Бизнес-класс. Архангельск
26 мая 2003 (18)
Тарас Чорняк,
Торговые сети Архангельска
Торговля продуктами питания - одно из самых динамично развивающихся направлений
в розничной торговле Архангельска. Количество магазинов (как небольших,
ориентированных на жителей нескольких близлежащих домов, так и больших магазинов
самообслуживания, именуемых в народе супермаркетами) постоянно увеличивается. И
у всех есть проблемы, причем масштабы проблем не зависит от размеров магазина.
Много проблем и особенностей местного продовольственного рынка выявило
регулярное исследование, проведённое маркетинговым аналитическим агентством
"Северное информационное бюро" (СИБ). Доскональному анализу подверглось более
1600 торговых точек мегаполиса (Архангельска, Новодвинска, Северодвинска).
О самых занимательных, а порою курьёзных особенностях местной торговли и пойдет
дальше речь.
В среднем по Архангельску на каждую тысячу жителей приходится 2,5 торговые
точки. Причем данный показатель значительно выше в густонаселенных районах
областного центра - Ломоносовском, Октябрьском и в районе Майская горка (что
обусловлено компактной планировкой многоэтажной застройки и большей плотностью
населения в этих районах).
Любопытная ситуация с торговыми точками сложилась в настоящее время в Соломбале.
Сегодня в этом районе Архангельска проживает чуть более 9% населения города,
зато на его долю приходится более 11% всех архангельских торговых точек. В
причинах этого феномена предстоит еще разобраться, а пока напрашивается
курьезный вывод: либо соломбальцы в целом живут лучше остальных горожан, либо
потребляют больше продуктов питания.
А лидером по количеству торговых точек на тысячу населения среди исследуемых
поморских городов стал Новодвинск, что вполне объяснимо - хорошие доходы,
устойчивый спрос, компактно проживающее население.
Тайные сети
Как нам удалось выяснить, в Архангельске существуют латентные торговые сети.
Торговая сеть подразумевает наличие более 3-х магазинов одного владельца
(собственника), реализующих единый ассортимент (ведущих единую сбытовую
политику).
По утверждению Олега Аристова (руководителя СИБ), латентные сети в Архангельске
уже в ближайшее время начнут легализоваться. "Я предполагаю, что самый удачный
для этого момент - осень 2003 года, - сообщил Олег Аристов. - Многие из них уже
сегодня копят силы, готовясь к этому важному событию".
Для потребителей этот скрытый резерв пока не представляет никакого интереса, они
и так уже пользуются услугами того или иного архангельского магазина. Однако при
выходе на рынок новых сетевых брэндов возникнет более серьезная конкуренция с
существующими сетями, поскольку из тени выйдут достаточно крупные новые сетевые
структуры. При этом будут учтены опыт и ошибки сетевых "первопроходцев".
Проанализировав ситуацию и приняв во внимание тот факт, что у ряда существующих
крупных сетей имеется изрядное количество "небрэндированных" магазинчиков, я не
исключаю, что в среде торговых сетей Архангельска в ближайшее время будут
происходить изменения. Как справедливо заметил Олег Аристов, "некоторые
участники, вероятно, уже прячут в рукаве козыри, которые они готовы использовать
против своих конкурентов".
В последнее время в нашем поморском мегаполисе зачастую открываются магазины
самообслуживания (супермаркеты). В Архангельске они уже давно не вызывают
"музейного интереса" у посетителей и выгодно отличают наш мегаполис от других
областных центров (так, например, в Мурманске я не смог обнаружить ни одного
супермаркета). Однако, надо отметить, что пока вся эта продовольственная
"красота" в Архангельске располагается в центре города, а чем ближе к окраинам -
тем больше прилавков. А также - чем дальше от знаменитой архангельской "высотки"
(двадцатичетырехэтажного здания в центре Архангельска. - Ред.), тем больше
нарушений торговли. Впрочем, и в отдельных центральных магазинах продавцы
отказывались развешивать и упаковывать товар в меньших объемах, чем им удавалось
фасовать его с первого раза. Откровенное хамство торгового персонала удалось
заметить только в двух магазинах самообслуживания разных торговых сетей. Так что
"советский сервис" в Архангельске, судя по всему, постепенно себя изживает.
Конкуренция обостряется
Одна из основных бед в развитии новых торговых точек - отсутствие достаточных и
специализированных торговых площадей. Но это уже анализ другого рынка.
Стоит отметить, что в Архангельске, а также в других городах региона, существует
и неиспользуемый ресурс - специализированные магазины (хотя специализированные
товары в архангельской торговле занимают не менее 80% ассортимента). По пути
специализации пошли, в основном, продавцы хлебобулочной и алкогольной продукции.
Сектор специализированных продовольственных магазинов находится в зачаточном
состоянии (хотя им не нужны огромные площади и они не требуют крупных финансовых
вложений).
Приятен тот факт, что "торговые короли" стали больше внимания уделять
маркетингу, кое-где они проводят исследования своими силами, кое-где - с помощью
специалистов. Пока не много, но всё же - чуть больше, чем прежде.
Ведь конкуренция в Архангельске обостряется.
Тарас Чорняк,
консультант по маркетингу
|