Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
21 февраля 2005 (6)
Алексей ОВЧИННИКОВ

В области нет сценарного мышления:

Времена, когда экономика нашей страны на всех уровнях подстраивалась под единый сценарий спущенного сверху стратегического плана, постепенно уходят в прошлое и заменяются более гибкими схемами поведения. Современные управленцы и руководители предприятий во всем мире успешно используют методику сценарного стратегирования, позволяющую выбирать нужный сценарий в зависимости от изменяющихся обстоятельств. Причем разработанным сценариям вовсе не обязательно сбываться с точностью до запятой. Их назначение в другом - быть готовым к любому развитию событий.

Недавняя презентация в Архангельске книги норвежского исследователя Бьорна Брюнстада "Российский Баренцев регион к 2015 году" стала яркой демонстрацией проектного мышления со стороны наших норвежских соседей.

Подобные технологии стратегирования могли бы оказаться весьма полезными и на нашем региональном уровне. Например, в сфере прибрежного рыболовства. Проект федерального закона, регулирующего отношения власти, бизнеса и общества в этой сфере, недавно обсуждался в Архангельской области почти всеми заинтересованными сторонами.

Игру на рыбном поле начал, как обычно, федеральный центр. 20 декабря 2004 года Президент РФ подписал закон за N 166 "О рыбной ловле и защите водных биоресурсов". Не успели рыбаки как следует вникнуть в смысл этого предновогоднего "подарка", как в игру был подан следующий "мяч" - на этот раз в более узкой сфере прибрежного рыболовства. Стоит отметить, что закон о рыбной ловле наша область успешно "пропустила" мимо своего внимания. Возможно, поэтому, работая над проектом закона о прибрежном рыболовстве, Госдума РФ не поленилась сама обратиться в органы власти прибрежных регионов с предложением направлять свои замечания и поправки. Прямое обращение возымело действие - обсуждение началось.

Москва - рыбная столица?

Начальный вариант, предложенный федералами, не устроил практически ни один из рыбодобывающих регионов. И это неудивительно - решение всех вопросов, связанных с распределением рыбных ресурсов, согласно проекту закона отдается Москве. Столице Российской Федерации предстоит, таким образом, стать еще и "рыбной столицей".

По мнению заместителя председателя областного Собрания депутатов Александра Поликарпова, такой порядок появился в законе в результате механического распространения "правил игры", возможно, оправданных для Дальнего Востока, но совершенно чуждых в условиях Северо-Запада. По выражению Александра Ефимовича, наш регион "попал под жернова" борьбы с коррупцией при распределении дальневосточных ресурсов в рамках единого федерального закона. Между тем, по словам Поликарпова, Москва просто физически не сможет организовать распределение квот между участниками нашего рынка - по крайней мере так, чтобы никого не ущемить. А ведь архангельская власть справлялась с этой задачей вполне успешно. Разработчики закона пока вряд ли представляют себе огромный объем работы, который обрушится на центр, и глубину социальных последствий в Архангельской области в случае неудачной реализации закона.

Еще одно новшество проекта, раздражающее периферийных чиновников, - предполагаемая раздача Москвой рыбных концессий. В случае реализации этот механизм грозит значительно изменить нынешний состав рыбодобывающих предприятий в регионах. Понятно, что в варианте чиновников обладминистрации все пункты, касающиеся концессий, оказались вычеркнутыми.

Откровенное перетягивание федеральным центром на себя общего рыбного одеяла заставило некоторые регионы задуматься: а нужен ли вообще подобный закон? В частности, областное Собрание Архангельской области получило письмо от мурманских законодателей, в котором архангельским законодателям предлагалось, объединившись, придушить недоношенную кремлевскую инициативу. Но архангельский областной парламент, отчасти сочувствуя бунтарям, подобные резкие действия не поддержал. Органы власти Архангельской области предложили свой сценарий.

Сценарий "Поправим центр"

Суть этого сценария сводится к тому, чтобы убедить федеральный центр принять поправки, предлагаемые органами власти Архангельской области. Помимо упомянутых выше предложений, предлагается направить федеральным законодателям еще одну крайне важную для спасения прибрежных поселений группу поправок.

Так, в законе прописано приоритетное право на ведение традиционных морских промыслов только для коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Получается, что беломорские рыбаки-колхозники, не обладающие этим статусом, остаются, что называется, "с носом". Поэтому предлагается дополнить пункт о правах коренных народов формулировкой, придуманной областными чиновниками: ":и гражданам, проживающим в прибрежных поселениях, для которых рыболовство является основой жизни и занятости, в целях обеспечения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности".

Шансы, что такая формулировка будет принята, по мнению экспертов, сводятся к нулю (ведь все прежние поправки депутатов Госдумы, пытавшихся уравнять в правах обычных "граждан" с представителями коренных народов, провалились). Возможно, в областной администрации об этом не знают, а скорее всего, просто не видят иного сценария, кроме как еще раз сознательно наступить на те же грабли. Потом ведь всегда можно будет отчитаться, мол, мы же пытались внести поправки, а нам граблями по лбу:

Впрочем, забота о "прибрежных гражданах" изменениями в обсуждаемом сценарии не ограничивается. Известно, что комитет по рыбному хозяйству активно разрабатывает областную программу развития прибрежных поселений.

Как рассказал председатель комитета Андрей Широких, в рамках этой программы часть доходов местных рыбодобытчиков предполагается инвестировать в местное развитие. Объем финансирования может составить 50 млн рублей в год по всем 11 колхозам, что составляет примерно 4 тысячи рублей с каждой тонны добытой трески.

Правда, механизм движения финансовых средств в рамках этой программы пока четко не прописан. Зато есть понимание, что программа должна быть максимально адаптирована к потребностям жителей побережья. Как считает Андрей Широких, для этого будет целесообразно по каждому конкретному населенному пункту сформировать временный творческий коллектив.

Разработка областной программы позволит привлекать и средства из федеральных источников. В частности, в рамках реализуемой Минэкономразвития целевой программы "Мировой океан", также предусматривающей развитие прибрежных поселений, и ряда других программ. Правда, параллельно МЭРТ уже заявил о необходимости "оптимизировать" (в сторону уменьшения) число жителей побережья. Пока не очень понятно, как смогут ужиться столь разнонаправленные программы.

Сценарий "Открытая дверь"

К сожалению, органы власти Архангельской области в стремлении поддержать "граждан побережья" полностью отказались от других сценарных вариантов спасения прибрежных поселков. Получается, что в случае неудачи и отказе федеральных законодателей внести все предлагаемые областной властью поправки (а такой вариант развития событий наиболее вероятен), шансов на спасение у прибрежных поселков и "прибрежных граждан" не останется. Ведь запасного варианта, которым можно было бы воспользоваться, у власти нет.

Но наверняка есть запасные сценарии, которые можно и нужно разрабатывать параллельно с тем ненадежным вариантом, который выбрали в областной администрации? Наверняка рядом с закрытой дверью есть и открытые!

По мнению профессионального юриста, председателя Национально-культурной автономии поморов Павла Есипова, бессмысленно пытаться вызвать жалость у федерального центра или давить на него, чтобы протолкнуть свои периферийные поправки в новый федеральный закон (не тот у наших властей уровень политического влияния в центре, чтобы всерьез надеяться на успех). Напротив, по мнению Павла Есипова, надо воспользоваться действующим законодательством о коренных народах, так как в Архангельской области только поморы попадают под определение лиц, "традиционно занимающихся прибрежным рыболовством". Итоги переписи населения 2002 года доказали, что тысячи северян считают себя представителями коренного народа поморов. Государство было вынуждено признать этот факт и зарегистрировало поморскую Общину коренного народа, и Национально-культурную автономию поморов.

Теперь, для того чтобы поморы получили все положенные остальным коренным народам Севера налоговые послабления и дополнительные квоты, от губернатора Архангельской области требуется всего одно действие - направить в Минрег РФ Положение о необходимости включения поморов в Единый перечень коренных народов России.

Кстати, согласно Федеральному закону "О территориях традиционного природопользования", равные права с коренными поморами получат и другие прибрежные граждане, проживающие рядом с поморами и ведущие тот же образ жизни. Увы, эту в полном смысле открытую дверь областная власть не видит. И с удивительным упорством бьется лбом в закрытую:

Сценарий "Без рыбы"

Увы, среди возможных сценариев развития событий есть и трагические, которые тоже надо учитывать при стратегическом планировании экономики. Об этом предупреждает, в частности, руководитель экологической организации "Этас" Николай Белугин. По его словам, если в регионе продолжится развертывание нефтяных проектов, в скором времени комитет по рыбному хозяйству можно будет распустить за ненадобностью. Причина - в ухудшении экологии морей. Например, крупномасштабная перекачка нефти за рубеж сопряжена с неизбежными (!) разливами нефти в Белом и Баренцевом морях, причем не только при авариях, но и при работе в штатном режиме. А к чему приводят даже сравнительно небольшие разливы нефти в условиях Севера, наглядно показала авария в Онежском заливе в сентябре 2003 года.

Разумеется, приведенные варианты сценариев лишь обозначают направления возможного развития событий. И разворачивание этих сюжетов - вовсе не пустая забава. Грамотно составленные сценарии позволяют не только определять основные точки для консолидированных усилий власти, бизнеса и общества, но и встречать любые неожиданности во всеоружии. Конечно, при условии максимально гласного обсуждения этих сценариев, к чему наша областная власть пока, увы, абсолютно не готова:.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя