|
Бизнес-класс. Архангельск
31 января 2005 (3)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ
Водочный патриотизм не лучше квасного:
Осенью 2003 года в нашей области возникло профессиональное некоммерческое
объединение - Архангельская алкогольная ассоциация. Среди её учредителей были
региональные производители - ОАО "Алвиз" и "Устьянский ликёроводочный завод" и
четыре крупные торговые фирмы: "АВФ-Алко", "Юникон", "Пять звёзд" и "ДиАл-
Север". За годы работы в столь специфичной нише каждый из операторов
сталкивался с административными барьерами, которые никак не увязываются с
рыночным мышлением. Непременное условие здорового рынка - ликвидация теневого
бизнеса, заявили инициаторы создания ассоциации, а также равные условия для всех
местных компаний с устойчивой репутацией, подтверждённые на законодательном
уровне.
При бывшем губернаторе Анатолии Ефремове в роли посредника между операторами
рынка и государством, контролирующим оборот алкогольной продукции на
региональном уровне, выступало государственное унитарное предприятие
"Инвестиционная компания "Архангельск". С ноября 2004 года эта функция возложена
на отдел при комитете торговли и потребительского рынка администрации
Архангельской области. На прошлой неделе председатель комитета Александр
ГРЕЧАНЫЙ (на снимке) и представители Архангельской алкогольной ассоциации
пригласили журналистов городских и областных СМИ на пресс-коференцию. Это была
первая совместная акция некоммерческого объединения и исполнительной ветви
власти.
Урон от протекции
Возьмём любую бутылку, выставленную на продажу. Она отмечена акцизной маркой
стоимостью в 1 рубль 40 копеек. Почти половина её - 64 копейки - отражает
затраты Центра стандартизации, метрологии и сертификации РФ на контроль качества
и безопасности спиртного, появляющегося в законном обороте. Именно эта скромная,
на первый взгляд, сумма, по словам Александра Гречаного, ежегодно превращалась в
30 млн рублей, которые, миновав областной бюджет, фактически шли на поддержку
коммерческого предприятия.
Долгое время "Алвиз" был освобождён от оплаты выпускаемой им продукции, что
вызывало вполне закономерное недовольство со стороны многих операторов рынка. На
пресс-конференции страсти вокруг акцизных сборов стали очевидными.
Председатель комитета торговли и потребительского рынка областной администрации
рассказал о недавно состоявшейся встрече с новыми владельцами контрольного
пакета акций ОАО "Алвиз" - компанией "Синергия", владеющей заводом "Уссурийский
бальзам" в Приморье и одним из пермских ликёроводочных заводов. Выслушав
предложение платить "спорные" 64 копейки, новое руководство попросило освободить
их от этого бремени и продолжить практику "поддержки местного
товаропроизводителя". Причём в Перми и Приморском крае, где такой практики не
существовало изначально, сбор за контроль качества и безопасности уплачивается
"Синергией" по умолчанию.
По-видимому, поддержку местного производителя каждая из сторон понимает по-
своему. "С нашей стороны эта поддержка должна осуществляться не
административными мерами, которые нам предлагают, а путём следования культуре
посреднической торговли, общепринятой в мире", - сказал Александр Гречаный.
Заинтересованный в наполнении областного бюджета, комитет торговли заявляет о
своей готовности присоединиться к продвижению продукции ОАО "Алвиз" в другие
регионы при непременном условии единых требований ко всем субъектам
внутриобластного рынка алкогольной продукции.
Если говорить о поддержке местных производителей всерьёз и профессионально,
подчеркнул Гречаный, то этот вопрос надо вынести на одну из сессий областного
Собрания и закрепить на законодательном уровне. Здесь позиция администрации
отражает точку зрения большинства учредителей Архангельской алкогольной
ассоциации, подтвердил на встрече с прессой руководитель компании "АВФ-Алко"
Юрий Пачин.
Где полюбят наш "Алвиз"?
Безусловно, комитет торговли и потребительского рынка не ставит перед собой
задачи выяснить, как распределялись средства, "сэкономленные" таким способом
руководством Архангельского ликёроводочного завода. Можно сказать, непонятно, в
чём он выигрывал все эти годы, а где отставал от конкурентов, реализующих не
менее качественный продукт на региональном рынке. Слабость менеджмента и
маркетинговой службы предприятия становится закономерным следствием
протекционизма.
"Алвиз", как местный производитель, не продаёт ни бутылки своей продукции
дальше городской черты, - заявил Юрий Пачин. - С 1 января по прайс-листам,
выставленным ликёроводочным заводом, разница закупочных цен для оптовиков и
магазинов, расположенных в городе, составляет всего 1 рубль 50 копеек. То есть
за счёт этой суммы я должен покрыть все расходы, чтобы взять у них водку и
отвезти, допустим, в Плесецкий район. Для начала наймём машину. Фура стоит 18
тысяч, она вмещает 10 тысяч бутылок. Делим 18 тысяч на 10 - и получается, что за
каждую бутылку, которую оптовик отвозит в район, он должен доплачивать ещё 30
копеек. Наглядный пример ценообразования? Давайте не будем вмешиваться в
экономику административными методами!
Почему "Алвиз" не спешит продвигать продукт на рынках других регионов? Хотите
знать мою версию? Раскрутка одного федерального брэнда стоит в сегодняшней
России от $7 до $10 млн. Это составление маркетингового плана, промо-акции,
публикации в прессе: Конкуренция на алкогольном рынке страны всё жёстче.
Формируется десятка самых крупных производителей в России. Я уверен, что в
ближайшие годы создадутся два-три холдинга, которые утвердятся на рынке, и
Архангельский ликёроводочный завод останется в числе аутсайдеров".
Действительно, может ли Архангельская область оставаться вне объективного
процесса глобализации рынка? Феодальный принцип распределения льгот на местном
уровне стал неприемлемым. После жаркой полемики на пресс-конференции 24 декабря
очень хочется выслушать внятные, чёткие и экономически выверенные возражения на
аргументы процитированной мною стороны от менеджерского корпуса ОАО "Алвиз".
| |