Пресса Архангельской области
 


Архангельск
5 августа 2008 (110)
Надежда АЖГИХИНА.

ВЕЧНЫЙ СЮЖЕТ

МУСОР НА УЛИЦАХ, КАК И БЕСПОРЯДОК В СЕЛЬСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ - ПРЯМОЕ СЛЕДСТВИЕ ОТСУТСТВИЯ ЯСНОСТИ В УМАХ

Прекрасно летнее Подмосковье воскресным утром, когда дачники еще спят, закрыты рынки и шашлычные, отдыхают в прохладной тени посвежевших за ночь тополей натруженные шоссе и недостроенные особняки за высокими коваными воротами, и редкие женщины тянутся через заросшее высокой травой бывшее колхозное поле к свежевыкрашенной церкви с голубым куполом. Именно такой открылась нам с приятельницей -западной слависткой - скромная станция, расположенная на перегруженной ветке Москва-Петушки.

Населенный пункт, примечательный, помимо сводок криминальной хроники по ЦТ, разве что тем, что там жил писатель-фронтовик, создавший уже после Победы в сталинских лагерях один из самых популярных авантюрных романов, и что бессмертный Венечка Ерофеев его благополучно проспал, почему и не отразил в известной поэме. Собственно, судьба писателя и привлекла женщину-профессора, собиравшую материал о характере повседневности и жизненных стратегиях советской эпохи. Интересовала ее удивительная способность наших людей не только стойко переносить неслыханные лишения и беды, но и умение сохранять при этом живой интерес к юмору и самоиронии, идеалистическим мечтам и высоким помыслам. Равно как и некие имперские амбиции, возрождение которых она усмотрела в свежих российских публикациях, которые, как ей казалось, совсем не рифмовались со смиренной традицией православия и сотрудничества, также возрождаемых. Я заметила, что дело, наверное, не в амбициях, а в здравом смысле и простой порядочности множества самых обычных людей. Вот моя родственница, учительница математики в Прокопьевске, три года не получала зарплаты, как многие. И все три года ходила на работу в школу, пока муж- шахтер, к слову, лишившийся работы, караулил урожай картошки на дачном участке. Ей ни разу не пришло в голову отказаться учить детей, как тысячам других педагогов, врачей, медсестер, инженеров, военных и много кого еще в середине 90-х.

. "Ну, ни в какой другой стране такое просто было бы невозможно, это мистика русской души, прав был Тютчев, умом Россию не понять", - заволновалась собеседница, и именно на этой фразе наступила на брошенную кем-то арбузную корку, поскользнулась и упала в огромную лужу, размеры и безнадежность которой живо вызывала в памяти Салтыкова-Щедрина. Только тут мы обе спустились с высот диспута на подмосковную землю - и подивились увиденному. Привокзальная площадь напоминала недавнее поле

битвы из отечественного боевика - кругом под деревьями бутылочные осколки, разорванные пакеты с непонятным содержимым, консервные банки, несколько шприцев, у круглосуточного ларька, опутанного металлической решеткой, подложив под голову картонную коробку полудремлет человек неопределимого возраста и пола. На взволнованный вопрос о том, что здесь было, сонная киоскерша сообщила, что в "Арбате" играли дискотеку по случаю довыборов в местную администрацию, и что в церковь сейчас лучше не ходить - новый батюшка проводит расследование среди прихожан, кто помогал старому батюшке тайно вывозить подаренные по случаю реставрации иконы на продажу. Испорченной одежде европейки она посочувствовала, из чистящих средств предложила минералку и сомнительного вида водку с еще более сомнительной ценой в 40 рублей, но пить ее не советовала, кивнув в сторону существа на картонке. Как пройти к дому писателя или к музею боевой славы, она не знала, сказала только, что в администрацию тоже нет смысла заходить еще дня три. Потрясенные услышанным, мы двинулись наугад, мимо "центра отдыха и досуга "Арбат" в помещении бывшей школы, мимо облупившегося памятника воинам Великой Отечественной, мимо однообразно-огромных строящихся коттеджей, вокруг которых уже суетились смуглые полуголые рабочие, и снова валялись битые стекла, строительный мусор, картофельные очистки, бог знает что еще.

Писательских наследников мы не застали, в скромном деревянном доме обнаружили друзей внука, молодую пару, они сражались с рычащей газонокосилкой и посоветовали искать хозяина в Москве. В администрации, поделившей с каким-то ООО обветшалое здание детского сада, действительно никого не было, музей истории района перевели в другой город, о чем возвещала облинявшая табличка. Всю дорогу назад моя спутница не могла успокоиться. Больше всего ее изумляло, что никого не удивляет и не оскорбляет эта страшная помойка, с которой, в общем-то, справиться довольно просто и не так дорого. Что люди не выйдут дружными рядами ("как на субботник, да-да") и не уберут все это безобразие, не заставят местную власть вымостить улицы и прекратить продавать контрафактную отраву. "Ведь власть должна помогать людям уважать самих себя, воспитывать уважение к самому государству, а это начинается с чистоты своей улицы, своего парка; ведь порядок в отношениях и мыслях берет начало именно в порядке вокруг нас, и вы строите новую Россию, великую и свободную страну",- повторяла она. Тут я ей возразила, что в России действительно не все как у людей, и порядок на улице будет , наверное, только тогда, когда в головах наших сограждан вместо мешанины и всевозможного мусора поселятся простые и внятные мысли о том, как мы живем и хотим свою жизнь обустроить, никак не раньше. Что пока не возникнет ясного понимания того, что никто, кроме нас самих, нашу жизнь и ее повседневные обстоятельства не улучшит, все так и будет. И надо бы, наконец, это осознать, и не позорить память тех, кто действительно сохранил веру в будущее страны в годы безмерных испытаний, что жить достойно в относительно благополучное время не менее важно, чем пережить непереносимое...

"Ты думаешь? - озадачилась профессор. - Пожалуй, мне надо еще раз перечитать Достоевского. И Ерофеева, Венедикта, тоже".

Ну есть ли смысл обсуждать после этого что-то серьезное с иностранцами, пусть и славистами, скажите пожалуйста?



Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя