|
Архангельск
5 августа 2008 (110)
Надежда АЖГИХИНА.
ВЕЧНЫЙ СЮЖЕТ
МУСОР НА УЛИЦАХ, КАК И БЕСПОРЯДОК В СЕЛЬСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ - ПРЯМОЕ СЛЕДСТВИЕ
ОТСУТСТВИЯ ЯСНОСТИ В УМАХ
Прекрасно летнее Подмосковье воскресным утром, когда дачники еще спят,
закрыты рынки и шашлычные, отдыхают в прохладной тени посвежевших за ночь
тополей натруженные шоссе и недостроенные особняки за высокими коваными
воротами, и редкие женщины тянутся через заросшее высокой травой бывшее
колхозное поле к свежевыкрашенной церкви с голубым куполом. Именно такой
открылась нам с приятельницей -западной слависткой - скромная станция,
расположенная на перегруженной ветке Москва-Петушки.
Населенный пункт, примечательный, помимо сводок криминальной хроники по ЦТ,
разве что тем, что там жил писатель-фронтовик, создавший уже после Победы в
сталинских лагерях один из самых популярных авантюрных романов, и что
бессмертный Венечка Ерофеев его благополучно проспал, почему и не отразил в
известной поэме. Собственно, судьба писателя и привлекла женщину-профессора,
собиравшую материал о характере повседневности и жизненных стратегиях
советской эпохи. Интересовала ее удивительная способность наших людей не
только стойко переносить неслыханные лишения и беды, но и умение сохранять
при этом живой интерес к юмору и самоиронии, идеалистическим мечтам и высоким
помыслам. Равно как и некие имперские амбиции, возрождение которых она
усмотрела в свежих российских публикациях, которые, как ей казалось, совсем
не рифмовались со смиренной традицией православия и сотрудничества, также
возрождаемых. Я заметила, что дело, наверное, не в амбициях, а в здравом
смысле и простой порядочности множества самых обычных людей. Вот моя
родственница, учительница математики в Прокопьевске, три года не получала
зарплаты, как многие. И все три года ходила на работу в школу, пока муж-
шахтер, к слову, лишившийся работы, караулил урожай картошки на дачном
участке. Ей ни разу не пришло в голову отказаться учить детей, как тысячам
других педагогов, врачей, медсестер, инженеров, военных и много кого еще в
середине 90-х.
. "Ну, ни в какой другой стране такое просто было бы невозможно, это мистика
русской души, прав был Тютчев, умом Россию не понять", - заволновалась
собеседница, и именно на этой фразе наступила на брошенную кем-то арбузную
корку, поскользнулась и упала в огромную лужу, размеры и безнадежность
которой живо вызывала в памяти Салтыкова-Щедрина. Только тут мы обе
спустились с высот диспута на подмосковную землю - и подивились увиденному.
Привокзальная площадь напоминала недавнее поле
битвы из отечественного боевика - кругом под деревьями бутылочные осколки,
разорванные пакеты с непонятным содержимым, консервные банки, несколько
шприцев, у круглосуточного ларька, опутанного металлической решеткой,
подложив под голову картонную коробку полудремлет человек неопределимого
возраста и пола. На взволнованный вопрос о том, что здесь было, сонная
киоскерша сообщила, что в "Арбате" играли дискотеку по случаю довыборов в
местную администрацию, и что в церковь сейчас лучше не ходить - новый батюшка
проводит расследование среди прихожан, кто помогал старому батюшке тайно
вывозить подаренные по случаю реставрации иконы на продажу. Испорченной
одежде европейки она посочувствовала, из чистящих средств предложила
минералку и сомнительного вида водку с еще более сомнительной ценой в 40
рублей, но пить ее не советовала, кивнув в сторону существа на картонке. Как
пройти к дому писателя или к музею боевой славы, она не знала, сказала
только, что в администрацию тоже нет смысла заходить еще дня три. Потрясенные
услышанным, мы двинулись наугад, мимо "центра отдыха и досуга "Арбат" в
помещении бывшей школы, мимо облупившегося памятника воинам Великой
Отечественной, мимо однообразно-огромных строящихся коттеджей, вокруг которых
уже суетились смуглые полуголые рабочие, и снова валялись битые стекла,
строительный мусор, картофельные очистки, бог знает что еще.
Писательских наследников мы не застали, в скромном деревянном доме обнаружили
друзей внука, молодую пару, они сражались с рычащей газонокосилкой и
посоветовали искать хозяина в Москве. В администрации, поделившей с каким-то
ООО обветшалое здание детского сада, действительно никого не было, музей
истории района перевели в другой город, о чем возвещала облинявшая табличка.
Всю дорогу назад моя спутница не могла успокоиться. Больше всего ее изумляло,
что никого не удивляет и не оскорбляет эта страшная помойка, с которой, в
общем-то, справиться довольно просто и не так дорого. Что люди не выйдут
дружными рядами ("как на субботник, да-да") и не уберут все это безобразие,
не заставят местную власть вымостить улицы и прекратить продавать
контрафактную отраву. "Ведь власть должна помогать людям уважать самих себя,
воспитывать уважение к самому государству, а это начинается с чистоты своей
улицы, своего парка; ведь порядок в отношениях и мыслях берет начало именно в
порядке вокруг нас, и вы строите новую Россию, великую и свободную страну",-
повторяла она. Тут я ей возразила, что в России действительно не все как у
людей, и порядок на улице будет , наверное, только тогда, когда в головах
наших сограждан вместо мешанины и всевозможного мусора поселятся простые и
внятные мысли о том, как мы живем и хотим свою жизнь обустроить, никак не
раньше. Что пока не возникнет ясного понимания того, что никто, кроме нас
самих, нашу жизнь и ее повседневные обстоятельства не улучшит, все так и
будет. И надо бы, наконец, это осознать, и не позорить память тех, кто
действительно сохранил веру в будущее страны в годы безмерных испытаний, что
жить достойно в относительно благополучное время не менее важно, чем пережить
непереносимое...
"Ты думаешь? - озадачилась профессор. - Пожалуй, мне надо еще раз перечитать
Достоевского. И Ерофеева, Венедикта, тоже".
Ну есть ли смысл обсуждать после этого что-то серьезное с иностранцами, пусть
и славистами, скажите пожалуйста?
| |