Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
21 февраля 2005 (6)
Инф.

Как обуздать поток информации?

Лет пять назад, осваивая IT вдалеке от Архангельска, я решила посмотреть, что происходит дома. Вышла на областной сайт - и обманулась в ожиданиях! Всё, что было доступно в тот момент, запоздало по крайней мере на полтора года:

К счастью, подобных "пятен" меньше с каждым днём, каждое полугодие число пользователей Интернета удваивается, а умение структурировать информацию и доводить её до разных групп целевой аудитории создало новые направления бизнеса. Над порталом "Пресса Архангельской области" (http://www.arhpress.ru) совместно работали агентство сетевой рекламы и дизайна "WebАртиль" и ООО "Агентство "Р.И.М.", которое поддерживает этот ресурс.

Приманка для журналиста

О сферах приложения продукта более детально расскажут сами руководители агентства "Р.И.М.", но здесь нам не обойтись без ретроспективы. Поэтому начнём разговор с автором идеи - Валерием Моисеенко.

"В тот момент, когда еще работал в "Правде севера", но налаженный издательский процесс уже не требовал столь пристального внимания, я задумался о том, что напрасно пропадают тексты на электронных носителях, - вспоминает Валерий Альбертович. - Жалел, что информация не сохраняется. Чем длиннее ряд, тем он ценнее, тем более значимые статистические исследования позволяет он проводить. Ведь давно ни для кого не является секретом, что до 90% данных разведки мира получали непосредственно из открытых публичных источников.

Решил начать с программы, которая сама подсчитывает гонорары. Журналистам предлагали определённым образом оформить все свои материалы и сложить их в одно место - по-другому с творческим коллективом работать очень трудно! Так с какого- то момента стал создаваться электронный архив, который сначала был фактически не востребованным, потом появился первый сайт архангельской газеты. Теперь в рейтинге российских газет электронная версия "Правды Севера" и в наименее благоприятные годы не опускается ниже сорокового места среди 970 изданий России.

Потом появились первые заказчики, готовые вкладывать средства в информацию, и мы решили делать портал "Пресса Архангельской области". В нашу информационную базу можно "нырять" на разную глубину. Я занимаюсь в основном технологией процесса, а Сергей сосредоточился на аналитике.

Интернет - не роскошь:

Появление электронных версий газет и журналов в России вызывало неоднозначные реакции. Издатели опасались, не скажется ли оно негативно на тиражах традиционных СМИ. По мнению наших собеседников, они ошибались, потому что бумажные носители предполагают одного читателя, а Интернет - другого. Даже когда группы частично совпадают, по-настоящему - в кресле, за чашечкой кофе - читают только свежий номер востребованного издания. Во "всемирной паутине" совсем другой ритм.

Электронная версия заменяет бумажную только в том случае, если читатель находится вдалеке от места событий. Как показал опыт, первыми активными посетителями сайта "Правды Севера" оказались эмигранты. Ещё одной целевой группой стали люди, использующие материалы региональной прессы в своей профессиональной деятельности. Они-то и были готовы платить. Сейчас портал работает на две основные категории потребителей. Одни уезжают в командировки, получая бесплатный доступ к свежим газетам через Интернет. Другие сами зарабатывают деньги на информации и платят за неё.

Возник простой внятный механизм: месяц газета находится в открытом доступе, затем статьи превращаются в ряд анонсов - ключевых высказываний, но полный файл надо купить. Самый крупный недостаток, сдерживающий темп развития портала, заключается в отсутствии системы быстрых платежей. Как только у человека появится возможность бросить пять рублей на счёт компании - и тут же забрать нужную статью, бизнес по-настоящему станет на ноги. Пока есть две системы доступа к информации - покилобайтный и полный, а страница текста стоит дешевле, чем проезд в архангельском автобусе.

В организационном плане сложным моментом оказалась работа с газетами. Не оправдалась надежда на помощь областного управления по печати. Взялись самостоятельно, обеспечив всем СМИ, вовлечённым в проект, свободный доступ на сайт, но и сейчас портал, заявленный как средство повышения информационной прозрачности Архангельской области, используется не в полной мере! Чтобы областные новости сразу становились достоянием районных СМИ, нужно больше общаться, но коллеги-журналисты ещё не научились обмениваться информацией. Правда, динамика есть: если на первых порах 70% читателей мощной электронной библиотеки давали Москва и Питер, то сейчас примерно такая же доля приходится на жителей Архангельской области.

Есть ли истина в СМИ?

Агентство "Р.И.М." действовало оперативно, опережая в какой-то степени время. Теперь волна времени настигает, интерес публики растёт. Обратимся к Сергею Снеговскому - аналитику.

"Когда мы ставим вопрос о том, насколько заинтересована аудитория нашим информационным ресурсом, меняется сама формулировка, - вступает он в беседу. - Важно не только то, что опубликовано, но и то, что из этой массы может получиться. Оперативная часть проста и доступна, на портал есть ссылки на 64 тысячах различных сайтов, а это уже аспект международной информационной прозрачности! По 100 тысяч страниц нашей электронной библиотеки индексируют поисковые системы. Сейчас мы готовы сделать для каждой сотрудничающей с нами газеты автоматическую подписку на её электронную версию - пока бесплатно, чтобы создавать этот рынок. Главной задачей газеты остаётся подбор интересных материалов, востребованных аудиторией, а электронный подписчик может получать нужные ему СМИ при минимальных усилиях.

Люди не умеют работать с информацией, хотя подбор необходимых файлов и создание собственной базы данных не требует больших временных и финансовых вложений. У вас в прошлом номере была заявлена очень актуальная тема - клипинг. Интернет- клипинг - "вырезание" нужной информации на сайтах, а наш ресурс - громадное количество информационных источников. Только если вы останавливаетесь на клипинге, вы намеренно ограничиваете себя. Вы можете вырезать материалы нескольких десятков газет по определённым темам, но если хотя бы одной из них нет в известных вам источниках, вы её теряете. Именно здесь лежит переход к мониторингу - постоянному отслеживанию данных в оперативном режиме. Мы поддерживаем автоматический мониторинг по тринадцати темам и результаты мониторингов рассылаем заказчикам, которые могли бы сами заниматься клипингом, но они экономят на нас время и деньги.

Мониторинг даёт определённый объём информации. Как её обобщить? Существует необходимость определённым образом "отжать" её и определить, что получается в "сухом остатке". Автоматический контент-анализ на основе семантических связей, чем давно занимаются структуры, связанные с безопасностью. Мы располагаем программой, позволяющей создавать так называемое дерево понятий. Если в результате оно оказывается у вас в руках, вы сразу понимаете, о чём идёт речь в информационно-аналитическом блоке. Мы знаем ступени технологии, которые позволяют сделать контент-анализ менее затратным, обратите внимание - собрав в основу всё, что есть по тому или иному запросу, во всём Интернете. Вы можете проверить материалы, дополнить их ещё какими-то элементами и расставить акценты.

Последний этап обработки данных - это ручной контент-анализ с необходимостью внимательно прочесть содержимое блока и дать ему оценку. Для этого мы осуществили систему рейтингов, рассчитанных на определённого заказчика. Как только где-то упоминают определённые семантические единицы, мы просчитываем и строим рейтинги упоминаемости и рейтинги публичности. Система рейтингов и даёт искомый "сухой остаток". Позитив или негатив? Какие процессы за этим кроются? Какую стратегию надо развивать? Это нужно и маркетологам, и имиджмейкерам, продвигающим свои брэнды на рынке, и действующей власти, которую интересует мнение народа об эффективности её работы".

Древо жизни

Раскручивая проект, Валерий Моисеенко и Сергей Снеговской порой выдают на-гора обескураживающие выводы. Особенно впечатляют материалы, созданные ими на основе предвыборной кампании ноября - декабря 2004 года. Только не надо считать, что участие в политических кампаниях - верх стремлений шести человек, собравшихся в стенах маленького агентства "Р.И.М.".

Они располагают и необходимым программным обеспечением, и рядом собственных ноу- хау, чтобы формировать ценные информационно-аналитические блоки - для физических и юридических лиц, которым необходим текущий анализ всех отраслей экономики, демографических процессов в разных районах обширных территорий Севера, репутация конкретных персоналий, а также разные аспекты культуры, медицины, образования. Для тех, кому нужна достоверная, то есть максимально приближенная к действительности картина событий, происходящих на разных уровнях. Вне зависимости от того, как преподносят факты жизни в сложившейся системе региональных СМИ, включая издания, ангажированные теми или иными финансовыми группами. Так строится картина рынка.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя