Бизнес-класс. Архангельск
19 декабря 2005 (48)
Елена СВЕТЛИЧНАЯ, журналист
Тенденция в городе нездоровая
15 декабря в Архангельске прошла городская конференция предпринимателей,
участниками которой стали около 200 представителей бизнес-компаний. На встрече
бизнеса и власти обсуждались высокие ставки аренды, рост энерготарифов,
необоснованное выделение земельных участков, отсутствие генплана застройки
Архангельска и стратегического плана развития города.
Из года в год на конференциях предпринимателей поднимаются одни и те же вопросы,
и бизнес-сообщество к этому даже привыкло. Такие меро-приятия посещает избранный
круг лиц - все-таки большинство считает, что трата времени на дискуссию с
властью - дело неблагодарное. Побоявшись, что конференц-зал не заполнится и
наполовину, нагнали студентов:
Когда директор городского департамента экономики Александр ЛЕОНТЬЕВ заговорил о
том, что ежегодно размеры среднемесячной заработной платы на малых предприятиях
повышаются, в зале тяжко вздохнули:. Но потом Александр Леонтьев продолжил:
"Хотя уровень этих зарплат значительно ниже, чем на промышленных предприятиях".
К активной дискуссии призвал собравшихся мэр Архангельска Александр ДОНСКОЙ: "Я
сам, будучи предпринимателем, посещал конференции и был от них не в восторге,
поэтому вы сами предлагайте темы и давайте обсуждать проблемы, которые вас
волнуют".
Затем достаточно долго рассуждали о Доме предпринимателя, идея о строительстве
которого появилась еще при Ефремове. Как выяснилось, многие из присутствующих
раньше ничего и не слышали о мечте-проекте председателя общественной организации
"Союз предпринимателей" Эрнеста Белокоровина (впрочем, как и о самой
организации).
Сергей АНТУФЬЕВ, член Совета по предпринимательству при мэре города, объяснил -
участок под строительство дома был выделен еще в 2003 году, но недоработанная
система проведения общественных слушаний затормозила процесс, да и власть
сменилась: "Приходите, помогайте деньгами, будем работать вместе", - призвал
Антуфьев. В зале засмеялись:
Директор "Архпромкомбината" Людмила ПЕРМИЛОВСКАЯ в очередной раз озвучила
предложение создать механизм поддержки местного производителя: местным
производствам нужны льготы по аренде, по оплате коммунальных услуг.
Производственники ждали от власти четкой позиции в этом вопросе - готов ли город
их поддержать и на каких условиях? О проблемах этого сектора бизнеса мы подробно
рассказывали в предыдущем номере (архив на сайте www.bclass.ru).
На идею предоставлять преференции торговым компаниям, у которых доля продукции
местного производства в общем объеме продаж составляет не ниже 10%, мэр
отреагировал скептически. Сделав акцент на привлечении инвестиций, Донской
отметил, что любой прижившийся на нашей территории бизнес имеет право на жизнь,
и Архангельск заинтересован в привлечении предпринимателей из других регионов.
Такого ответа главы города, наверно, мало кто ожидал, еще более неожиданными
оказались заявления Александра Викторовича о том, что в городе должны
производиться товары на уровне общероссийских, а лучше - общемировых брэндов.
Детально обсудить возможные пути оптимизации работы местных товаропроизводителей
поручили специально созданной рабочей группе, в которую войдут и
предприниматели, и представители городской власти. Тенденция проведения диалога
на равных, наметившаяся с приходом новой команды мэра, вполне может дать хорошие
результаты. Об этой надежде говорили в кулуарах. В этом году к обсуждению ставок
ЕНВД впервые привлекли самих налогоплательщиков - предприниматели получили
возможность высказать свою точку зрения, доказывая обоснованность или
необоснованность расчетов повышения налога на вмененный доход. Есть мнение, что
отношения с двухсторонним движением власти и бизнеса получат право на долгое
существование.
Александр ДОНСКОЙ, мэр Архангельска:
- Как мэра меня интересует развитие конкурентоспособности Архангельска. И как бы
не нравилось это местным бизнесменам - сегодня нам интересны предприниматели из
других регионов и иностранные инвестиции. Во многом от этого зависит
благосостояние населения и развитие города в целом.
Буквально вчера мы обсуждали вопрос предоставления преференций местным
товаропроизводителям. Я считаю, что обязывать торговые точки продавать местную
продукцию - вообще крайний случай. Мы должны заботиться о том, чтобы в
Архангельске появлялись как минимум общероссийские брэнды и как максимум -
общемировые. А если наша продукция не покупается, значит, она не такая хорошая,
может, и по ценовым признакам. Но это уже условность. Мы географически так
расположены - тупиковый город, высокие тарифы. И кардинально изменить ситуацию
мы не сумеем, даже если устроим мозговой штурм.
Я очень радуюсь, когда за пределами области вижу продукцию наших производителей,
но, к сожалению, таких примеров мало. Например, на здании Ярославского
универмага висит плакат, на котором написано: "Здесь продаются джинсы Navagga
Bay". Побольше бы таких примеров!
В целом, тенденция в городе негативная. Конечно, у нас успешно развивается
торговля, общественное питание, у нас есть много позитивных примеров, но в
производственном секторе очевидны проблемы.
|