|
Бизнес-класс. Архангельск
24 октября 2005 (40)
Анна БОРЫГИНА, журналист
Станет ли "мыльница" ископаемым?
По прогнозам ряда экспертов, к 2006 году соотношение продаж аналоговых и
цифровых фотоаппаратов станет 50/50. Уже сейчас цифровые технологии активно
завоевывают позиции. Сумеют ли обычные "мыльницы" отстоять свое место под
солнцем?
Российский рынок цифровых фотоаппаратов еще не оформился окончательно, но
находится в стадии достаточно бурного роста. Отставая от европейского рынка по
объему, в перспективе он может обогнать его по темпам. Пока еще далеко не все
россияне готовы приобрести "цифровик"; по некоторым оценкам, 50% семей вообще не
имеют фотоаппарата. И вряд ли в ближайшие пару лет все бросятся покупать
аппараты нового поколения. Но, тем не менее, нельзя закрывать глаза на
повсеместную тенденцию: все, что только возможно, переводят в "цифру". В
последние годы рост продаж пленочных фотоаппаратов в России составлял примерно
15-20% в год, в то время как цифровых - около 300-400%. Однако при этом нельзя
непосредственно связывать эти показатели. Например, директор по маркетингу и
развитию компании "Л-Фото" Алексей КАЛИНОВ считает, что объем продаж цифровых
камер увеличивается не за счет снижения объема продаж пленочных аппаратов, а
скорее благодаря росту общего рынка (по данным журнала "Фотодело" за апрель
2005).
Что мешает "цифровикам"?
Несмотря на активное развитие цифровых технологий, существуют объективные
препятствия для более широкого распространения цифровых камер. Конечно же,
первым пунктом называют цену. Хотя сейчас уже разница в цене между пленочными и
цифровыми фотоаппаратами не так велика. Но если вести речь о камерах среднего и
верхнего ценового диапазона, то они далеко не всем россиянам по карману.
Следующим немаловажным фактором является отсутствие ПК. Ведь фотографии с
цифрового носителя хранятся, редактируются именно на компьютере, а без него
обладание "цифровиком" имеет мало смысла или, по крайней мере, предполагает
некоторую проблематичность использования. А, как известно, компьютер есть отнюдь
не в каждой семье.
Косвенным фактором, сдерживающим рост продаж цифровых фотоаппаратов, можно
считать большое распространение мобильных телефонов со встроенными камерами.
Частично этот товар заменяет традиционные фотоаппараты. Весьма функционально, к
тому же по качеству "мобильные" фотографии весьма приличны, количество
мегапикселей не меньше, чем у некоторых "цифровиков". Например, Samsung
Electronics на выставке CeBIT-2005 в Ганновере представил модель телефона с
разрешением встроенной камеры на 7 мегапикселей, чем может похвастаться не
каждый полноценный цифровой фотоаппарат. Но даже мобильники со средним
разрешением - 2 Мп дают весьма неплохой результат.
Кроме того, не все могут и хотят разбираться в новых технологиях. Людям старших
поколений проще и привычнее пользоваться старыми добрыми аналоговыми
фотокамерами. Как отмечает хозяин фотосалона "Элегия" Владимир СОКОЛОВ, "хорошие
специалисты - вот трудность, связанная с развитием цифровых технологий. Молодые
более перспективны, им легче осваивать новое". Поэтому и новинки фоторынка
рассчитаны в первую очередь на новое поколение.
Фотосалоны
В сфере профессиональной фотографии "цифра", по прогнозам архангельских
специалистов, еще долго не сможет вытеснить фотопленку. Этот сегмент фоторынка
достаточно прочно удерживают за собой традиционные камеры. Хотя фотосалоны
стараются шагать в ногу с прогрессом. Например, в "Элегии" практически полностью
освоили цифровую технику. Однако традиционное фотооборудование здесь по-прежнему
занимает достойное место. "Лучше пленочных фотоаппаратов пока ничего не
придумали, и никуда они не денутся, - утверждает Владимир Соколов. - Так, при
увеличении снимка с аналоговой камеры чистота полностью сохраняется, у
"цифровиков" же появляется зернистость".
Но даже современное оснащение не слишком сильно облегчает жизнь фотостудиям, по
крайней мере, в нашем городе. В современных условиях, когда многие имеют
"мыльницы", а теперь и цифровые аппараты, заснять себя и семью на память у
профессионала приходят немногие. Конечно, фото на документы - это приоритет
профессионалов, но этим трудно прокормиться. Возможно, выход - в оказании
дополнительных услуг, например, в торговле сопутствующими товарами.
Акцент на фотоуслуги
В настоящее время в Архангельске, по данным управления по торговле и услугам
населению мэрии г. Архангельска, на рынке фотоуслуг работает более 120 объектов,
из которых около 90 занимаются проявкой и печатью, остальные оказывают услуги
фотосъемки. За 2003-2005 годы открылось более 50 объектов.
Эти данные свидетельствуют, во-первых, о том, что фоторынок в нашем городе
развивается достаточно стабильно. Во-вторых, весьма активным сегментом этого
рынка является предоставление услуг по проявке и печати. Кстати, некоторые
специалисты как раз видят спасение фирм, работающих в фотоиндустрии, в переносе
акцента с продаж техники на услуги. Именно этот вид деятельности считается
наиболее прибыльным.
Неважно, с какого носителя будут распечатаны фотографии. Конечно, существует и
вопрос цены: печать снимков с цифровых камер дороже, чем с обычных. Но,
например, компания "Кодак" делает упор на то, что фотография только тогда
является фотографией, когда она напечатана. Люди все равно будут распечатывать
снимки. Возможно, не в таких объемах, как раньше. Но все же, скорее всего, этот
вид услуг никуда не уйдет с рынка. К тому же достаточно долго будут еще
использоваться пленочные фотоаппараты.
Руководитель гильдии фотоуслуг Архангельской области Олег ПОПОВ говорит: "Мы
повторяем тенденции Москвы и Санкт-Петербурга. Цифровые камеры, конечно, сменят
аналоговые, но значительное их обновление у любителей произойдет не раньше чем
через 2 года в крупных городах и через 3-5 лет - в районах".
Таким образом, архангельские специалисты уверены: у пунктов проявки совершенно
точно будет работа на ближайшие 5 лет. Продавцы фотопленки тоже найдут своего
покупателя.
"Пока еще цифровые фотоаппараты не достигли оптимального соотношения цены и
качества. Даже достаточно дорогая техника не всегда имеет хорошую оптику, -
считает Олег Попов. - В то же время сегмент одноразовых аналоговых камер на
Западе остался. Даже в Японии значительная часть населения пользуется пленочными
фотоаппаратами". И все же Олег Геннадьевич считает, что года через два появятся
недорогие полупрофессиональные цифровые камеры.
Таким образом, рано или поздно наступит время, когда практически каждый
россиянин сможет иметь цифровик, а цена печати с цифровых камер сравняется с
ценой распечатки с обычных фотоаппаратов. И это время уже не за горами.
| |