|
Архангельск
18 июля 2006 (128)
Яна Бобылкина
Павел Лапыгин, вокалист группы "Абвиотура":
"Проще услышать индийские дудки, чем настоящую русскую песню!"
За два часа своего выступления в архангельском клубе "Колесо" группа "Абвиотура"
умудрилась сделать столько, что другим артистам не приснится и в самом
сказочном сне: покорить зрителей своими бесподобными манерами и народно-
концептуальной "жестью" в виде засэмплированных украинских бабушек, влюбить в
себя сразу нескольких девушек и установить абсолютный рекорд по обрыванию
струн. Счастливы были все: клуб получил замечательный день рождения, артисты -
аплодисменты, фанатки - автографы. Не забыли даже про "национального героя"
французской республики Зинедина Зидана, которого вознаградили песней в
благодарность за особые заслуги перед отечеством...
Русская душа в heavy - вот, наверное, самые точные слова, которыми можно
определить творчество этой группы. В нем - и характерная для славянского народа
мелодика, разбавленная тяжелыми гитарными риффами, и тот самый духовный поиск,
которым так славятся все рок-артисты нашей страны.
Легенда гласит: коллектив, созданный на юге России более десяти лет назад,
получил столь странное название после того, как кто-то из причастных к группе
людей безуспешно пытался произнести слово "аббревиатура". На самом же деле, как
все было, не помнит даже ее вокалист. А вот о том, что происходило дальше,
история уже не умалчивает. Покорив сначала родную Ростовскую область, потом
соседний Краснодар, ребята решили замахнуться и на столицы. Теперь эти парни -
москвичи.
Надо сказать, концерт в "Колесе" был исполнен с поистине рок-н-ролльным драйвом,
угаром и профессионально выстроенной драматургией. Начав с относительно
спокойных вещей, ребята с каждой песней становились все жестче и жестче,
приближаясь к раздолбайскому этно-кору с фрагментами народных песен в
аутентичном исполнении. Бедные бабушки из украинских и белорусских сел и
деревень! Если бы вы только видели, как под ваши голоса красиво рвутся гитарные
струны!
Но это на концерте - меня же более всего повеселило поведение товарищей
музыкантов вне сцены. После того, как они покинули площадку, чтобы отдохнуть на
втором этаже "Колеса", за ними рванулись и девчонки-фанатки. "Ну, пойдемте,
пойдемте", - ласково откликнулись парни на просьбу дать автограф и, проведя
почитательниц извилистыми путями до импровизированной гримерки, присели и очень
трогательно выслушали их восторги по поводу своего творчества.
"Слушай, а если я дам тебе сто рублей - ты сходишь мне за пивом?" - не выдержав
влюбленного натиска, прикалывается один из музыкантов. Шутит, конечно, но по
глазам видно, что счастлив. А может быть, и мне прикинуться поклонницей?
Впрочем, мне достается нечто более ценное - интервью с лидером коллектива Павлом
Лапыгином, человеком очень интересным и, безусловно, заслуживающим внимания. С
этого места - серьезно.
- Интернет сообщает, что вас зовут Павел "Доктор" Лапыгин, Роман "Шаинский"
Коробейников, Алексей "Алексейчик" Яковлев: Это что - стеб над Костей Кинчевым и
прочими популярными персонажами?
- Да это все неправда - даже о нашем названии ходят самые безумные слухи. Мне
озвучивали как минимум пять версий происхождения имени нашей группы, и каждая из
них - ложь. На самом деле все давным-давно позабыли, откуда все пошло. Нам уже
очень много лет: Если повспоминать, то в таком составе, как вы нас сейчас
видите, мы собрались лет двенадцать назад. Что еще делать четырем юношам с
горящими взорами? Играть песни:
- Фолк-альтернативная группа - это про вас?
