Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
7 февраля 2005 (4)
Игорь Веретенников

Критерии успешного франчайзингового проекта

Успешная реализация франчайзингового проекта - понятие крайне неопределенное. Кто-то подразумевает под этим увеличение узнаваемости брэндов компании, кто-то - рост ее доли на рынке и оборота. Однако эти факторы далеко не всегда связаны с запуском франшизной системы.

По мнению специалистов КГ "Магазин готового бизнеса" (www.deloshop.ru), гораздо более достоверный критерий успешности франчайз-проекта - привлечение такого количества инвесторов, которое приведет к созданию франчайзинговой сети заданного масштаба и в заданный срок на основании разработанного франшизного пакета.

Необходимые требования

Обозначим, по-нашему мнению, самое важное - свойства ключевых участников франчайз-проектов, которые напрямую сказываются на вероятности их успешной реализации.

Франчайзер для успешной реализации собственного франчайз-проекта должен обладать следующими характеристиками:

- торговая марка (ТМ) должна быть зарегистрирована или получен патент на изобретение, право использования которого будет передаваться франчайзи.

Безусловно, здесь есть и исключения - в российской практике есть опыт запуска франчайзинговых проектов уже в то время, когда торговая марка находилась в стадии регистрации. Однако риски франчайзера и франчайзи в данном случае значительно возрастали - отказ в регистрации ТМ может привести к распаду франшизной системы;

- наличие опыта работы с собственной филиальной или сетевой структурой. В крайнем случае должен иметься опыт самостоятельного запуска бизнесов, технология создания которых будет передаваться по франшизному пакету (эта стратегия доказала свою эффективность при запуске сети туристических агентств "Путевочка"). Филиалы и представительства нужны хотя бы потому, что они доказывают возможность эффективной работы бизнеса в условиях, чем-то напоминающих франчайзинг. Кроме того, построение франшизной системы будет возможно, если начинающий франчайзер имеет большое количество дилеров - каждого из них можно расценивать как потенциального франчайзи;

- наличие у потенциального франчайзера хотя бы понимания - с какой целью запускается франчайз-проект, например, это может быть борьба с конкурентами, получение дополнительного дохода, формирование рынка своего продукта и др. В противном случае франшизная система может умереть, еще не родившись, - в нее просто перестанут вкладывать средства. Стоит учитывать, что чаще всего первая франшиза продается не раньше чем через три-пять месяцев после запуска франчайз- проекта. Уменьшить этот срок не всегда может даже активная рекламная политика;

- наличие формализованных бизнес-процессов, процедур обслуживания клиентов, проектов запуска копий своего бизнеса. Эта характеристика не является критичной, так как все приведенное в данном пункте может быть разработано консультантом. Однако без этого момента франшизная система вообще не может существовать - франчайзинг представляет собой передачу не столько торговой марки, сколько доказавшей свою эффективность технологии работы.

Выбор консультанта

Для успешной реализации франчайз-проекта необходимо правильно выбрать консультанта. Он должен обладать следующими характеристиками:

- умение и подтвержденный опыт быстро "вникать" в бизнес, "разобрать" его по составляющим, выявить элементы, которые влияют на его успешность: схему бизнеса, рынок, технологию, ключевое отличие от конкурентов, способ организации, характеристики персонала;

- компетенции в таком "снятии" и формализации деятельности франчайзера, которые позволят передать их франчайзи-инвестору. Если проводить аналогии, то консультант должен быть способен создавать "генетический код" бизнеса, на основании которого будет происходит его клонирование;

- обеспечение гарантий необходимого уровня конфиденциальности при разработке франшизного пакета, поиске инвестора, сопровождении сделки продажи франшизы;

- умение и подтвержденный опыт продаж франшизных пакетов, так как не каждый "интеллектуал" обладает умением продавать подобные инвестиционные продукты;

- наличие собственного рекламного и PR-ресурса, с привлечением которого происходит формирование заданного общественного мнения и привлечение инвесторов;

- наличие технологий по структуризации и сопровождению сделок по привлечению инвестиций, продажам бизнесов;

- понимание рынка инвестиций в действующие бизнесы.

Хороший франчайзи

В свою очередь франчайзи необходимо обладать такими свойствами:

если нет опыта ведения бизнеса

- наличие огромного желания и готовности начать собственное дело и посвятить ему все свое время;

- понимание того, в какой отрасли хочется начать новое дело;

- понимание, и это самое важное, что бизнес это не банковский вклад, который при любой погоде приносит стабильный процент, а постоянный риск, минимизированный, конечно, наличием франчайзера;

если есть опыт ведения бизнеса

- наличие инвестиционного ресурса для приобретения франшизы;

- понимание того, с какой целью приобретается франшиза (заполнить имеющиеся площади, дополнить существующий перечень услуг, выйти на новый рынок и др.);

- готовность выполнять требования, которые предъявляет франчайзи к технологии, качеству продукта, процедурам работы с клиентами;

- знание рынка, на котором будет приобретаться франшиза.

Конечно, наличие приведенных выше свойств у каждого из участников франчайз- проектов не гарантирует стопроцентной вероятности его успеха. При этом отсутствие какого-то одного из перечисленных свойств резко увеличивает риски при формировании франчайзинговой сети либо увеличивает время консультанта, затрачиваемое на разработку франшизного пакета.

Игорь Веретенников, "Магазин готового бизнеса"



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя