Бизнес-класс. Архангельск
28 февраля 2005 (7)
Сергей НЕОБЕРДИН
Регистрация изменений в организации
Юридическое лицо, как и живой организм, за время своего существования
претерпевает различные изменения: меняется состав участников, руководитель,
направления деятельности организации и т.п.
Какие могут возникать изменения?
Характер изменений может быть разный, но в основном они подразделяются на:
1) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, - сведения
об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица, сведения об
адресе (месте нахождения), сведения об уставном капитале (складочном капитале,
уставном фонде, паевых взносах), сведения о видах экономической деятельности,
сведения об изменениях иных положений учредительных документов (к примеру, смена
количества участников фирмы).
2) изменения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, -
сведения, о лицах имеющих право действовать без доверенности от имени
юридического лица (в основном руководитель организации), сведения о держателе
реестра акционеров акционерного общества, иные сведения.
В настоящее время ИФНС России по г. Архангельску рассылает многим фирмам
уведомления о необходимости подать в подразделение последней форму N 14001, в
которой указываются сведения о видах деятельности организации. Непредоставление
данной информации в налоговые органы не влечет какой-либо ответственности, так
как это не предусмотрено законом, однако в дальнейшем могут возникнуть трудности
при получении налоговых льгот и при сдаче налоговой отчетности. Представление
вышеуказанной формы не распространяется на организации, которые были
зарегистрированы не так давно, так как при создании информация о видах
деятельности уже указывалась в заявлении.
Зачем нужна регистрация изменений?
В соответствии с требованиями п. 3 статьи 52 Гражданского кодекса изменения в
учредительные документы приобретают юридическую силу для третьих лиц только
после их государственной регистрации, соответственно, если не будет в
установленном порядке получено свидетельство о внесении изменений и новая
выписка из государственного реестра, ссылаться на обстоятельства, имеющие новый
характер, нельзя. При отсутствии регистрации изменений, возникших в фирме, могут
иметь место различные конфликтные ситуации. К примеру, подписывать документы от
имени организации без доверенности может только руководитель (или иные лица,
сведения о которых поданы и содержатся в реестре). Если он не определён в
установленном порядке, у контрагентов возникнет вопрос, с кем же им работать.
Государственная регистрация изменений в юридическом лице осуществляется на
основании Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ.
Регистрирующий орган ведёт государственный реестр юридических лиц, именно в нём
и фиксируются все происходящие с фирмой изменения. Характер сведений, указанных
в реестре, открытый. Заинтересованные лица могут получить выписку из реестра, а
также копии учредительных документов по определённому запросу. До момента подачи
письменного заявления в регистрирующий орган с целью получения всех
вышеперечисленных документов необходимо оплатить государственную пошлину в
размере 200 рублей за каждый из них в отдельности (отдельные платежные
документы). Определённо должно быть прописано и то, за что вносится
заинтересованным лицом соответствующая сумма.
В какой срок должны быть поданы на регистрацию изменения?
Документы на регистрацию должны быть поданы в течение 3-дневного срока с
момента, когда участниками было принято решение (протокол) о смене руководителя
организации. В отношении внесения иных изменений юридического лица какого-либо
"обязательного" срока уведомления регистрирующего органа действующим
законодательством не предусмотрено.
Кто должен заявлять изменения?
Заявителем на внесение изменений может быть любой участник (учредитель)
общества, в том числе и будущий собственник доли в уставном капитале. Исключение
составляет ситуация, когда происходит смена руководителя, при этом заявление на
регистрацию нового руководства подается в обязательном порядке прежним
директором.
Отдельно следует разобраться в ситуации, когда одновременно со сменой
руководителя происходит изменение состава учредителей либо видов деятельности,
регистрируется другой юридический адрес и иные изменения. В этом случае
одновременно подается заявление на смену генерального директора (директора) и
заявление о внесении иного рода изменений, где заявителем уже будет "новый"
руководитель.
Каким образом оформляются и регистрируются изменения?
