Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Архангельск
21 апреля 2006 (70)
Алексей Шептунов

Евгений Зимирев: "Слово "рисунок" - мужского рода!"

Недавно указом Президента России известному архангельскому художнику Евгению Зимиреву было присвоено звание "Заслуженный художник России". Мы сидим с Евгением Николаевичем в его мастерской с видом на город на девятом этаже большого дома в привокзальном районе среди творческого хаоса из уже готовых и еще не завершенных работ, окурков, книг, икон и фотографий на стенах. Беседуем о линиях на бумаге, превратившихся в линию жизни.

- Евгений Николаевич, когда рисование вошло в вашу жизнь и сколько прошло времени до того момента, когда вы осознали, что хотите всю ее посвятить этому делу?

- Рисовал сколько себя помню! Мой отец, военный инженер, всячески поддерживал во мне эту страсть, сохранил все мои рисунки, их очень много, и самый первый, нарисованный, наверное, в двухлетнем возрасте, если не раньше. Сначала рисовал пером - мне очень нравилось, как оно скользит по бумаге, все эти ощущения: Схожу в кино - и рисую по фильмам. Лет в двенадцать, с подачи отца, с обычных чернил перешел на тушь. Года за два до школы начал ходить в изостудию Дворца пионеров, где моим учителем был Иван Эдуардович Буржинский. Я рисовал буквально запоем. В общем, у меня с детства не было никаких сомнений относительно того, кем я хочу стать, чем заниматься в жизни. Единственным искушением после школы стал театральный институт - я был участником школьного театра, с которым мы часто занимали первые места в городских конкурсах самодеятельных театров. Но потом пришлось выбирать что-то одно. Я выбрал живопись и об этом ни разу не пожалел!

- Каждый художник по-разному определяет для себя творчество. В чем философия вашего?

- Для меня рисунок - это бесконечность. Он постоянно развивается, движется вперед, и я вместе с ним. При этом иногда чувствуешь себя просто беспомощным. Сложно нарисовать так, чтобы потом сказать самому себе: удалось! Ну, может, раз в десять лет. Вообще, искусство - это соединение воедино чувства, знания и умения. Причем я часто думаю о том, что слово "рисунок" - мужского рода, в отличие от таких видов искусства, как скульптура, живопись, керамика и так далее. Рисунок движим желанием создать нечто выразительное, но минимумом средств, хотя при этом иногда приходится вкладывать максимум сил. Как-то видел в Эрмитаже около сорока мало отличающихся друг от друга рисунков Матисса, все они изображали одну и ту же голову с одного примерно ракурса - человек искал качество! Рисунок мобилен, его можно создать за несколько секунд, и будет он не менее выразительным, чем большое полотно. Даже набросок имеет свою ценность, это, по сути, просто краткий рисунок - если это, конечно, не "выбросок".

- Можете назвать какие-то близкие вам в изобразительном искусстве явления?

- Мне нравится русское искусство начала ХХ века - Врубель, Суриков, Серов, Репин, Бенуа, то, что потом переплавилось в более авангардные формы. Люблю авангард за то, что он освежает, дает то, что я пока не знаю. Хотя сейчас под авангардом зачастую понимают не то, что идет впереди остального, а вещи, тысячу раз виденные, в которых прослеживаются очевидные отсылки к творчеству предшественников. Мне нравится иконопись, - это такой язык, который так просто не поймешь, ведь отбор в этом искусстве шел две тысячи лет, с трудом и молитвой. Очень люблю творчество Дмитрия Митрохина, он рисовал всю жизнь, участвовал еще в выставках "Мира искусства", а лучшие свои работы создал в возрасте 92-х лет! В 1970-м я даже участвовал с ним в одной выставке в Русском музее, его последней выставке.

Не приемлю в творчестве фальшь, вранье, а еще есть такая характеристика, как слащавость. Это означает наличие лишь внешнего сходства, когда художник создал что-то, но не попал, упустил что-то очень важное, присутствует лишь желание что- то показать, но нет достойного решения.

- У вас были совместные проекты с джазовыми музыкантами:

- Считаю, что джаз очень близок современной графике, я полюбил эту музыку с того момента, как услышал. Импровизация близка мне по натуре - например, при рисовании обычно не срезаю случайные кляксы, а ввожу их в композицию. В этом намного больше жизни, раскрепощения! Мы до сих пор много общаемся с известным барабанщиком Владимиром Тарасовым, который сейчас живет в Литве. Кстати, в детстве он тоже ходил в тот же кружок рисования, что и я, но он человек ритма, увлекся барабанами, и слава о нем пошла сразу по всему Дворцу пионеров. А сейчас он, помимо музыки, снова занялся рисованием, даже выставлялся в Русском музее.

- Мое знакомство с вашим творчеством началось когда-то с книги "Мастер и Маргарита", для которой вы делали иллюстрации.

- Мои иллюстрации к Булгакову появились с подачи Димы Трубина, который тогда был главным художником издательства. Он и предложил мне сделать иллюстрации к Ильфу и Петрову, а также "Мастеру и Маргарите". Сейчас бы, наверное, уже не отдал! (смеется). До этого у меня уже были рисунки к этой книге, что-то даже имел наглость выставлять. Мне дали на работу два месяца, я пошел в библиотеки, архивы, чтобы узнать больше про писателя, внимательнее вчитался в текст. Получилось вроде терпимо, но я не совсем удовлетворен этими иллюстрациями, ведь сразу не всегда попадешь. Наверное, еще года четыре спустя рисовал Маргариту, что называется, вдогонку, настоящие образы стали приходить лишь потом: А вообще, я нарисовал иллюстрации более чем к 50-ти книгам, какие-то из них уже вышли, какие-то - нет. Очень нравится это делать, сейчас вот читаю Гоголя, "Невский проспект", и рисунки стали рождаться сами собой. Настолько современная вещь, настолько здорово написана!

- А как вам недавняя экранизация "Мастера и Маргариты"?

- Не видел я ее! Я телевизор вообще очень редко смотрю, лучше пойти книжку почитать. Один раз была даже такая мистическая вещь: пришли как-то друзья, сидят смотрят телевизор. Я прохожу мимо, спрашиваю их: что, хорошее кино? А из телевизора мне отвечают: кино хорошее! Случайно, конечно, но вот так совпало. Впрочем, это далеко не единственный мистический случай в моей жизни. Например, я несколько раз видел НЛО, причем очень явно, в Польше, да и в самом Архангельске, году в 1976-м. Мои друзья обычно говорят, что все художники видят НЛО, потому что на небо много смотрят! А однажды был такой случай. Я проснулся ночью в глухой лесной деревне на севере Кировской области - сказочные места! Я увидел образ и понял, что не выживу, с ума сойду, если не воплощу его, причем почувствовал, что нарисовать его мало. Взял топор, пошел в лес и вырубил из дерева лицо. Начал утром, закончил вечером: Отец сказал потом, что оно было похоже на лицо его брата, который жил в этих местах. Вообще я верующий человек, а мистика - это ведь лишь непонятая реальность.

- Как вы оцениваете современную культурную среду Архангельска?

- Думаю, что культурные традиции города продолжают жить в том, что делают художники, в том числе и молодые, театры, музыканты. Мне очень нравится, например, то, что делает гитарист Тим Дорофеев. По возможности хожу на выставки и концерты и стараюсь рисовать там. На этноджаз-фестивале во время концерта я сидел у сцены и рисовал, но зрительный ряд настолько поглощает, что отключаешься от музыки. Ведущий фестиваля Алексей Баташов, которому я рассказал про это, выразился очень точно: кожи не хватает!

- Чем вы занимаетесь сейчас?

- Не люблю говорить о планах, но последнее время снова очень заинтересовался скульптурой, которой занимался еще в училище. Эта очень сложная вещь, считаю, что она помогает углубить рисунок. Сейчас, наверное, раз в десятый перечитываю книгу Родена. Мне очень нравятся низкие рельефы, такие, как у итальянского скульптора Манцу - это некий синтез рисунка и скульптуры.

Досье

Евгений Николаевич Зимирев родился 3 марта 1948 года в Архангельске. С семи лет посещал изостудию городского Дворца пионеров. С 1964 года учился в Ярославском художественном училище, где его учителем был, в частности, Валентин Леонтьев - ученик Павла Филонова. Окончил училище в 1968-м с отличием. В 1968-1969 годах работал художником-постановщиком в Архангельском театре кукол, с 1969-го - художник-оформитель Архангельского отделения Художественного фонда РСФСР. В этом же году участвовал в зональной выставке "Советский Север" в Петрозаводске, иллюстрировал свою первую книгу - детскую (затем были "Пелагея и Алька" Абрамова, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "12 стульев" Ильфа и Петрова и даже Библия). С 1973 года - член Союза художников СССР, с 1979-го по 1981-й преподавал в архангельской детской художественной школе N 1. В 1983 году прошла его первая персональная выставка, за которой следуют множество других общероссийских и зарубежных выставочных проектов. В 1988 году участвовал в съезде "Мемориал" (Сахаровский съезд), в Москве в качестве делегата от "Партии зеленых". В 1991-м принимал участие в экспедиции к берегам Аляски на парусном судне "Помор". Работы Евгения Зимирева находятся в музеях и частных коллекциях России, Германии, Франции, Швеции, Англии, США, Польши и других стран.

Беседовал Алексей Шептунов



Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Рубежъ