- Ну, почти что. Если говорить точнее, мы исполняем этно-кор, причем сами
придумали это слово, чтобы хоть как-то обозначить рамки своего творчества. До
этого музыкальная общественность как нас только не называла. Были мы и фолк-
роком, и фолк-панком, и фолк-металлом: Кстати, когда забили выбранное
определение в Яндексе, оказалось, что точно так же себя позиционируют еще четыре
коллектива с аналогичным посылом. Поэтому лавров изобретателей данного
направления мы себе не присваиваем, но можем смело утверждать: то, что делаем
мы, не делает никто другой!
- Откуда такая любовь к народной музыке?
- Эта любовь уходит корнями в нашу юность. Как я уже сказал, мы играем давно, и
раньше наши песни были совсем другими. В них была совершенно иная тематика -
проблемы, переживания, в общем, все как у всех. А когда мы повзрослели, жизнь,
черт возьми, вдруг почему-то наладилась, и мы встали перед выбором - продолжать
играть то, что мы играли, и обманывать себя и окружающих нас людей или открывать
что-то новое. Я сказал себе: дружище, посмотри себе под ноги - вот же они,
корни! К корням и надо обращаться! Вот так, потихоньку, стали книжки правильные
читать, разыскивать интересную музыку: Если б вы только знали, как тяжело это
делать! Намного проще найти какие-нибудь экзотические барабаны или индийские
дудки, чем услышать действительно русскую песню. Аутентичную. Иногда для этого
приходится даже ездить за пределы родины - например, на Украину. В Украину
(поправляется) - сейчас так ведь модно говорить?
- Кто ваши ориентиры? Наверняка Башлачев, Ревякин:
- Спасибо! За Александра Николаевича огромное спасибо! Это действительно наш
наставник и, чего там таить, духовный учитель. Это наше многое, если не все!
Пожалуй, даже ВСЕ. Вот: Ну, а Ревякин Дмитрий Александрович - это так: Он оказал
на нас не столь глубокое влияние, хоть многие и находят аналогии. Кстати, сейчас
нас модно сравнивать с "Иваном Купалой". Наверное, из-за "сэмплов с бабушками" -
но мы-то знаем, что все совсем по-другому!
- А что делать молодой группе, которая хочет быть похожей на вас?
- Слушать соответствующую музыку, изучать историю, читать первоисточники -
русский фольклор, сказки, былины, загадки. Пословицы, само собой (начинает
пародировать деревенское "о". - Прим. авт.), поговорки. Почитывать словарь Даля
- там можно найти очень много всего интересного, ну, и, безусловно,
сопутствующую литературу, которая повторяет все то, что я уже сказал. Особенно
полезно освоить Александра Николаевича Афанасьева - "Поэтические воззрения
славян на природу". К этому вопросу будут нелишними и комментарии Стеблина-
Каменского: Литературы много, да вот только найти ее непросто.
- А ваши стихи, вас ведь называют одним из лучших рок-поэтов России:
- О, это лестно! Но вот так получилось, что слово "поэт" (впрочем, как и слово
"бард") давно уже замылено и девальвировано, поэтому мне больше нравится
определение "скальд". Но весьма благодарен за высокую оценку нашего скромного
творчества:
- Ну, почему же скромного - "Абвиотуру" считают очень концептуальной группой, на
каком-то вашем концерте видеорядом даже шел фильм Годфри Реджио, заставляющий
задуматься о судьбах человечества:
- А, "Накайкаци"! Нет, это просто любимое кино. Без сюжета, одни цветные
картинки: Смена кадров. Это было просто удобно для визуализации, в общем-то
определенной идеи во всем этом не угадывалось. У нашей группы совсем другой
посыл и, мне кажется, довольно очевидный. Я не буду говорить громких слов -
просто хочется обратить внимание людей на то, что у нас есть корни, какие-то
архетипические вещи, которые у кого-то зарыты чуть менее глубоко, у кого-то -
чуть более, а у третьих совсем погребены. Но они все равно существуют! И наша
относительно современная гитарная музыка с элементами электроники и прочими
фишками - это некий путь достучаться до людей и заставить их вспомнить то, что
они давно забыли. К сожалению, с каждым годом носителей этой идеи все меньше и
меньше. Революционных же идей в плане передела мира у нас уже нет - мы просто
просветляем людей по мере возможности.
| |