Согласно части 1 статьи 17 этого закона для регистрации изменений, вносимых в
учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган необходимо
представить:
а) заявление о государственной регистрации изменений (по формам, утвержденным
Правительством РФ);
б) решение единственного участника или протокол собрания учредителей
организации, в соответствии с которым в организации возникают изменения;
Решение принимается участником юридического лица единолично, протокол
составляется и подписывается всеми учредителями.
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (или
представление учредительных документов в новой редакции);
г) документ об уплате государственной пошлины в размере 400 рублей
(оплачивается только в случае внесения изменений в учредительные документы
организации).
Основные требования, принимаемые во внимание при заполнении вышеуказанных форм,
определяются действующими правилами, которые утверждаются налоговыми органами на
федеральном уровне. Так, в соответствии с приказом МНС России от 18.04.2003 г. N
БГ-3-09/198 при представлении документов в регистрирующий орган каждый документ,
содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде.
Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте
последнего листа документа на месте прошивки.
Общие же основные требования следующие:
- заявление должно быть заполнено от руки печатными буквами (чернилами или
шариковой ручкой синего или черного цвета) либо с помощью использования ПК;
- подпись уполномоченного лица на заявлении о внесении изменений должна быть
нотариально удостоверена (пошлина, взимаемая за заверение нотариусом подписи,
составляет 200 рублей);
- расписка в заявлении обязательно должна быть заполнена в двух экземплярах,
один из которых подшивается к заявлению и подается в регистрирующий орган,
другой остается заявителю с отметкой регистрирующего органа о принятии;
- в форме заявления заполняются и подшиваются только те листы, которые касаются
вносимых изменений.
Каков срок регистрации?
В соответствии с требованиями статьи 8 ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" срок для осуществления
регистрационных действий в отношении изменений учредительных документов или
сообщенных заявителем изменений иных сведений о юридическом лице не может быть
более 5 рабочих дней.
Хотя на практике выдача документов, подтверждающих внесённые изменения,
происходит позже вышеуказанного срока. Подобные действия со стороны
регистрирующего органа и его должностных лиц являются воспрепятствованием
законной предпринимательской деятельности юридического лица, а за это
предусмотрена уголовная ответственность (ч. 1 статьи 169 УК РФ), за
несвоевременное предоставление сведений и документов - административная (ч. 2
статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях).
Возможно, есть более простой порядок регистрации изменений?
Статья 19 вышеуказанного закона говорит о том, что в некоторых случаях
достаточно лишь только уведомить регистрирующий орган об изменениях,
определённых специальными законами. Так, ФЗ "Об акционерных обществах" (N 208-
ФЗ) от 26 декабря 1995 года установил лишь один такой случай. Сообщения об
изменениях в уставе общества, связанные с изменением сведений о его филиалах и
представительствах, представляются регистрирующему органу в уведомительном
порядке; эти изменения вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления (п.
6 статьи 5 данного закона). То есть в действительности с момента внесения записи
в единый государственный реестр юридических лиц.
Аналогичные правила действуют и в отношении представительств и филиалов ООО,
деятельность которых регулируется нормами Федерального закона от 8 февраля 1998
г. (N 14-ФЗ) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (точнее п. 5 статьи
5).
Что в действительности грозит руководителю предприятия за несоблюдение
установленного порядка уведомления регистрирующего органа о появившихся в
организации изменениях?
- Следует обратить внимание на то, что непредоставление, или несвоевременное
предоставление, или предоставление недостоверных (имеющиеся неточности,
искажения в содержании представленных на государственную регистрацию документов)
сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган,
осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц
организации в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда - 5000 рублей
(ч. 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных нарушениях).
А также представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, если
такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц организации в размере пятидесяти
минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет (ч.4
статьи 14.25 Кодекса РФ об административных нарушениях).
В соответствии с требованиями ч. 1 статьи 171 УК РФ уголовная ответственность
наступает за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих
заведомо ложные сведения, и ответственность за подобного рода действия
наказывается арестом на срок от 4 до 6 месяцев.
Сергей НЕОБЕРДИН
юрист компании "Гудвилл" www.audit29.ru
|