|
Бизнес-класс. Архангельск
31 января 2005 (3)
Инф.
Архангельская область работает по протоколу:
В администрации Архангельской области прошло заседание, посвящённое предстоящей
реализации Киотского протокола. Одним из главных его итогов стало единодушное
решение создать в регионе Совет по вопросам изменения климата и контролю за
выбросами парниковых газов, в который войдут представители областной
исполнительной и законодательной власти, муниципалитетов, крупных предприятий,
общественности, экологических организаций. Совету предстоит разрабатывать
конкретные шаги в этом непростом и новом направлении.
Жаркие споры о Киотских соглашениях шли на протяжении последних нескольких лет.
Ратифицировать протокол или нет, что даст его реализация экономике России:
больше пользы или вреда? Политики, экономисты и учёные долго и широко обсуждали
возможные последствия реализации протокола. Однако в ноябре 2004 года было
вынесено окончательное решение о его ратификации, и 16 февраля 2005 года
Киотский протокол вступает в силу.
Под шум монетизации
Россия стала 128-й по счету страной, официально присоединившейся к протоколу, но
именно от ее решения зависела судьба этого документа, поскольку без доли нашей
страны в парниковых выбросах Киотский протокол не обрел бы законной силы.
Как раз в это же время в обществе шли споры по другому, более актуальному
вопросу - монетизация льгот была и остаётся в центре внимания. И это во многом
затмило публичное обсуждение таких долгосрочных для страны проблем, как
реализация Киотского протокола. А между тем, хотим мы того или нет, теперь "мы
все участники регаты".
Торговля выбросами
Киотский протокол предусматривает возможность совместного выполнения странами
своих обязательств по ограничению и сокращению выбросов через торговлю выбросами
и совместное осуществление проектов по сокращению выбросов. Торговля выбросами
означает, что одни страны могут покупать у других стран квоты на выбросы, если
их собственные выбросы превышают установленную квоту. Фактически речь идет о
создании международного углеродного рынка, на котором могут обращаться
углеродные квоты и сокращения выбросов. В соответствии с "Приложением В" к
Киотскому протоколу российская квота на выбросы парниковых газов на период 2008-
2012 гг. определяется в размере 100% от выбросов за 1990 год. В этом плане нашей
стране повезло, поскольку во многих развитых странах за последние 15 лет шло
наращивание производства и, соответственно, количество выбросов увеличивалось, в
России же долгие годы шёл обратный процесс. И вообще так сложилось, что в 1990
году Россия имела самые большие выбросы парниковых газов за всю свою историю.
Сейчас они, несмотря на развитие промышленности, остаются намного ниже
показателей 1990 года. Для США, к примеру, превышение фактических выбросов над
заявленным в Киотском протоколе ограничением оказалось настолько значительным,
что они отказались его ратифицировать. По данным сообщения, представленного
Россией в секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата, выбросы
парниковых газов в России в 1990 году составили 3040 млн тонн СО2-эквивалента.
Фактически Россия выбрасывает сегодня около 2 млрд тонн СО2-эквивалента в год.
При дальнейшем наращивании производства выбросы парниковых газов будут,
вероятно, увеличиваться. Однако, как показывает статистика, с ростом
промышленного производства резкого увеличения выбросов не наблюдается, причиной
чему стало внедрение современных энергосберегающих технологий.
Пилотная область
Многие помнят о многочисленных заявлениях и материалах в печати о том, что
Архангельская область в числе немногих была выбрана в качестве пилотного региона
для отработки механизмов реализации Киотского протокола. Для этого в области
были созданы Центр энергоэффективности, Центр экологических инвестиций и Фонд
энергосбережений. Именно эти организации провели огромную работу по подготовке к
реализации протокола. В чём эта работа заключается и в чём её сложность?
За последние годы в Архангельской области сделан ряд конкретных шагов в сфере
энергосбережения и внедрения экологически чистых технологий на крупных
промышленных предприятиях. К сожалению, в России до сих пор нет общепринятой
системы учета (инвентаризации) и регистрации выбросов. Нет и стройной концепции
управления парниковыми выбросами. Работы в этом направлении активно ведут три
вышеназванные организации, а также Архангельский и Соломбальский ЦБК. Крупные
целлюлозно-бумажные компании осознают, что их выгодный бизнес напрямую зависит
от соблюдения экологических требований. Чище производство - больше прибыли. И,
невзирая на отсутствие внятной государственной политики в этой сфере, они по
собственной инициативе вкладывают очень большие средства в "экологическую
модернизацию". АЦБК совместно с Центром экологических инвестиций реализовал
программу инвентаризации парниковых газов. Американская компания "Environmental
Resource Trust Inc." провела независимую экспертизу инвентаризации. Результаты
показали, что в 2003 году 95% выбросов ПГ дало сжигание органического топлива на
ТЭЦ и извести в регенерационных печах комбината.
Польза от протокола
При условии привлечения дополнительных инвестиций АЦБК мог бы сократить
ежегодные выбросы на 600 тысяч кубометров в год. Но главное - создана система
инвентаризации, т.е. положено начало работе в рамках Киотского протокола. Работы
по сокращению выбросов ведёт и Соломбальский ЦБК. Там также проведена
инвентаризация выбросов.
Вот тут-то как раз и должен пригодиться Киотский протокол. Россия выбрасывает
намного меньше ПГ в атмосферу, чем в 1990 году. Часть своей квоты мы могли бы
продать другим странам, а вырученные средства привлечь в модернизацию
производства. В этом суть протокола. Сегодня одна тонна условного парникового
газа, выброшенного в атмосферу, оценивается в 8 евро. Сократили выбросы на 600
тысяч тонн - продали квоту - получили 48000 евро. На практике всё будет сложнее,
но суть такова.
Архангельская область обладает уникальным опытом в деле реализации протокола.
Преимущество это нельзя упустить. Инвентаризацию выбросов в короткие сроки нужно
провести и на других крупных промышленных предприятиях. Благо опыт такой есть.
Пока Россия в выигрышном положении, поскольку у нас есть запас квот, которые
можно выгодно продать и взамен получить новые, экологически чистые производства
либо вложить квоты в будущее. Но этот паритет сохранится лишь до 2012 года. За
первым бюджетным периодом протокола последует второй. А там, вероятно, появятся
и другие бюджетные периоды, и какими они будут, никто сегодня предсказать не
возьмется.
Денис Селиванов
(В материале использованы выдержки из статей директора Центра экологических
инвестиций М. А. Юлкина "Что делать с парниковыми выбросами?" и "Киотская
квота России: по Сеньке ли шапка?").
НАША СПРАВКА
Киотский протокол приняли в 1997 году в японском городе Киото на III Конференции
сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Сама эта конвенция была
принята еще в 1992 году и вступила в силу в 1994 году. На сегодняшний день
участниками конвенции являются более 180 стран, включая США, другие развитые
страны и большинство развивающихся стран. Конвенция констатировала тенденцию к
глобальному потеплению и вообще к изменению климата на планете, в том числе
вследствие деятельности человека, которая приводит к дополнительным выбросам в
атмосферу парниковых газов. Накапливаясь в атмосфере, эти газы удерживают тепло,
излучаемое с поверхности Земли, и тем самым создают эффект парника. В этой связи
участники конвенция обязались осуществлять политику и меры с целью смягчения
климатических изменений, ограничения и сокращения выбросов парниковых газов.
Киотский протокол идет дальше и устанавливает для развитых стран и стран с
переходной экономикой количественные ограничения на выбросы парниковых газов на
период с 2008 по 2012 год. Объем разрешенных выбросов определяется в процентах
от базового года, в качестве которого для большинства стран и видов парниковых
газов принят 1990 год. Переговоры об обязательствах сторон на период после 2012
года должны, по плану, начаться уже в 2005 году.
| |