Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Бизнес-класс. Архангельск
11 октября 2004 (37)
Иван Лемехов, г. Архангельск

В России продолжается дискриминация народов...

В сентябре 2004 года Президент России подписал указ "О Министерстве регионального развития", который многие эксперты поначалу восприняли как восстановление структуры упраздненного Путиным Министерства по делам национальностей. Однако, судя по всему, указ президента не следует воспринимать как исправление допущенной ранее ошибки, ведь на самом деле никакого восстановления Миннаца не произошло. Очевидно, что появление в названии нового министерства слова "регионального" не случайно. В коротком тексте указа, кстати, также нет ни слова о национальностях.

Очевидно, что Минрег (видимо, так сокращенно следует называть новую структуру) будет вплотную заниматься национальными проблемами. Но вряд ли, подобно канувшему в Лету Миннацу, это министерство продолжит развивать идеологию национально-территориального деления страны. Скорее всего, новому органу предстоит участвовать в демонтаже прежней системы федеративного устройства и реформе перехода от национального к территориальному делению России.

Законы империи

Все законы Российской империи до 1917 года начинались словами: "Государство Российское едино и нераздельно". Понятия "национальность" в Российской империи не было, а в паспортах россиян указывалось лишь их вероисповедание. Кстати, в российской дореволюционной этнографии "русскими" назывались все народы России, о чем, например, красноречиво свидетельствует книга этнографа Н.Н. Харузина "Русские лопари". А понятие "Украина" распространялось лишь на узкую полосу земли вдоль границы Малороссии и татарского Гуляй-поля. Различий между понятиями "русские" и "россияне" фактически не было.

Не секрет, что впервые идея национально-территориального деления России была реализована большевиками, но сразу оговоримся: обвинять Ленина в том, что он был сторонником развала империи на национальные государства, не стоит. Рассуждая о праве наций на самоопределение, Ленин не скрывал, что главной задачей национальной политики советского государства является "соединение, сближение, перемешивание наций и выражение принципов иной, интернациональной культуры". А национальная политика большевиков была лишь частью идеологии мировой революции. Единственной целью национально-территориальной "нарезки" страны являлось создание механизма, который позволял присоединять новые национальные страны к пролетарскому государству. В результате многие народы, как писали советские газеты, "впервые получили свои национальные республики". Но еще больше народов не получили ничего - ни автономий, ни даже права считаться народами.

Обязанность чиновника

Решение Путина назначить на пост главы Минрега Владимира Яковлева (чиновника, который неплохо разбирается в коммунальных проблемах Петербурга, но отнюдь не является специалистом в области национальных и межэтнических отношений) заставляет усомниться в том, что в России есть национальная политика. Впрочем, сам глава Минрега в одном из своих интервью отметил, что министерство все же будет заниматься "в том числе и вопросами национальной и религиозной политики" и даже отдельно - "проблемой казачества". Почему только казачества, а, например, не проблемой поморов или других не менее "проблемных" народов России? Скорее всего, потому, что новый министр ничего о проблеме поморов и других дискриминируемых сегодня коренных народов не знает. Впрочем, даже губернатор Архангельской области Николай Киселев не в курсе, что в его регионе сегодня продолжается политика откровенного этноцида в отношении этнической общности поморов. Это не оговорка, ведь поморы, которых, согласно последней переписи населения, осталось меньше семи тысяч человек (а до революции они составляли треть населения Архангельской губернии), сегодня лишены прав коренного населения, а значит, и всех квот и льгот, позволявших им заниматься традиционными промыслами. Губернатор давно уже должен был, согласно действующему законодательству, на основании данных переписи населения и поступившего в его адрес официального требования поморской Национально-культурной автономии направить в Правительство РФ представление о включении поморов в Единый перечень коренных малочисленных народов. Тем более что теперь появился Минрег РФ, который должен заниматься этими вопросами. Но ни архангельский губернатор, ни его подчиненные, похоже, не знают своих прямых обязанностей.

Этнографическая алхимия

Не понимая сути национальных вопросов, чиновники иногда предпочитают обращаться к "специалистам", например, к этнографам. Но во всем мире вопрос национальной политики решается не в области этнографии, а в области права. Тем более что в российской (советской) этнографии гораздо больше идеологии, чем науки, поэтому по закону мнения этнографов (порой прямо противоположные) являются всего лишь частными мнениями.

Кстати, первым наркомом советского Миннаца был Иосиф Сталин, не доверивший никому такой важный вопрос, как национальная политика. Именно Сталин почему-то выбрал этнографию - описательную дисциплину, основной задачей которой является не более чем "бытописание и сбор предметов материальной и духовной культуры", в качестве "науки", призванной определять, классифицировать и даже создавать национальности. Между тем во всем мире вопросами теории возникновения и развития народов занималась и занимается вовсе не этнография, а совсем другая наука - этнология. Надо заметить, что этнология отличается от советской этнографии примерно в той же степени, как современная химия отличается от алхимии. Идеологическую и "научную" легитимизацию сталинских проектов в области национальной политики начиная с тридцатых годов осуществлял Институт этнографии им. Миклухо-Маклая.

Политика ассимиляции

На основе классовой идеологии при поддержке советских этнографов в течение 20-х годов XX столетия в СССР возникла лженаучная теория, позволившая узаконить создание сети новых национальных образований. Если требовалось, данная теория позволяла быстро ликвидировать эти образования вместе с населявшими их "титульными" нациями. Следует особо подчеркнуть, что советские этнографы фактически придумали несколько новых национальностей, присвоив им этнические названия (этнонимы), которых прежде у них не существовало.

Так, например, ни в одном историческом документе, появившемся раньше ХХ века, нет ни слова о народе "ненцы". В летописях упоминается только мифическая "самоядь", но у ученых есть большие сомнения в том, что так называли именно предков нынешних ненцев, а не предков саамов. Кстати, первое упоминание "поморов" встречается в документах XIV века, и как самоназвание (автоэтноним) этнической общности оно сохранилось до наших дней. А вот название "самоеды" не было самоназванием племен ненецких оленеводов и даже вызывало у них чувство ярко выраженного протеста. Поэтому советские этнографы, создававшие в 20-х годах из разрозненных племен и малочисленных кочевых народов новую советскую национальность, ввели для нее и новое обобщающее "самоназвание" - "ненцы". Некорректность такого этнонима очевидна, ведь "ненец" в переводе означает всего лишь: "человек". Любопытно, что общего автоэтнонима (самоназвания) у нынешних ненцев не было даже в начале XX века, и архангельский этнограф А.А. Жилинский, описывая "самоедов", считает их хотя и родственными, но разными народами. Он перечисляет названия "тавги", "юраки", "комашинцы", "хасавы" и другие, упирая на то, что "эти племена говорят на разных языках и подразделяются на более мелкие, говорящие опять-таки на разных наречиях". Таким образом, политика укрупнения малочисленных народов в СССР, по сути, была прикрытием политики ассимиляции, скрывавшей исчезновение малочисленных народов.

Дискриминация продолжается

При Сталине советские этнографы получили право создавать собственные, основанные на идеологии классового общества "научные" теории. Впервые в мире описательная дисциплина этнография получила идеологическое наполнение и стала государственной наукой. Именно на ее основе выдавались удобные Сталину экспертные заключения о праве той или иной этнической общности на существование. Многие коренные народы, в том числе и поморы, и кряшены, и талыши, и казаки, и другие, такого права не получили и были причислены советскими этнографами к другим народам: кряшены - к татарам, талыши - к азербайджанцам, поморы и казаки - к великороссам. Для "не вписанных" народов ученые из Института им. Миклухо-Маклая даже придумали не употреблявшийся нигде в мире унизительный термин "субэтнос". Чуть позже другой вождь, но уже в Германии, выбрал другую науку - антропологию в качестве научного института, выдававшего справки о полноценности той или иной расы или нации. Но если гитлеровская "наука" исчезла вместе с нацистским государством, то сталинская этнография спокойно существует по сей день. Правда, некорректный термин "этнография" больше не употребляется в названии Института им. Миклухо- Маклая. Институт этнографии мимикрировал в сторону международных стандартов и спешно переименовался в 90-х годах на западный манер - в Институт этнологии и антропологии РАН. Но он по-прежнему выполняет роль идеологического инструмента, который всегда можно повернуть в любом направлении.

Впрочем, в руководстве института прекрасно понимают, что существующая в России национальная система условна и порочна. Так, в преддверии Всероссийской переписи 2002 года директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков разоткровенничался на тему прав непризнанных народов в России. По его словам, "попытка укрупнения наций идет еще со сталинских времен: вождь всех народов решил, что у нас всего 60 наций". И заключил: "Так что из некоторых малых групп выделятся еще меньшие, которые могут иметь какие-то местные отличия (диалект, местный вариант названия и т.п.). Ведь каждый имеет право свободно определять свою национальность. Если люди записываются казаками, можно ли сказать, что такого народа нет"?



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета