Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
7 февраля 2005 (4)
Оксана Созинова

Красоту спасет франчайзинг:

Нет ничего более постоянного, чем стремление людей быть красивыми. Именно поэтому красивый бизнес вечен. И это не патетика. Достаточно обратиться к статистике - около 41% россиян регулярно посещают салоны красоты. Понятность и кажущаяся простота этого бизнеса в последнее время привлекает в beauty-индустрию огромное число непрофильных инвесторов.

Казалось бы, чего проще: снял помещение со всеми коммуникациями, уладил отношения с властями, купил оборудование, нанял персонал и - работай! Но на практике из десятков открывшихся салонов красоты к концу первого года выживают единицы. Виной всему конкуренция, отсутствие опыта управления таким бизнесом, невнятное представление о том, как должно работать предприятие, чтобы приносить хорошую прибыль, сложные отношения с персоналом, отсутствие должной рекламы и т. д. Удачные же проекты тиражируют сами себя, с большой неохотой пуская под свое крыло посторонних, - до сих пор рынок beauty-услуг в России не изобилует разнообразием франшиз.

Красивый рынок

Профессиональные салоны красоты стали появляться у нас в конце прошлого века. Изменения в политике и новые экономические условия привели в Россию представителей многих известных зарубежных сетей - Aldo Coppola, Toni&Guy, Jacques Dessange, Camille Albane, Wella, Yves Rocher, Alessandro. Тогда же началось и становление российских брэндов, ставших сегодня обширными сетями салонов красоты "Персона Lab", "Мысин Студио", "Аида". Большинство из них не представлено в регионах, но большинство крупнейших игроков заявляют о своих планах начать работы за пределами Москвы.

Естественно, индустрия красоты наиболее активно развивается в столице, где уровень жизни существенно выше, чем в регионах, именно здесь и самый высокий спрос на подобные услуги. Сейчас в Москве действует более тысячи крупных салонов красоты, предоставляющих клиентам комплексное обслуживание. Большая их часть ориентирована на состоятельных посетителей. Количество же рядовых парикмахерских и небольших косметологических кабинетов в столице подсчитать сложно, потому что многие из них работают не всегда легально.

Ежегодно численность салонов красоты в России увеличивается на 10-20%, все больший интерес к этому рынку проявляют региональные инвесторы. Именно поэтому на рынке beauty-услуг в ближайшее время специалисты ожидают стремительное развитие франчайзинга. Сейчас же франшизный пакет предлагают не более десятка сетей. Одна из сдерживающих причин развития франчайзинга на рынке красоты - недоверие, с которым относятся владельцы сетей к своим потенциальным партнерам. Как упоминалось выше, кажущаяся легкость этого бизнеса привлекает огромное количество людей с деньгами, не имеющих основного - понятия, как управлять таким предприятием успешно. Было время, когда жены и дочери состоятельных бизнесменов стремились во что бы то ни стало иметь собственный салон красоты - занятие красивое, близкое, понятное, да еще и деньги должно приносить. Естественно, 90% таких предприятий были убыточными, потому что к настоящему бизнесу они имели весьма приблизительное отношение.

Салоны ищут франчайзи

В качестве потенциальных партнеров серьезные сети в первую очередь хотят видеть людей, которые уже имеют опыт ведения парикмахерского бизнеса. Тех, кто раньше пытался раскрутить свой салон, но потерпел неудачу. Именно они как потенциальные франчайзи серьезны в своих намерениях, понимают, что чужой проверенный опыт стоит денег, и готовы соблюдать принципы работы по системе франчайзинга.

Специалисты отмечают, что в последнее время ситуация заметно меняется в лучшую сторону, многие, кто хочет заняться этим бизнесом, теперь понимают, что именно франчайзинг является наиболее удобным способом запуска салона красоты. Это верно как для тех, кто приобретает первый опыт в новой для себя сфере, так и для тех, кто из малого (косметический кабинет) намерен переходить в большой бизнес (салон красоты). Для покупателей франшизы решены многие организационные и маркетинговые вопросы, ведь франшиза - это программа, которая включает помощь в создании и работе салона красоты, рекламу, марку, производственную и маркетинговую технологии и обучение персонала.

По сути, в этой схеме новичок получает продуманную и проверенную схему бизнеса. Обычно доля банкротств в таком случае в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку сеть салонов защищает новичка, помогает ему стартовать, предоставляя свои рекомендации (по сути - консалтинг) и устанавливая стандарты. По статистике, из всех вновь образованных фирм в мире 85% прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто работает по франчайзинговой схеме, - лишь 14%.

Франчайзинг?

Что же представляет собой франчайзинг российских салонов красоты? В своей основе франчайзинговый пакет beauty-компаний, как и других предприятий, предусматривает передачу партнеру эксклюзивных прав на пользование именем, ноу-хау, технологиями, дизайном помещений, методами административного и бизнес- управления. Головная компания обычно представляет франчайзи льготные условия по поставке косметической продукции, солидную рекламную поддержку, помогает оформить помещение в соответствии с фирменным дизайном.

"Персона", например, предлагает своим потенциальным партнерам франшизу торговых марок "Персона LAB" (средние расценки от $30 до $40 за стрижку с укладкой) и "Персона Family" (салоны для всей семьи с более дешевыми услугами). В регионах франчайзинговая сеть этой компании развивается на стандартных условиях, а для столичных франчайзи сформировано специальное предложение - салон выставляется на продажу на условиях франчайзинга только после того, как пройден этап раскрутки.

Компания "Диаллер" (торговая марка Jean-Claude Biguine) помимо полного франшизного пакета предлагает предпринимателям присоединение, что позволяет потенциальному франчайзи перед вложением основного объема инвестиций определить спрос на beauty-услуги подобного уровня в своем регионе.

Требовательные сети

Требования, которые предъявляют компании, продающие франшизу на рынке красоты, к своим потенциальным партнерам следующие: франчайзи должны обладать определенной финансовой базой и иметь в собственности или долгосрочной аренде помещение, соответствующее стандартам сети. Кроме этого, beauty-франчайзеры очень щепетильно относятся к соблюдению стандартов своего бизнеса и внимательно контролируют работу своих франчайзи.

Один-два раза в год проводится аттестация всех мастеров из салонов, работающих под единой торговой маркой. Для этого создается специальный ревизионный отдел. При поступательном расширении региональной франчайзинговой сети его специалистам приходится часто выезжать в командировки. Чтобы получить достоверную информацию о соблюдении всех требований к работе салона, качеству оказываемых услуг, часто используются скрытые визиты. Франчайзеру важно, чтобы все салоны, открытые под его маркой, работали по единым стандартам.

Как правило, для того чтобы помочь партнерам держать марку на должном уровне, франчайзеры открывают собственные профессиональные школы. В них в первую очередь проходит обучение арт-директор будущего франчайзингового салона, что позволяет ему освоить стандарты работы сети и понять, какой персонал следует набирать. Арт-педагоги повышают квалификацию парикмахеров, колористов, стилистов, которые работают в салонах франчайзи, обучают их технике продаж косметической продукции. К франчайзи, работающим в регионах, преподаватели чаще всего выезжают сами.

Любую информацию, касающуюся beauty-индустрии и всех франчайзинговых предложенияй сетевых салонов красоты в этом году, можно получить на выставке Cosmoprof-ExpoBeauty, которая явилась результатом объединения двух уникальных проектов: ExpoBeauty (наиболее динамично развивающейся парфюмерно-косметической выставки России) и Cosmoprof (крупнейшей в мире парфюмерно-косметической выставки). На экспозиционной площадке в 9000 кв. м будут представлены национальные экспозиции из Италии, Испании, Германии. Свое присутствие также подтвердили многие компании Франции, США, Швейцарии, Великобритании, Израиля, Китая и Тайваня, что позволит познакомить посетителей с новыми производителями парфюмерно-косметической продукции, малоизвестными на нашем рынке.

Не только зарубежные, но и отечественные участники проявляют большой интерес к новому международному проекту. Л'Этуаль - крупнейшая в России сеть парфюмерно- косметических магазинов, лауреат Всероссийского конкурса "Золотые сети", заявила о своем участии в Cosmoprof-ExpoBeauty-2005. Присутствовать на выставке компания будет не только в качестве экспонента. Собственная программа компании Л'Этуаль предполагает ежедневные запуски новой продукции, проведение семинаров для сотрудников Л'Этуаль, открытых мастер-классов и мейк-ап шоу.

На Cosmoprof-ExpoBeauty-2005 организованы специализированные салоны: "Национальные экспозиции", "SPA - Престиж", салон "Калейдоскоп", "Сырье и упаковка". Впервые откроет двери имиджевый шоу-проект "Салон 5 звезд", в котором примут участие компании, представляющие на рынке профессиональные косметические средства.

Организаторы также проведут аукцион специалистов, который поможет им найти новых работодателей. Настоящим гвоздем программы станет "Шоу не для всех", демонстрирующее все стадии создания имиджа профессиональным имиджмейкером - "от личинки до бабочки". Помимо зрелищных и имиждевых событий, программа Cosmoprof- ExpoBeauty-2005 включает серьезные научные мероприятия. Это IV Международный форум по эстетической медицине (IEF) с участием компаний-экспонентов.

Оксана Созинова

КГ "Магазин готового бизнеса"

(специально для "БК")

sozinova@deloshop.ru



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя