте будет разработана рейтинговая система оценки
труда преподавателей (оценивают их студенты по окончании вуза). И по этому
рейтингу делать преподавателям персональные надбавки. Ты лучший - и тебя
поощряют. Например, для лучших школьных учителей уже установлены надбавки по 10
тысяч рублей в месяц.
Кстати, при отборе вуза на получение премии от государства следует учитывать в
первую очередь активное участие вуза в экономическом развитии региона, а не
только количество докторов наук. А для этого вузу необходимо обладать также и
активно действующими инновационными структурами.
|