Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Бизнес-класс. Архангельск
11 октября 2004 (37)
Анастасия ШОЛОМИЦКАЯ

Экспортеры готовятся к зимней навигации...

На минувшей неделе в Архангельске состоялось очередное совещание Координационного совета по экспорту лесной продукции при департаменте ЛПК администрации области. Речь шла об условиях предстоящей зимней навигации в Архангельском морском порту.

Тему зимней навигации для лесопромышленников Поморья можно назвать животрепещущей, ведь основная часть пиломатериалов, целлюлозы, картона и бумаги вывозятся за рубеж морскими судами.

Морской транспорт - одна из важнейших составляющих лесоэкспорта. Поэтому руководство архангельского лесоэкспортного совета пригласило на свое заседание представителей вновь созданного в Архангельске филиала ГУП "Росморпорт", Северного морского пароходства (СМП), капитана порта Архангельск, руководство акционерного общества "Архангельский морской торговый порт". В ходе обсуждения темы подготовки к зимней навигации выяснилось множество любопытных подробностей.

Под крылом Росморпорта

Первое и, наверное, самое главное: в структуре Министерства транспорта России продолжается реформирование, в ходе которого создано Государственное унитарное предприятие "Росморпорт". Этот новый государственный хозяйствующий субъект должен принять под свое крыло ледокольный флот - основное звено зимней навигации. Кстати, первого октября 2004 года истёк срок договора о доверительном управлении ледоколами между ОАО "СМП" и Минтрансом России. Сегодня ледоколы, можно сказать, оказались в "подвешенном" состоянии.

Следующая проблема - архангельский филиал "Росморпорта" и Морская администрация порта пока не могут договориться о деятельности штаба ледовых операций, который и призван вести координационную работу по осуществлению ледовых проводок в акватории Белого моря и порта Архангельск.

По информации, прозвучавшей из уст Юрия Арсентьева, директора по эксплуатации флота СМП, акционерное общество готово передать ледокольный флот, но только со всей обслуживающей его инфраструктурой, т.е. со спасательным центром (СПТР), водолазной базой и т.д.

Ледокольная проводка

Следующая тема обсуждения в преддверии начала зимней навигации - размеры ставок ледокольного сбора в нашем порту. О том, что Архангельский порт - самый дорогой порт России, говорилось с разных трибун уже не раз. Но дело еще и в нехватке ледоколов. Прошлая зима в силу погодных условий, по словам капитана порта Сергея Ястребцева, прошла спокойно, однако чего ожидать в этом году, никто предсказать не может. Единственный имеющийся в порту линейный ледокол "Диксон" явно не в состоянии справиться с тем количеством судов, которое будет принимать Архангельский морской порт в течение зимнего сезона. Кстати, ожидается, что в 2005 году объем перевалки грузов Архангельским портом составит 5 млн тонн, в сравнении с 3 млн тонн 2004 года. Потому предполагается привлечь для работы в Архангельске еще один ледокол на условиях аренды его в Мурманском порту. Это будет ледокол "Капитан Драйницын". Причем инициатива привлечения мурманского ледокола принадлежит компании "Роснефть", поскольку планируется заход в наш порт танкеров с нефтепродуктами. Можно ли будет использовать привлеченный ледокол для нужд лесопромышленников, очень интересует участников координационного совета по лесоэкспорту. Что по этому поводу скажет МАП? Более того, если судно будет работать только на перевозку нефтяных грузов, то почему его аренда будет оплачиваться из всего бюджета ледокольного сбора?

Вопросы, вопросы: В минувшие годы нефтяники договаривались с Минтрансом о применении в их отношении спецставок по ледовым сборам. Лесопромышленники пробуют сегодня вести подобные переговоры с Морской администрацией порта Архангельск; в проекте решения координационного совета предложено обосновать необходимость спецставок при провозе грузов ЛПК.

Ограничения по классу

Еще одна проблема зимней навигации в Архангельске - ограничение захода в порт судов пониженного ледового класса. Такое ограничение было введено капитаном порта ради повышения безопасности мореплавания. Сегодня в Архангельский порт могут заходить только суда ледового класса "Л-1".

Проблема состоит в старении парка сухогрузов, судов первого ледового класса в России становится все меньше даже на вторичном рынке. Правда, по словам Юрия Арсентьева, директора по эксплуатации флота Северного морского пароходства, предприятие планирует в ближайшее время купить два судна ледового класса "Л-1", хотя всем ясно, что и этого явно недостаточно.

Вразумительного ответа относительно ограничения захода судов по ледовому классу на заседании координационного совета так и не прозвучало.

как решить Вопрос мостов?

Движение судов в акватории порта Архангельск - процесс весьма непростой. Это связано не только с ограничениями по ледовому классу, ледокольными проводками, но и с необходимостью в городской черте разводить мосты через Северную Двину. Оказывается, для судовладельцев и грузоотправителей проблема мостов весьма значима.

Дело в том, что разводные механизмы архангельских мостов - и железнодорожного, и автомобильного - не могут работать при низких температурах. Если столбик термометра опускается ниже 25 градусов по Цельсию, караван судов выстраивается на городском рейде в ожидании прохода под мостом.

Зимой, как правило, ночная температура бывает ниже дневной, потому зачастую приходится разводить мосты днём. Разведение моста днем согласуется с мэрией Архангельска, которая в свою очередь обязана предупредить о предстоящей остановке движения через мост скорую, пожарную помощь и другие службы.

Развести мост днем в Архангельске можно только с разрешения капитана порта и мэра города. Для мэрии процесс согласования весьма сложен: и действительно, с движением транспорта по мосту связаны сотни людей.

Но для лесопромышленников каждый час простоя обходится в сотни евро, невывезенные грузы - это недополученная прибыль, а значит, и недоплаченные налоги. Потому разведение мостов днем - вынужденная необходимость.

Хватит ли в порту буксиров?

У акционерного общества "Морской торговый порт" имеется дочернее коммерческое предприятие "Портофлот", в ведении которого находится буксирный флот. В силу неравномерности потока судов в нашем порту, буксирный флот вынужден зарабатывать средства в соседних портах.

Как сообщил генеральный директор ОАО "Архангельский морской торговый порт" Владимир Титов, покупка нового буксира мощностью не менее 2000 лошадиных сил, а именно в таком новом судне нуждается сейчас Архангельский порт, обойдется предприятию не менее чем в 3,5 млн евро. Очень важно, чтобы буксиры были в одних руках, тогда работу в порту можно координировать более точно.

Навигация уже не за горами

В проекте решения Координационного совета по экспорту лесной продукции намечено несколько основных позиций:

- Лесопромышленники намерены обратиться к Морской администрации порта и филиалу ГУП "Росморпорт" с просьбой как можно скорее завершить процесс реформирования, чтобы до начала зимней навигации стало понятно, как будут координироваться ледовые операции.

- В проекте решения координационного совета предложено обосновать необходимость применения спецставок портовых сборов для перевозки лесных грузов.

- Участники совета договорились инициировать решение о ремонте разводных механизмов железнодорожного и автомобильного мостов, с которыми связано прохождение судов с лесными грузами.

- И еще одна важная тема - дноуглубление Северной Двины. Похоже, что речь вновь идет о том, чтобы лесопромышленные предприятия Архангельска профинансировали работы по дноуглублению, иначе, как сказал Владимир Кочуров - специалист департамента транспорта администрации области, в будущем году по реке нельзя будет доставить в Архангельск ни одного плота.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета