|
Бизнес-класс. Архангельск
3 марта 2003 (7)
Илья Райхер
Цветочный бизнес собирает весенний урожай
Среднестатистическая российская женщина держит в руках подаренные ей цветы всего
два раза в год - в день своего рождения и 8 Марта. И это несправедливо. Ведь
цветы давно уже перестали быть в нашей стране дефицитом, за ними не надо стоять
в очередях, не надо бегать по городу в поисках нужного букетика и думать о том,
как бы сохранить их свежими до нужного вам дня.
Желтая мимоза
Настоящая мимоза - это растение с розовыми или лиловыми пушистыми цветками,
растущее в тропиках, в частности в Аргентине. Отличительным свойством этой
настоящей мимозы является то, что ее листочки от любого прикосновения тут же
прижимаются к листку, как живые. Отсюда и сравнения мимозы с недотрогой, с
нежным существом, антагонистом грубости. Но то, что дарили советским женщинам,
на самом деле было не что иное, как ветки так называемой "акации серебристой" -
деревца с цветками в виде желтых пушистых шариков.
Именно ее, акацию (а вовсе не тропическую мимозу, которой в наших краях сроду не
водилось), предприимчивые южане ежегодно с января по март заготавливали самым
варварским способом на склонах гор Черноморского побережья. Но это был бизнес, и
какой бизнес! Через загорелые руки "цветочных спекулянтов" в те годы проходили
миллионы рублей, и это тогда, когда доллар официально стоил что-то около 60
копеек. И никакой народный контроль, никакая милиция не могли искоренить эти
первые цветочные "пирамиды". Кстати, не секрет, что одним из королей "цветочной
мафии" был и нынешний глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, который тоже начал
свою карьеру в бизнесе с должности продавца мимоз: Таким образом, дешевая и
доступная желтая "мимоза" (она же акация) была своеобразным символом
неискоренимого доверия народа к бесплатному сыру и прочей общедоступной халяве.
Мимозу можно поставить в один ряд с массовым советским "шампанским", и
настоянным на дубовых опилках "коньяком", и салатом "типа Оливье", и еще
многими-многими другими атрибутами стремления народа к дешевой сладкой жизни.
Сегодня в цветочном бизнесе все по-другому, в обиход вошли цветочные салоны и
павильоны, изготовление букетов и композиций, оформление интерьеров на заказ,
доставка цветов и др. По отзывам специалистов, салон цветов окупает себя и
начинает приносить прибыль примерно через 1,5 года с момента открытия. На 90%
успех в цветочном бизнесе определяет выбор места для торговли. Все очень просто:
цветы - скоропортящийся товар, поэтому чем оживленнее место торговли - тем
больше цветов будет продано. В торговле цветами есть свои правила. Так, для
торговцев-оптовиков затраты на пять непроданных цветков должны окупаться одним
проданным. Для тех, кто торгует в розницу, затраты на два непроданных цветка,
как правило, окупаются одним проданным. Наценка салонов цветов и цветочных
павильонов составляет 100% от оптовой цены - и это по-божески, так как только на
этих условиях обеспечивается рентабельность цветочного бизнеса. Цены на цветы 8
марта и 1 сентября повышаются в 3-4 раза. Так, только в период со 2 по 11 марта
цветочные магазины делают 10-15% годового оборота.
В последнее время все чаще можно увидеть флористов, работающих прямо в торговом
зале, на виду у посетителей. Оказывается, это привлекает внимание потенциальных
покупателей и способствует росту продаж. Специалисты советуют ввести в
ассортимент цветочного салона как минимум четыре-пять сортов роз (они остаются
самыми популярными из срезанных цветов, а наибольшим спросом пользуются красные,
розовые и белые розы), два вида хризантем, три-четыре вида гвоздик. В целом
покупательский спрос на цветочном рынке в последние годы заметно сместился в
сторону дизайнерских букетов и композиций. Иными словами, покупатели все чаще
предпочитают стандартному ассортименту цветочных ларьков тот уровень сервиса,
который им могут предложить в салонах цветов.
Пользу от генетически модифицированных продуктов проще всего ощутить 8 Марта.
Дело в том, что наибольшим спросом пользуются роскошные сорта цветов, которые (и
это не секрет), селекционеры все чаще выводят с помощью генной инженерии.
Стандартными немодифицированными "мимозами" и гвоздиками уже никого не удивишь.
И каждый год европейские селекционеры выводят и продвигают на рынок все новые и
новые сорта цветов. Постепенно западная цветочная индустрия проникает и в
Россию. Торговля в розницу отдельными цветами в наших городах пока еще
сохраняется, но постепенно уходит в прошлое. И это легко объяснимо: сегодня
покупателю есть из чего выбирать, а выбирают обычно то, что лучше.
Самостоятельно выбрать цветы, а уж тем более профессионально составить из них
композицию, могут единицы граждан, поэтому соревноваться в профессионализме с
опытными флористами и цветочными дизайнерами бессмысленно. Да и не нужно. Все,
что требуется - это оформить заказ, тем более что сегодня эта услуга доступна
любому среднему россиянину. Остальное - дело специалистов.
Тот факт, что в обычные, непраздничные дни пока нет массового спроса на цветы,
говорит лишь о том, что россияне еще не поняли своей выгоды, но вскоре
обязательно поймут. Ведь подарить цветы женщине - это самый лучший способ
добиться ее расположения. А с учетом сегодняшних реалий - еще и самый простой и
совсем недорогой способ, о чем многие мужчины пока просто не догадываются. Ведь
сегодня уже не надо тратить драгоценное время на поиск и покупку цветов,
достаточно заказать букет специалистам, и все будет сделано в наилучшем виде.
Салоны примут цветочный заказ в любом виде: хотите - по телефону, хотите - по
электронной почте, флористы подберут любой букет, дизайнеры по интерьеру помогут
оформить цветами любое помещение и так далее. Но самое главное - цветы будут
доставлены по адресу, в назначенный срок и вручены по всем правилам этикета. И
все это эффектное действо будет проходить от вашего имени - чего же еще надо?
НАША СПРАВКА
Илья Райхер
| |