Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
2003/05/19/1053357840-28.shtml>Российско-канадский семинар, посвященный отношениям между разными уровнями власти в энергетике, начался в Ухте

2003/05/19/1053353547-3.shtml>В связи с уточненным прогнозом, обещающим среднесуточную температуру плюс 13 градусов, мэр Архангельска Олег Нилов принял решение начать с 21 мая отключение отопления и горячего водоснабжения

2003/05/19/1053353534-3.shtml>Середина мая ознаменовалась для Архангельска наступлением теплых погожих дней

2003/05/19/1053353135-3.shtml>Мэр Архангельска Олег Нилов издал постановление об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков летом 2003 года и положение о порядке финансирования и расходования средств городского бюджета, выделенных на эти мероприятия

2003/05/19/1053349740-28.shtml>Пятая часть школ Коми нуждается в капитальном ремонте, на который у республиканского бюджета нет средств

2003/05/19/1053344700-29.shtml>Архангельские энергетики готовы инициировать процедуру банкротства на предприятиях-должниках

2003/05/19/1053343140-29.shtml>В 2002 году Управление автомобильными дорогами Архангельской области на 5,4 % перевыполнило план строительных работ

2003/05/19/1053342960-28.shtml>В Коми учатся тушить лесные пожары

  

Бизнес-класс. Архангельск
10 марта 2003 (8)
Алексей Столыпин

"Черное золото" течет через Белое море

За последние годы экспорт нефти через северные порты набирает обороты, обещая в перспективе владельцам портов и пароходств огромные прибыли. Крупнейшие нефтяные компании начали проявлять к региону возрастающий интерес и вступили между собой в борьбу за контроль над транспортными потоками. В связи с этим резко возросла роль порта Витино - единственного на Белом море терминала, переваливающего сырую нефть.

Начало

Но резкий толчок развитие порта получило после 1999 года, когда котировки сырой нефти рванули к небесам. Экспорт начал расти, превышая мощности традиционных маршрутов поставки. Нефтяники, всегда стремившиеся разрушить монополию "Транснефти", получили возможность создавать собственные транспортные потоки. Традиционное решение - прокладывать новые трубы в Европу - сразу натолкнулось на огромные внешнеполитические и финансовые трудности. Черноморское и Балтийское направления оказались не слишком удобными. И тогда взоры монополистов обратились на Север.

Первой нефтяной компанией, пожелавшей создать свой собственный нефтепорт, стал "Лукойл". В строительство Варандейского терминала для перевалки своей нефти Варандейско-Хайпудырской и Хыльчуюско-Яреюской групп месторождений мощностью 7,5 млн. тонн в год он планировал вложить около $200 млн.

Витинский проект был задуман много раньше - еще в 1993 году, начал свою деятельность в 1995-м, стал круглогодичным в 2001 году. В сравнении с Варандеем ледовая и метеорологическая обстановка здесь идеальная - большие глубины, ровный лед, отсутствие сильных течений. Нефть может поступать как цистернами по Октябрьской железной дороге, так и малыми танкерами по Беломорканалу. Недостатки, правда, тоже имеются - условия акватории не позволяют обрабатывать танкеры дедвейтом более 70000 тонн, а значит, для поставок на США необходима перевалка - опять-таки в Мурманске. Кроме того, зимняя проводка без линейных ледоколов также невозможна, но здесь до чистой воды и расстояния не варандейские.

Кто за спиной твоей?

Но для того чтобы порт стал экономически привлекательным, необходимо было продолжить модернизацию (еще около $20 млн., по расчетам менеджмента "Белого моря"), привлечь танкерный флот, организовать в Мурманском порту перевалку нефти на супертанкеры, сделать порт круглогодичным, для чего организовать бесперебойную проводку линейными ледоколами, наладить устойчивые связи с поставщиками и перевозчиками нефти к причалам. Обеспечить все эти условия специалистам маленькой компании оказалось не под силу. Требовался стратегический инвестор и серьезная проработка логистической схемы.

С помощью значительных инвестиций фирмой "ПС Балт" была проведена реконструкция порта, нефтебазы и подъездных путей, выполнены работы на фарватере, и портовый комплекс заработал. Первый частный порт России... но лишь на первый взгляд.

Флот

Такое нарушение корпоративной этики не простили Николаю Куликову - директору ЛАТа, который являлся по совместительству членом совета директоров ММП. В сентябре 2002 года Куликов был из "Лукойл-Арктик-Танкера" со скандалом уволен. Но не успел новый человек сесть в директорское кресло, как выяснилось, что ММП "Лукойл-Арктик-Танкеру" более не принадлежит. Оказалось, что еще 24 апреля три аффилированных "Лукойлу" компании - ООО "Арктикбункер" (19,8%), ООО "Норд- Вариант" (19,98%), ООО "Финансово-промышленный центр содействия судоходству"(18, 99%) передали некоему ЗАО "Севморпуть-Капитал" свои доли в ММП. Грандиозный проект "Лукойла" рухнул, и даже танкеры оказались ему ни к чему.

Если есть порт, значит, кто-то должен возить через него нефть, иначе зачем же порт создавать? Сейчас мощности порта Витино могут прегружать до 300 тыс. тонн сырой нефти ежемесячно. Поставок "Роснефти" не хватило, и тогда к проекту подключился "Юкос", начавший перевалку через Витино в начале октября 2002 года. По информации "Ведомостей", танкеры "Бургас" и "Герой Севастополя" перегрузили в порту Мурманск 107000 тонн нефти "Юкоса" на танкер "Moscow River" (Новороссийское морское пароходство, флаг Либерии), который отправился в Роттердам. Сразу после этого "Юкос" за-фрахтовал еще один "стотысячник". Обкатав на этих двух поставках новую логистическую схему, второй после "Лукойла" нефтяной гигант решил принять участе в проекте "Северный мост".

Если уровень цен на нефть сохранится на нынешнем уровне, преревалка через северные порты будет продолжать увеличиваться.

А что в итоге?

Сейчас оба беломорских терминала (Архангельская нефтебаза и порт Витино) фактически принадлежат государству. Мурманское и Северное морские пароходства - Н. Куликову, тесно с ним связанному. Вал Гамбурцева получила "Роснефть", все глубже входящая в давнюю вотчину "Лукойла" - НАО. С востока начинает наступление самая динамичная из нефтяных компаний - "Юкос". Что останется у "Лукойла" на Севере? Потеряв два пароходства и контроль над портами (ходят слухи, что и над Варандейским терминалом - тоже), компания вынуждена проститься с амбициозными планами стать главным оператором поставок нефти и нефтепродуктов на Северном морском пути.

Проект "Северный мост" предусматривает создание схем перевозки грузов по Северному морскому пути по трассе Мурманск - восточные порты Канады и США и Витино - Мурманск - порты Западной Европы. В октябре началась реализация части данного проекта с участием ОАО "Новороссийское морское пароходство", ОАО "Мурманский морской торговый порт" и НК "Юкос". Сибирская нефть доставляется по железной дороге в порт Витино, затем танкерами АО "Новороссийское морское пароходство" (с 2002 года под контролем государства) перевозится в Мурманский морской порт, где перегружается в крупнотоннажные танкеры и транспортируется на экспорт в Европу. Разработкой новой логистической схемы транспортировки нефти занимались специалисты Минтранса РФ, ОАО "ММП", МАП "Мурманск", ЗАО "Морской порт Витино" и другие.

Производственные мощности позволяют перевалить: нефть - до 140 тыс.тонн в месяц, мазут - до 100 тыс. тонн в месяц, газовый конденсат - до 120 тыс.тонн в месяц.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Вельск-инфо
Вельские вести
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Двиноважье
Двинская правда
Заря
Звезда
Звездочка
Знамя
Знамя труда
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
МК в Архангельске
Моряк Севера
Нарьяна вындер
Независимое обозрение - Архангельск
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь