|
У Белого моря
6 декабря 2007 (47)
Александра Колотова
"Эффект соленого огурца"
Так уж вышло, что сейчас учительствовать в России считается не мужским занятием.
Представитель сильного пола в школе скорее исключение, чем правило. А если он
директор с 21 -летним стажем,
да еще и "заслуженный.....Редко, но
бывает и такое. Вот, например, сейчас пенсионер, а на момент разговора
действующий директор Сольвычегодской средней общеобразовательной школы Анатолий
Перегородин.
РОДОМ он из Котласского района, из семьи, в которой было пятеро детей. Как сам
признается, после восьмого класса хотел поступить в автодорожный техникум, но
опоздал на экзамены. Выбирать было особо не из чего, так что пришлось поступить
в ПТУ, на судового машиниста. Но то ли характер у человека такой, то ли просто
судьба, но начинающий мореплаватель по велению души параллельно с ПТУ поступил еще и в вечернюю
школу. Вот благодаря ей-то и нашел он свое призвание. В тот момент, когда в
вечерней школе шли выпускные экзамены, в учебное заведение приехали
представители Череповецкого государственного педагогического института. - Слушая
их, я вдруг подумал,
- смеясь, вспоминает Анатолий Иванович, - может, учителем стать? Что там, мелом-
то по доске постукивать... Вот и решился.
Шутки шутками, а учился молодой Анатолий Перегородин очень даже неплохо.
Говорит, что был самостоятельным, не чета нынешней молодежи, потому родители так
спокойно и отпустили его учиться далеко от дома.
Факультет Анатолий Иванович выбирал сам. В школе он очень любил математику и
физику, вот и решил следовать зову сердца. А за успехи в учебе после окончания
обучения ему разрешили
самому выбрать место, куда он по распределению отправится работать.
Выбор пал на Великоустюжский район - он был ближе всего к дому. А когда молодой
преподаватель приехал туда, то узнал, что работать ему предстоит... директором
школы. И это в 23 года!
Когда срок отработки подошел к концу, Анатолий Иванович окончательно и
бесповоротно решил перебраться на родину, но...
- В местном роно мне предложили место директора в котласской восьмилетней школе,
- говорит он. - Я отказался - не
захотел терять квалификацию. После продолжительной работы в восьмилетке
вернуться в десятилетку практически невозможно: все навыки теряются. Потому,
немного поразмыслив, я пошел простым учителем физики в школу в Сольвычегодске.
Было это в 1972 году, а в 89-м он уже был директором этой школы. Под его началом
она стала меняться, перешли к использованию новых методик и систем обучения.
Буквально через два года после прихода Анатолия Ивановича на место директора в
учебном заведении приступили к так называемой адаптивной системе обучения.
- Наши уроки организованы так, чтобы любому ученику на них было комфортно, -
рассказывает Анатолий Перегородин. - Дети должны овладевать знаниями
соответственно своим возможностям. Если ребенок сильный, то задания должны быть
сложными, если пока слабенький - легкими. Так школьник точно не будет бояться
получить двойку и казаться на фоне других учеников человеком второго сорта.
Как говорит Анатолий Иванович, он по своему опыту знает, что физику в школе дети
не очень-то любят.
- Спроси у них в конце года, что мы изучали, - смеется он, - разве что только
отличники вспомнят, причем исключительно то, о чем мы с ними говорили на
последних занятиях. Все! А знать физику надо.
Долгое время Анатолий Иванович пытался найти различные приемы, которые помогли
бы ему добиться хороших результатов. Бился долго, пока не додумался, как он это
называет, до "эффекта соленого огурца". Тут как в кулинарии: попал в рассол -
просолился. Проще говоря, после каждого урока он выделяет один-два самых главных
вопроса и постепенно формирует целый список, который на каждом последующем уроке
прорабатывает. И так в течение года. Благодаря такой уловке к концу последней
четверти даже самый слабенький ученик прекрасно знает основные положения столь
сложной науки.
- Дело в том, - говорит Анатолий Иванович, - что я все время старался быть
впереди своих коллег, всегда над чем-то работал. Когда наступила эра
компьютеров, взялся за веб-дизайн. Самостоятельно сделал сначала свой, а потом и
школьный интернет-сайт. Сложно, не сложно - если поступать правильно, то всего
можно добиться!
| |