Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
2003/07/04/1057311600-2.shtml>Танцевальный фест, жара, июль...

2003/07/04/1057310700-2.shtml>У пловцов разгар соревнований

2003/07/04/1057309800-2.shtml>Аэроплан "Архангельский рабочий"

2003/07/04/1057308900-2.shtml>Народная примета

2003/07/04/1057308000-2.shtml>Зачем ставить памятник авантюристу и неудачнику?

2003/07/04/1057307100-2.shtml>"Единая" хочет стать единственной?

2003/07/04/1057306200-2.shtml>Христиане всех стран и народов - объединяйтесь!

2003/07/04/1057305300-2.shtml>Разруха в деревне

  

Бизнес-класс. Архангельск
16 июня 2003 (21)
Илья Райхер

Это интресно

Крупные столичные PR-агентства всерьез обеспокоены открывшейся перед ними неприятной перспективой остаться не у дел во время ближайших избирательных кампаний. Сегодня сплоченные в единый монолит административные элиты уже не видят в политконсультантах свою "палочку-выручалочку" и не собираются тратить крупные суммы на разработку креативных избирательных стратегий. Стратегия у правящих элит сегодня одна, и она не оставляет возможности для несогласованных действий и политических авантюр.

Не поминай всуе

Изменился и сам механизм влияния на выборы: если раньше желавшие попасть во власть кандидаты (например, из бизнес-структур) без проблем "покупали" политконсультантов, пиар-агентства и "независимые" СМИ (которые могли существенно ослабить позиции административных элит), то теперь значение этого ресурса резко сужено.

Новое законодательство о выборах устанавливает жесткий контроль за тем, кто и сколько платит за публикации, а нарушителей ждет трагическая участь (вплоть до остановки выхода печатного издания или закрытия программы). Никакой "презумпции невиновности" для СМИ во время выборов уже не будет. Поэтому, если кандидату "от бизнеса" все же очень захочется попасть во власть, то свои главные финансовые потоки он должен будет направить уже не "пиарщикам", а напрямую тем представителям номенклатурных элит, в чьих руках находится реальный административный ресурс. Случайный кандидат даже с очень большим "мешком денег" сегодня уже вряд ли получит власть, минуя административный фильтр.

Нетрудно догадаться, что региональные элиты должны договориться между собой, прежде чем приступать непосредственно к избирательной кампании. Максимальную выгоду от выборов получает та элитарная региональная группа, которая формирует переговорное поле для других элитарных групп. Такая группа становится центром влияния на ход выборов, и именно она структурирует интересы всех остальных участников борьбы за власть. Согласно сложившейся в России политической традиции, роль центральной элитарной группы отводится исполнительной верхушке, вокруг которой, задолго до выборов, объединяются хозяйственные, финансовые, партийные, культурные, научные и прочие региональные элиты. С каждым из представителей этих групп проводится своеобразное "собеседование" о том, какого кандидата или партию надо поддержать на выборах. Таким образом, интересы элит структурируются не под конкретного кандидата, а практически под пустую нишу. О том, кто займет это место, начинают договариваться ближе к выборам.

Процесс согласования кандидатуры, способной представлять интересы региональных элит в органах представительной власти, является своего рода торгом, где каждый участник ищет свою выгоду. Вопрос о том, "какую выгоду мы получим от того, что поддержим этого кандидата", звучит в преддверии выборов особенно актуально. Максимальную выгоду от своего кандидата, разумеется, получает центральная элитарная группа, формирующая правила игры, а остальным надо еще постараться, чтобы не оказаться в числе аутсайдеров, "равноудаленных" от власти. В итоге интересы центральной группы оказываются выше интересов всех остальных региональных групп, но с этим приходится считаться. В конце концов, лучше играть по правилам сильнейшего и остаться в "обойме", чем идти против течения и не получить ничего.

В одни ворота

У населения формируется мысль о том, что изменить сложившуюся ситуацию, как бы плоха она для них лично ни была, невозможно. А это еще больше снижает возможности оппозиции, которая может использовать только активный общественный протест масс, а вместо этого получает "раздавленное" пропагандой, пассивное, разочарованное в своих возможностях население. Кроме того, оппозиция лишается возможности отвечать на пропагандистские инсинуации со стороны своего главного противника и сама может стать жертвой недовольства масс.

Отстранение оппозиции от возможности реально влиять на государственную политику, с одной стороны, выгодно "партии власти", так как при этом существенно снижаются почти все политические риски. Можно не ломать голову, как сохранять порядок и спокойствие в обществе, не бояться громких обвинений и неожиданных разоблачений в СМИ, способных нарушить запланированный ход выборов. Однако есть и обратная сторона этой медали - усиление авторитарных тенденций управления государством на всех уровнях власти, излишнее администрирование, усиление коррупции, деградация институтов гражданского общества. Граждане России сегодня не имеют реальной возможности влиять на управленческие решения административных элит, а выборы как последний инструмент такого влияния практически превращены в неприкрытый предвыборный фарс. Казуистика нового законодательства о выборах позволяет провести во власть любую фигуру, одобренную элитами.

Нетрудно догадаться, что во время предстоящих выборов у ряда представителей административного сообщества появится сильный соблазн поддержать кандидата, например от ненавистных населению "олигархов", в ущерб интересам и пожеланиям большинства избирателей. Не секрет, что и в прошлую избирательную кампанию административный ресурс с успехом продавался крайне непопулярным кандидатам, и пока нет никаких оснований думать, что это безобразие не повторится.

Собственно говоря, "продажа" административного ресурса крупным бизнес-элитам идет постоянно, но не секрет, что в преддверии выборов его цена резко возрастает.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Вельск-инфо
Вельские вести
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Двиноважье
Двинская правда
Заря
Звезда
Звездочка
Знамя
Знамя труда
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
МК в Архангельске
Моряк Севера
Нарьяна вындер
Независимое обозрение - Архангельск
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь