Бизнес-класс. Архангельск
7 февраля 2005 (4)
Игорь Веретенников
Критерии успешного франчайзингового проекта
Успешная реализация франчайзингового проекта - понятие крайне неопределенное.
Кто-то подразумевает под этим увеличение узнаваемости брэндов компании, кто-то -
рост ее доли на рынке и оборота. Однако эти факторы далеко не всегда связаны с
запуском франшизной системы.
По мнению специалистов КГ "Магазин готового бизнеса" (www.deloshop.ru), гораздо
более достоверный критерий успешности франчайз-проекта - привлечение такого
количества инвесторов, которое приведет к созданию франчайзинговой сети
заданного масштаба и в заданный срок на основании разработанного франшизного
пакета.
Необходимые требования
Обозначим, по-нашему мнению, самое важное - свойства ключевых участников
франчайз-проектов, которые напрямую сказываются на вероятности их успешной
реализации.
Франчайзер для успешной реализации собственного франчайз-проекта должен обладать
следующими характеристиками:
- торговая марка (ТМ) должна быть зарегистрирована или получен патент на
изобретение, право использования которого будет передаваться франчайзи.
Безусловно, здесь есть и исключения - в российской практике есть опыт запуска
франчайзинговых проектов уже в то время, когда торговая марка находилась в
стадии регистрации. Однако риски франчайзера и франчайзи в данном случае
значительно возрастали - отказ в регистрации ТМ может привести к распаду
франшизной системы;
- наличие опыта работы с собственной филиальной или сетевой структурой. В
крайнем случае должен иметься опыт самостоятельного запуска бизнесов, технология
создания которых будет передаваться по франшизному пакету (эта стратегия
доказала свою эффективность при запуске сети туристических агентств
"Путевочка"). Филиалы и представительства нужны хотя бы потому, что они
доказывают возможность эффективной работы бизнеса в условиях, чем-то
напоминающих франчайзинг. Кроме того, построение франшизной системы будет
возможно, если начинающий франчайзер имеет большое количество дилеров - каждого
из них можно расценивать как потенциального франчайзи;
- наличие у потенциального франчайзера хотя бы понимания - с какой целью
запускается франчайз-проект, например, это может быть борьба с конкурентами,
получение дополнительного дохода, формирование рынка своего продукта и др. В
противном случае франшизная система может умереть, еще не родившись, - в нее
просто перестанут вкладывать средства. Стоит учитывать, что чаще всего первая
франшиза продается не раньше чем через три-пять месяцев после запуска франчайз-
проекта. Уменьшить этот срок не всегда может даже активная рекламная политика;
- наличие формализованных бизнес-процессов, процедур обслуживания клиентов,
проектов запуска копий своего бизнеса. Эта характеристика не является критичной,
так как все приведенное в данном пункте может быть разработано консультантом.
Однако без этого момента франшизная система вообще не может существовать -
франчайзинг представляет собой передачу не столько торговой марки, сколько
доказавшей свою эффективность технологии работы.
Выбор консультанта
Для успешной реализации франчайз-проекта необходимо правильно выбрать
консультанта. Он должен обладать следующими характеристиками:
- умение и подтвержденный опыт быстро "вникать" в бизнес, "разобрать" его по
составляющим, выявить элементы, которые влияют на его успешность: схему бизнеса,
рынок, технологию, ключевое отличие от конкурентов, способ организации,
характеристики персонала;
- компетенции в таком "снятии" и формализации деятельности франчайзера, которые
позволят передать их франчайзи-инвестору. Если проводить аналогии, то
консультант должен быть способен создавать "генетический код" бизнеса, на
основании которого будет происходит его клонирование;
- обеспечение гарантий необходимого уровня конфиденциальности при разработке
франшизного пакета, поиске инвестора, сопровождении сделки продажи франшизы;
- умение и подтвержденный опыт продаж франшизных пакетов, так как не каждый
"интеллектуал" обладает умением продавать подобные инвестиционные продукты;
- наличие собственного рекламного и PR-ресурса, с привлечением которого
происходит формирование заданного общественного мнения и привлечение инвесторов;
- наличие технологий по структуризации и сопровождению сделок по привлечению
инвестиций, продажам бизнесов;
- понимание рынка инвестиций в действующие бизнесы.
Хороший франчайзи
В свою очередь франчайзи необходимо обладать такими свойствами:
если нет опыта ведения бизнеса
- наличие огромного желания и готовности начать собственное дело и посвятить ему
все свое время;
- понимание того, в какой отрасли хочется начать новое дело;
- понимание, и это самое важное, что бизнес это не банковский вклад, который при
любой погоде приносит стабильный процент, а постоянный риск, минимизированный,
конечно, наличием франчайзера;
если есть опыт ведения бизнеса
- наличие инвестиционного ресурса для приобретения франшизы;
- понимание того, с какой целью приобретается франшиза (заполнить имеющиеся
площади, дополнить существующий перечень услуг, выйти на новый рынок и др.);
- готовность выполнять требования, которые предъявляет франчайзи к технологии,
качеству продукта, процедурам работы с клиентами;
- знание рынка, на котором будет приобретаться франшиза.
Конечно, наличие приведенных выше свойств у каждого из участников франчайз-
проектов не гарантирует стопроцентной вероятности его успеха. При этом
отсутствие какого-то одного из перечисленных свойств резко увеличивает риски при
формировании франчайзинговой сети либо увеличивает время консультанта,
затрачиваемое на разработку франшизного пакета.
Игорь Веретенников, "Магазин готового бизнеса"
|