Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
7 февраля 2005 (4)
Анастасия ШОЛОМИЦКАЯ

Синдром непрозрачности...

По данным Управления Министерства юстиции по Архангельской области, здесь зарегистрировано в общей сложности около 90 различных фондов. Однако скажем прямо: такая форма общественной деятельности - не самая распространенная в регионе. Ведь всего общественных объединений различного толка в области зарегистрировано около 1400, а доступ к бюджетным и внебюджетным финансам имеют только единицы.

Объективно тема прозрачности бюджетных и внебюджетных процессов остается одной из самых табуируемых и небезопасных для журналистов Архангельской области. Большинство СМИ (в силу особенностей их собственного финансирования) никогда не посмеют коснуться этой темы. Таким образом, системы общественного контроля за использованием средств различных фондов в Архангельской области сегодня нет. Зато существующая практика перевода средств в "непрозрачные" для налогоплательщиков внебюджетные фонды свидетельствует о том, что такая закрытая схема распределения общественных (бюджетных и внебюджетных) ресурсов стала одним из главных механизмов коррупции в северном крае. Выход из этой уродливой ситуации только один - все бюджетные и внебюджетные процессы с участием властей, все финансовые схемы, в которых фигурируют деньги налогоплательщиков, должны стать полностью открытыми и прозрачными для общества.

Общественный или частный?

Неоднократно заявленная архангельским губернатором Николаем Киселевым стратегия открытости и прозрачности перед обществом выглядит вполне адекватной реакцией властей на современные требования гражданского общества. Надежду вселяет и публично демонстрируемая готовность руководителей (пусть пока немногих) общественных фондов работать в соответствии с провозглашенной новой информационной стратегией областной власти.

Однако надо признать, что никаких реальных действий за этими жестами доброй воли пока не следует. Напротив, чем дальше, тем больше проявляются у наших руководителей симптомы "болезни непрозрачности" прежнего областного начальства. Так, например, всем понятно, что если власть "просит" некую нефтяную, алмазодобывающую или лесопромышленную компанию перечислить энную сумму в некий общественный фонд, то за это компания получает какие-то преимущества и послабления. В конечном итоге за такую сделку власти и бизнеса расплачиваются налогоплательщики, которые о ней даже понятия не имеют.

Среди зарегистрированных в Архангельской области фондов многие именуются общественными. Например, общественный фонд "Водник" или некоммерческая организация "Фонд поддержки и развития телевидения и радиовещания в Архангельской области".

Казалось бы, раз уж фонды общественные, то они должны быть прозрачными (так принято во всем цивилизованном мире). Но можно с уверенностью сказать, что не сыскать в архангельском регионе той общественности, которая имела бы представление о работе упомянутых выше фондов.

Жест открытости?

Впрочем, руководители Фонда социального развития при главе администрации области, следуя провозглашённым принципам открытости и гласности, недавно попытались отчитаться перед журналистами о работе за год. Главным направлением работы руководство фонда считает строительство под Архангельском лыжного стадиона мирового класса в деревне Малые Корелы. Дело для населения Архангельска, без сомнения, нужное и полезное, но речь не об этом. У журналистов после пресс-конференции осталась масса вопросов, на которые руководство фонда, увы, не ответило. Так, например, не совсем понятно, на какие нормативные акты опирается фонд в своей общественной работе. Александр Преминин - председатель попечительского совета фонда и Николай Потеряев - его заместитель лишь сообщили, что было некое распоряжение губернатора, в соответствии с которым сформировано правление фонда, а в дальнейшем организаторы опирались на законодательство о некоммерческом партнерстве.

Возможно, это и правильно, когда исполнительная власть своим распоряжением формирует руководство общественной организации (хотя во всем мире это считается нонсенсом).

общак в законе?

Федеральный закон "Об общественных объединениях РФ" гласит: "Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом".

Случаи же, предусмотренные законом, - это, например, поддержка органами государственной власти различных программ и инициатив общественных объединений. Но такая поддержка, как все понимают, может осуществляться только на конкурсной основе.

Когда затрагиваешь тему общественных фондов, невольно задаешься вопросом: зачем вообще называть фонды "общественными" и чем такие фонды отличаются от частных фондов? По сути - ничем. Попавшие в общественный фонд деньги (бюджетные или из иных источников) все равно находятся в полном распоряжении приближенных к власти частных лиц, которые могут распоряжаться ими по своему усмотрению (контроль со стороны власти, которая все это организует, - не в счет). Таким образом, фактически не существует никаких принципиальных различий между непрозрачным "общественным" фондом и криминальным "общаком в законе".

Хорошо, если какая-то часть поступивших в фонд денег действительно пойдет на общественное дело, но в российской практике нередки случаи, когда деньги фондов либо используются не по назначению (например, для финансирования избирательных кампаний), или просто исчезают.

Отчет без цифр?

Допустим, что деятельность общественных фондов, в которые, как мы знаем, нередко перекачиваются огромные средства, и не должна быть прозрачной: Но зачем тогда говорить об открытости перед обществом?

Что касается Фонда социального развития, то в ходе пресс-конференции его руководитель Александр Преминин не назвал даже порядок сумм, израсходованных фондом в 2004 году, хотя повторю: пресс-конференция была посвящена годовому отчету о его работе(!). Приведён был только один конкретный факт - 10 млн рублей перечислила на счет фонда компания "Роснефть" (если общественность просит денег - почему не дать?).

"Так как денег в фонд поступает достаточно много, то мне трудно говорить о бюджете без документов. А называть конкретные суммы я специально не готовился", - заявил в ходе разговора с журналистами Александр Преминин.

Возможно, руководитель фонда решил, что архангельские журналисты не заметят разницы между "отчетами перед общественностью" и "связями с общественностью" (public relations, или по-просту PR)? Напрасно:

Связи с общественностью

Среди задач, стоящих перед фондом (как структурой, несущей социальную нагрузку), по словам Преминина, есть одна самая важная - налаживание контактов с общественными организациями разного толка, такими как творческие и профессиональные союзы, различные ассоциации и т.д. Более того, по словам Александра Николаевича, наш регион должен, видимо, раньше, чем это произойдёт на федеральном уровне, принять свой областной закон об Общественной палате.

Напомним, что в Архангельской области зарегистрировано около 1400 общественных организаций, которые, мягко говоря, находятся в неравных условиях по отношению к "общественным" организациям, создаваемым и щедро финансируемым при участии властных структур.

Создание некой областной Общественной палаты еще больше усилит эту дискриминацию, ведь получится, что только "избранные властью" общественные организации смогут контролировать эту власть. Это что - еще один шаг к открытости и прозрачности власти перед гражданским обществом?

Александр Николаевич много говорил об отношениях власти и прессы. Видимо - не случайно. Ведь предшественник возглавляемого им фонда - Фонд социальных инициатив при экс-губернаторе Ефремове - занимался именно тем, что регулировал отношения власти и СМИ. Например, издавал газету "Троицкий проспект", которая была обязательным приложением ко всем районным газетам области и несла на своих страницах читателям генеральную линию областной "вертикали". В итоге вся ефремовская властная "вертикаль" с треском рухнула, навсегда похоронив под собою прежнего губернатора.

В команде нынешнего архангельского губернатора Киселева всё построено "по- другому" (по крайней мере, внешне). На пресс-конференции звучали, например, такие правильные слова: "Самая глубокая ошибка любой власти - пытаться регулировать работу журналистов. Власть, которая пытается ограничивать свободу слова, погибнет".

Видимо, председатель попечительского совета Фонда социального развития Александр Преминин уверен, что он уж точно не грешен в ограничении свободы слова, даже заявляя тему пресс-конференции как отчёт о работе фонда, но при этом отказываясь отвечать на самые элементарные вопросы.

Благие намерения

В том, что сегодня главная задача Фонда социального развития - возведение в деревне Малые Корелы лыжного стадиона мирового класса, нет ничего нового. История, связанная с финансированием за счет налогоплательщиков некоторых особо любимых властью видов спорта продолжается: Только флорбол, хоккей с мячом, бокс и т.д. теперь сменили лыжи. Ради достижения цели, ради того, чтобы лыжный стадион был построен в приемлемые сроки и как можно качественнее, учредители фонда сменили исполнительного директора. Им стал Дмитрий Акишев - директор ООО "Отделстрой". Прежний исполнительный директор Геннадий Филев отныне будет заниматься только фондом "Свободные выборы".

Помнится, Тамара Румянцева, в прошлом заместитель губернатора по социальным вопросам, возглавляла в Архангельской области ассоциацию бокса. Хрупкая женщина уж никак не ассоциировалась с грубым спортом. Но нужно было делать имидж, работать на будущие выборы.

Задача фонда "Свободные выборы", по мнению Александра Преминина, в условиях настоящей свободы - создать площадку, на которой можно было бы обсуждать ситуацию, анализировать ту или иную кандидатуру. Все это во имя гласности, чтобы избиратель мог разобраться, кто есть кто. Действительно, намерения благие. Вот если бы ещё точно знать, как финансируется фонд "Свободные выборы" и кто эту самую "гласность" оплатит:

"Мы обязательно опубликуем бюджет Фонда социального развития при главе администрации области, опубликуем все до строчки", - заверил журналистов в ходе отчетной пресс-конференции Александр Преминин. Таким образом, ни у кого не должно быть сомнений в том, что отчет о расходах фонда будет опубликован в полном объеме в открытых для общества СМИ (или не будет?).

Что касается других "общественных" фондов (к которым архангельские власти имеют прямое отношение), то губернатору области тоже пора заняться их "прозрачностью". Ведь все, что непрозрачно, бросает тень на его доброе имя:

Анастасия ШОЛОМИЦКАЯ, журналист



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя