Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
28 февраля 2005 (7)
Алексей ОВЧИННИКОВ

Реформу загоняют в тупик?

В течение последних нескольких лет лесное хозяйство России переживает череду хаотических реформ, цель и смысл которых, похоже, неясны самим реформаторам. Тем не менее "взявшееся за гуж" правительство никак не хочет признавать несостоятельность своих разработок. Отсюда - принципиальная глухота к мнению общественности и стремление вести законотворческую работу максимально скрытно.

Впрочем, игнорировать рвущееся наружу общественное недовольство становится все труднее. Об этом, в частности, говорилось 10 февраля 2005 года на семинаре, организованном Гринпис России и региональной экологической организацией "Этас" для работников лесного хозяйства Архангельской области. Характерно, что результатом информационного по замыслу мероприятия стало инициированное самими участниками письмо, в котором сформулированы предложения в многострадальный проект нового Лесного кодекса, переданного недавно Правительством РФ в Госдуму.

Примут и отменят?

Сами экологи слабо верят в то, что на этапе обсуждения проекта федеральными законодателями возможны кардинальные перемены к лучшему. До сих пор Госдума послушно принимала один за другим все предлагаемые правительством законы по реформе лесного хозяйства, не смущаясь полной противоположностью этих документов. Ведущий семинара, координатор лесной программы Гринпис Алексей Ярошенко считает, что новому Лесному кодексу вряд ли суждена долгая жизнь. Впрочем, это не должно освобождать его от критики. Напротив, можно и нужно пытаться изменить хотя бы отдельные положения - в первую очередь те, которые за короткий срок могут привести к разрушительным и необратимым изменениям в российской системе управления лесами. Чтобы этого не произошло, сегодня необходимо организовать как можно более широкое обсуждение.

Бег по кругу

Похоже, что правительство Фрадкова не готово просчитывать все последствия шагов по реформированию лесной отрасли. Впрочем, такая традиция заложена еще прежним кабинетом. Как известно, начало первому этапу реформы было положено в 2000 году роспуском Федеральной службы лесного хозяйства и Государственного комитета по охране окружающей среды.

Через четыре года оба эти ведомства были фактически восстановлены, правда, уже в структуре МПР. Система вернулась в исходное состояние, потеряв значительное количество лучших управленческих кадров на всех уровнях лесной службы.

Темное дело

Одна из главных ошибок, по мнению Ярошенко, была совершена правительством уже на уровне формирования авторского коллектива Лесного кодекса. Опасаясь лоббистского давления, главный разработчик - Минэкономразвития - до сих пор держит их имена в строгом секрете. Цена такой секретности - отсутствие гласного и всестороннего общественного обсуждения. Подобно неумелому садовнику, МЭРТ опасается выносить на свет хилое творение укрытого в информационной тени коллектива. Трудно удивляться нежизнеспособности получаемых уродцев.

Справедливости ради отметим, что проект на разных стадиях его подготовки рассылался для комментариев - в органы государственной власти субъектов Федерации, а также руководителям лесных служб в регионах. Но практически ничего из полученных критических отзывов разработчиками учтено не было.

Еще более строгими оказались чиновники к общественным организациям, пожелавшим участвовать в разработке проекта. Лишь ценой огромных усилий экологов- общественников из первоначального текста были исключены статьи, разрешающие приватизацию лесов непосредственно на основании Лесного кодекса и разрешающие рубки в особо охраняемых природных территориях без учета требований законодательства об этих территориях. Впрочем, в сути своей проект мало изменил убийственное значение для отечественных лесов.

Особенности лесопользования

Разворачивание МЭРТом проекта реформирования лесной сферы начиналась под флагом дебюрократизации хозяйственной деятельности в лесу. Но за время, прошедшее с первых ликующих звуков фанфар, флаг этот съежился и полинял. Нынешним проектом недовольны даже те, ради кого он затевался, - крупный лесной бизнес. И неудивительно - новый кодекс делает обязательным разделение контрольных и управленческих функций, но не управленческих и хозяйственных. То есть государственные органы управления лесами (входящие в систему Федерального агентства по лесному хозяйству) на вполне законных основаниях смогут и в дальнейшем совмещать функции государственного управления лесным хозяйством и коммерческую лесозаготовительную деятельность, в том числе под видом проведения лесохозяйственных мероприятий. Сохраняется и влияние чиновников на работу арендаторов.

Но гораздо серьезнее новый кодекс может сказаться на предприятиях малого и среднего бизнеса. В частности, из-за введения аукционов как единственной формы предоставления леса в аренду. Как следствие - при распределении аренды будут учитываться только финансовые возможности претендентов. Такие "химеры", как социальная роль, опыт работы, намерения по развитию местной переработки и развитию инфраструктуры, учитываться не будут. Неудивительно, если в лесу расплодятся залетные фирмы-однодневки.

Однако один "льготник" в лесу все же сохранится. Проект кодекса предусматривает возможность предоставления участков леса в аренду учреждениям уголовно- исполнительной системы на льготных условиях - без аукциона, на основании решения Правительства Российской Федерации. Льготные условия предоставления лесов в аренду лесозаготовителям, использующим труд заключенных, - довольно странная мера для современного цивилизованного государства. И, кстати, дестабилизирующий фактор для лесного бизнеса.

Народ в лес не пустят

Впрочем, российским лесам угрожает не только топор лесоруба, но и мастерок строителя. Несколько статей в проекте нового кодекса дают возможность неограниченного строительства различных капитальных сооружений на землях лесного фонда. Так, в соответствии с 2 ст.23 "при пользовании лесом для ведения охотничьего хозяйства лесопользователи вправе: возводить охотничьи избушки и другие строения". Поскольку при длительной аренде арендаторы имеют право на все виды пользования, это дает возможность возведения капитальных сооружений практически любым арендатором. Возможность строительства в лесах предусматривается и другими статьями кодекса - например, ст. 25 предусматривает возможность устройства стоянок для автомобилей и "дорожно-тропиночной сети" при пользовании лесом для рекреационных целей.

Кстати, можно или нет отдыхать в лесу, отныне будет определять арендатор. Проект кодекса, декларируя право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах, оставляет открытым список исключений из этого правила. Надо ли объяснять, что указание в этом пункте на "иные случаи" дает обширные возможности для злоупотреблений. Например, арендатор может заявить, что пребывание посторонних граждан в его лесу противоречит целям рекреационного использования лесного участка им самим. Если учесть еще заложенную в проект возможность приватизации лесного фонда, то местным сообществам в лесных регионах впору кричать "караул!".

Сомнительным плюсом закона можно считать ликвидацию лесорубочных билетов и ордеров. При этом исчезает документальная основа, на которой строятся все существующие в России системы отслеживания законности происхождения древесины. Никакой альтернативы этим системам кодекс не предполагает.

Проблемный переход

Время от принятия нового Лесного кодекса до приведения всей системы управления лесами в соответствие с ним должен будет урегулировать Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса РФ". Проект этого документа, обычно остающегося за рамками внимания общественности, тоже содержит немало любопытного. Например, в части перезаключения действующих арендных договоров.

К сожалению, за всеми хитросплетениями юридических документов последнего времени слишком явно проглядывают уши московского чиновного интереса. Попытки управлять ситуацией с помощью оторвавшихся от жизни законов обречены на провал. Но, похоже, что осознать его поможет только массовая демонстрация общественного недовольства.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя