|
Бизнес-класс. Архангельск
10 марта 2003 (8)
Алексей Столыпин
"Черное золото" течет через Белое море
За последние годы экспорт нефти через северные порты набирает обороты, обещая в
перспективе владельцам портов и пароходств огромные прибыли. Крупнейшие нефтяные
компании начали проявлять к региону возрастающий интерес и вступили между собой
в борьбу за контроль над транспортными потоками. В связи с этим резко возросла
роль порта Витино - единственного на Белом море терминала, переваливающего сырую
нефть.
Начало
Но резкий толчок развитие порта получило после 1999 года, когда котировки сырой
нефти рванули к небесам. Экспорт начал расти, превышая мощности традиционных
маршрутов поставки. Нефтяники, всегда стремившиеся разрушить монополию
"Транснефти", получили возможность создавать собственные транспортные потоки.
Традиционное решение - прокладывать новые трубы в Европу - сразу натолкнулось на
огромные внешнеполитические и финансовые трудности. Черноморское и Балтийское
направления оказались не слишком удобными. И тогда взоры монополистов обратились
на Север.
Первой нефтяной компанией, пожелавшей создать свой собственный нефтепорт, стал
"Лукойл". В строительство Варандейского терминала для перевалки своей нефти
Варандейско-Хайпудырской и Хыльчуюско-Яреюской групп месторождений мощностью 7,5
млн. тонн в год он планировал вложить около $200 млн.
Витинский проект был задуман много раньше - еще в 1993 году, начал свою
деятельность в 1995-м, стал круглогодичным в 2001 году. В сравнении с Варандеем
ледовая и метеорологическая обстановка здесь идеальная - большие глубины, ровный
лед, отсутствие сильных течений. Нефть может поступать как цистернами по
Октябрьской железной дороге, так и малыми танкерами по Беломорканалу.
Недостатки, правда, тоже имеются - условия акватории не позволяют обрабатывать
танкеры дедвейтом более 70000 тонн, а значит, для поставок на США необходима
перевалка - опять-таки в Мурманске. Кроме того, зимняя проводка без линейных
ледоколов также невозможна, но здесь до чистой воды и расстояния не
варандейские.
Кто за спиной твоей?
Но для того чтобы порт стал экономически привлекательным, необходимо было
продолжить модернизацию (еще около $20 млн., по расчетам менеджмента "Белого
моря"), привлечь танкерный флот, организовать в Мурманском порту перевалку нефти
на супертанкеры, сделать порт круглогодичным, для чего организовать
бесперебойную проводку линейными ледоколами, наладить устойчивые связи с
поставщиками и перевозчиками нефти к причалам. Обеспечить все эти условия
специалистам маленькой компании оказалось не под силу. Требовался стратегический
инвестор и серьезная проработка логистической схемы.
С помощью значительных инвестиций фирмой "ПС Балт" была проведена реконструкция
порта, нефтебазы и подъездных путей, выполнены работы на фарватере, и портовый
комплекс заработал. Первый частный порт России... но лишь на первый взгляд.
Флот
Такое нарушение корпоративной этики не простили Николаю Куликову - директору
ЛАТа, который являлся по совместительству членом совета директоров ММП. В
сентябре 2002 года Куликов был из "Лукойл-Арктик-Танкера" со скандалом уволен.
Но не успел новый человек сесть в директорское кресло, как выяснилось, что ММП
"Лукойл-Арктик-Танкеру" более не принадлежит. Оказалось, что еще 24 апреля три
аффилированных "Лукойлу" компании - ООО "Арктикбункер" (19,8%), ООО "Норд-
Вариант" (19,98%), ООО "Финансово-промышленный центр содействия судоходству"(18,
99%) передали некоему ЗАО "Севморпуть-Капитал" свои доли в ММП. Грандиозный
проект "Лукойла" рухнул, и даже танкеры оказались ему ни к чему.
Если есть порт, значит, кто-то должен возить через него нефть, иначе зачем же
порт создавать? Сейчас мощности порта Витино могут прегружать до 300 тыс. тонн
сырой нефти ежемесячно. Поставок "Роснефти" не хватило, и тогда к проекту
подключился "Юкос", начавший перевалку через Витино в начале октября 2002 года.
По информации "Ведомостей", танкеры "Бургас" и "Герой Севастополя" перегрузили в
порту Мурманск 107000 тонн нефти "Юкоса" на танкер "Moscow River"
(Новороссийское морское пароходство, флаг Либерии), который отправился в
Роттердам. Сразу после этого "Юкос" за-фрахтовал еще один "стотысячник". Обкатав
на этих двух поставках новую логистическую схему, второй после "Лукойла"
нефтяной гигант решил принять участе в проекте "Северный мост".
Если уровень цен на нефть сохранится на нынешнем уровне, преревалка через
северные порты будет продолжать увеличиваться.
А что в итоге?
Сейчас оба беломорских терминала (Архангельская нефтебаза и порт Витино)
фактически принадлежат государству. Мурманское и Северное морские пароходства -
Н. Куликову, тесно с ним связанному. Вал Гамбурцева получила "Роснефть", все
глубже входящая в давнюю вотчину "Лукойла" - НАО. С востока начинает наступление
самая динамичная из нефтяных компаний - "Юкос". Что останется у "Лукойла" на
Севере? Потеряв два пароходства и контроль над портами (ходят слухи, что и над
Варандейским терминалом - тоже), компания вынуждена проститься с амбициозными
планами стать главным оператором поставок нефти и нефтепродуктов на Северном
морском пути.
Проект "Северный мост" предусматривает создание схем перевозки грузов по
Северному морскому пути по трассе Мурманск - восточные порты Канады и США и
Витино - Мурманск - порты Западной Европы. В октябре началась реализация части
данного проекта с участием ОАО "Новороссийское морское пароходство", ОАО
"Мурманский морской торговый порт" и НК "Юкос". Сибирская нефть доставляется по
железной дороге в порт Витино, затем танкерами АО "Новороссийское морское
пароходство" (с 2002 года под контролем государства) перевозится в Мурманский
морской порт, где перегружается в крупнотоннажные танкеры и транспортируется на
экспорт в Европу. Разработкой новой логистической схемы транспортировки нефти
занимались специалисты Минтранса РФ, ОАО "ММП", МАП "Мурманск", ЗАО "Морской
порт Витино" и другие.
Производственные мощности позволяют перевалить: нефть - до 140 тыс.тонн в месяц,
мазут - до 100 тыс. тонн в месяц, газовый конденсат - до 120 тыс.тонн в месяц.
| |