Бизнес-класс. Архангельск
26 декабря 2005 (49)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ
Все познается в сравнении
Профессура АГТУ сопоставляет две модели технического образования
Добыча газового конденсата на Штокмановском месторождении начнётся в 2010 году,
а к 2012 году оно должно быть выведено на полную мощность. В числе основных
претендентов на долю в реализации проекта председатель правления ОАО "Газпром"
Алексей Миллер назвал пять компаний: француз-скую Total, американские Chevron и
ConocoPhillips, а также норвежские - Hydro и Statoil.
По предварительным расчётам, мегапроект обойдётся в $18-20 млрд. Силами
международного консорциума предстоит не только создать производственный
комплекс, но и организовать на его базе систему транспортировки и продаж СПГ.
Совместная подготовка российских специалистов для Штокмановского месторождения -
необходимое звено взаимодействия, и одним из его центров становится Архангельск.
С 26 ноября по 11 декабря группа преподавателей из Архангельского
государственного технического университета посетила производственные
предприятия, научно-исследовательские центры и университеты Норвегии, где в
деталях отрабатывают технологии, непосредственно связанные с освоением
месторождений на шельфе. О цели и результатах этого визита мы беседуем с
директором Института нефти и газа АГТУ, кандидатом технических наук, доцентом
Николаем ДУНДИНЫМ (на снимке).
- В числе именных стипендиатов Hydro - три университетских преподавателя. Какая
роль отводится им в программе сотрудничества научно-исследовательского
департамента норвежской компании с Институтом нефти и газа?
- Прежде всего, на сред-ства иностранного инвестора, назначенного главой
Газпрома техническим консультантом по разработке Штокмановского месторождения,
наши преподаватели повысят собственную квалификацию. Во втором семестре к нам
приедут профессора из технического университета Трондхейма, чтобы прочитать цикл
лекций по той же программе, которую они дают норвежским студентам. Задача наших
преподавателей - адаптировать материал, подготовить методические пособия,
задания для курсовых и лабораторных работ, чтобы уже в будущем году
самостоятельно преподнести новые дисциплины следующей группе четверокурсников.
- Как будет выстроена практическая часть курса?
- Производственная практика предстоит летом. За две недели мы посетили объекты
Hydro и обсудили с коллегами, где стоит побывать студентам. Причём это будет не
ознакомительная экскурсия, а полноценная практика с правом работать и
зарабатывать деньги.
- На каких направлениях сосредоточатся аспиранты Института нефти и газа?
- Аспиранты отправятся на три стажировки в Норвегию, по месяцу каждая. Оценив и
взвесив интересы компании, мы пришли к соглашению о двух направлениях, в которых
им предстоит продвигаться. Один будет заниматься изучением вопросов
транспортировки углеводородов в мультифазном потоке с месторождения на материк -
в научно-исследовательском центре города Порсгрюна, другой - экологическими
рисками, экологическим мониторингом и экспертизой разработки шельфовых
месторождений. В АГТУ их основной научный руководитель - именной стипендиат
Hydro, доктор геолого-минералогических наук Марсель Григорьевич Губайдуллин, с
норвежской стороны - консультанты научно-исследовательского департамента
корпорации Hydro.
- Конкретика соглашений свидетельствует о том, что поездка оправдала затраты
партнёров и ваши ожидания. Что особенно впечатляет русского инженера в научных
центрах Норвегии?
- В России есть богатый опыт и ноу-хау в добыче и транспортировке углеводородов,
но они относятся к материковым залежам полезных ископаемых. На шельфе мы,
несомненно, отстаём от скандинавских коллег. Внушает уважение дальновидность
норвежцев: если они выходят на Штокмановское месторождение в 2007 году, то
готовятся к этому заблаговременно. Они испытывают оборудование, технологии, но
непременно должны быть выращены и российские специалисты, готовые воспринять
опыт мирового лидера по шельфовым разработкам!
Мы побывали в крупнейших научно-исследовательских центрах Норвегии. Посетили
офисы принимающей компании в Осло и Бергене. Интересными и полезными оказались
встречи с профессорами университета в Трондхейме (J. Kleppe, M. Golan и др.) и
учёными, занятыми прикладной наукой. Мы видели, как воплощаются их идеи на
терминалах месторождения Ормен Ланге. В итоге осталось ощущение огромного
масштаба корпорации и чёткости взаимодействия всех её подразделений. Ничего
лишнего, всё аккуратно, всё действует как хорошо отлаженный механизм.
Я обратил внимание на то, как много средств и энергии вкладывают сегодня
норвежцы в создание технических комплексов транспортировки углеводородов.
Изучают, как ведёт себя объект транспортировки в трубе, какими должны быть
параметры - давление, скорость потока, диаметр трубы, её положение на морском
дне. Весь процесс моделируют в лабораторных условиях на макетах с использованием
компьютерных технологий последнего поколения, достигая, таким образом,
оптимальных параметров с очень высокой точностью.
- Режим исследований как-то связан с конкуренцией Hydro и Statoil?
- Я не ощутил конкурентной борьбы в привычном для нас смысле слова. В центрах
выполняются заказы двух нефтегазовых гигантов, финансирующих работу
исследователей. Конечно, есть определённые акценты в технических заданиях, но
всё детально согласовано - в зависимости от специализации компаний.
Крупные корпорации инвестируют в научные исследования значительную долю прибыли,
университет максимально приближен к производству. Ведь только в результате
эксперимента становится ясным, в каком направлении оно должно
совершенствоваться! Профессора ведут небольшие группы студентов - в отличие от
наших, они не перегружены аудиторными занятиями. У каждого преподавателя есть
свой рабочий кабинет, где он работает как аналитик.
- С какими мыслями вы вернулись в Архангельск?
- Международные контакты убеждают в том, что нам давно пора скинуть вуаль
пренебрежительного отношения к человеку. В частности, продавца к покупателю,
правительства к народу и народа к правительству... Российская система образования
доказала свою состоятельность - общеизвестно, что наших инженеров высоко ценят
во всём мире. Сейчас нам предстоит сравнить две модели технического образования,
чтобы интегрировать изучение перспективных технологий освоения шельфа в учебный
процесс Института нефти и газа. Когда мы обсуждали итоги поездки с директором
проекта B.Henriksenom и норвежскими коллегами, открыто говорили о наших сильных
и слабых сторонах. То, что считалось прогрессивным двадцать лет назад,
основательно устарело, продвинутая молодёжь стремится изучать новые технологии.
Способные и талантливые молодые специалисты должны вносить свой вклад в науку -
важно, чтобы сопоставимы были условия оплаты труда производственников и
преподавателей. Всё когда-то начиналось с нуля - и всё познаётся в сравнении.
Подготовка нефтяников в АГТУ идёт с 1997 года, нашему институту всего пять лет,
поэтому есть смысл развивать и совершенствовать учебные программы вместе с
учёными других стран, избегая двух крайностей - ложной скромности и нахальства.
Если мы снова будем отгораживаться от мира "железным занавесом", то когда-нибудь
жизнь снова заставит преодолевать изоляцию. Она имеет печальные последствия, в
частности - технологическую отсталость отдельных видов производства.
|