Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
14 марта 2005 (9)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ

Симфония, рождённая в Нью-Йорке

Встречаясь с артистами и музыкантами, я часто слышу тревожные нотки безнадёжности - состояния, враждебного творчеству. Действительно, здание санкт- петербургского киноцентра, купленное казино, архангельская "свечка", моментально отреставрированная и снабжённая подсветкой, как только было утверждено решение об открытии в бывшем Дворце культуры ещё одного торгового центра: Веселья мало: торговля идёт в гору, чего никак не скажешь о культуре и образовании. Тупость и мздоимство чиновников - задолго до явления миру пресловутого 122-го закона - убедительно описал губернатор Салтыков-Щедрин, зато внутреннюю силу искусства очень ясно показал миру Франсуа Трюффо в "Последнем поезде метро". С чего бы ни бесились народы - с жиру или от иного угара, - найдутся знаменитые и безвестные хранители ценностей.

Пути настоящего искусства к вершинам славы отнюдь не выстелены ковровыми дорожками, но нищета оскорбительна - не только для художника, но и для всех, кто живёт по соседству. Эту истину понимают меценаты, создающие фонды и попечительские советы, поддерживающие галереи, концертные залы и творческие коллективы во всём мире. Ведь в США, откуда приехали в Архангельск музыкант и дирижёр Мартин Пьецух (на снимке) и его удивительная жена Елизабет Фолк - режиссёр и постановщик театра и оперы, музыканты и актёры тоже лишены государственной поддержки.

За пределами Washington D.C.

Мартин Пьецух приехал в Архангельск сразу после гастролей в Санкт-Петербурге, где, как сообщал ГТРК "Культура", маэстро выступал за мирное сосуществование джазовой и симфонической музыки. Под сводами Большого зала филармонии играли академический концерт и биг-бенд под управлением Сергея Гусятинского. Пьецух меняет амплуа. Покидая дирижёрский пульт, он превращается в виртуозного, крайне эмоционального саксофониста. Диапазон вкусов известного американского музыканта велик. Окончив Президентский католический университет, Мартин научился не только искусству дирижёра, но и прошёл полный исполнительский курс по медным и деревянным духовым инструментам. Он собрал коллекцию саксофонов, флейт, кларнетов, фаготов, гобоев и английских рожков - и каждый обретает свой голос в руках у хозяина, имеющего богатейший репертуар произведений разных стилей и жанров.

Прежде чем переселиться в Нью-Йорк и сделаться странствующим артистом в союзе с женой Елизабет, дарованиями, эрудицией и чувством стиля которой он неподдельно восхищается, Мартин Пьецух долго прожил в Вашингтоне. В начале своей головокружительной музыкальной карьеры он играл на саксофоне в Военно-морском оркестре США, а впоследствии дирижировал симфоническим оркестром и руководил Филармоническим обществом Конгресса США. Это высокий статус, способный обеспечить пожизненный достаток и признание, но черта, отличающая Пьецуха, это постоянная жажда новизны. Он мечтал посмотреть мир, постичь музыкальные традиции разных народов и понять особенности их души, для того, чтобы его персональный диалог с миром стал более многогранным.

Любовь и сцена

Можно долго перечислять коллективы, которыми управлял Мартин Пьецух, но любовь к Элизабет, которую он встретил в Нью-Йорке, дала ещё один импульс его путешествиям и творческим проектам, раскрывающим разные пласты мировой культуры - как перед самими артистами, так и перед очевидцами их представлений.

Элизабет Фолк не получила академического образования, но её кругозор и восприятие мира изумляют. В 1960 году - девчонкой - она уехала из американской провинции в артистический Нью-Йорк и выросла как дитя бурных 60-х. Занималась режиссурой спектаклей и бродвейских шоу. Элизабет стала первой женщиной- режиссёром, чья авторская постановка Hamlet On Trial (что можно перевести как "Дело Гамлета"), впервые представленная на фестивале в штате Аризона, получила поддержку общества Shakrspeare's Globe London и право быть удостоенной внимания соотечественников Шекспира. Бродвей многолик и полон неожиданностей - стоит вспомнить, что "Вестсайдская история" Бернстайна есть не что иное, как бессмертный сюжет "Ромео и Джульетты", развёрнутый на улицах Манхэттена: В представлении, где американский суд выносит приговор датскому принцу как убийце Полония, ей удалось донести до зрителей сам дух Шекспира!

Элизабет поражает знанием мировой литературы, истории театра, музыки и кинематографа и особой пластикой сознания, способного тонко воспринимать и трансформировать ткань любого художественного явления. Содружество с талантливым режиссёром дало жизнь новым проектам в Америке, Европе и России. Они устраивают перфомансы, очень мощные по энергетике и вызывающие ответную волну интереса у публики. "Наши общие проекты - это наши с Мартином дети, - говорит Элизабет. - И у каждого из них есть любящие отец и мать".

Сибирь и Дальний Восток

Число музыкальных представлений, которые ставил в разных странах Мартин Пьецух, уже превосходит восемь сотен. Он с огромным почтением относится к своему предшественнику Леонарду Бернстайну - создателю масштабных композиций, сходных по жанру с оперой, где сочетаются симфоническая музыка и джаз, латиноамериканский фолк и поп-музыка. Универсальность и свобода самовыражения влекут Пьецуха к новым экспериментам. О замечательном камерном оркестре под управлением Владимира Онуфриева Мартину рассказали в Санкт-Петербурге, но столицы - это не та часть России, с которой он вошёл в музыкальный и театральный мир бескрайней страны, главным богатством которой Пьецух считает именно культуру.

С середины 90-х Мартин Пьецух включился в деятельность Азиатско-Американского музыкального общества Центра театрального искусства имени Кеннеди. Он ставил оперу и балет с якутскими и красноярскими коллегами, дирижировал Тихоокеанским симфоническим оркестром, выступал с джазовыми музыкантами Владивостока.

Через два дня в Архангельске

Приезд Мартина и Элизабет в Архангельск совпал с открытием театрального фестиваля Виктора Панова. Сразу после перелёта Пьецух с присущей ему неукротимой энергией сразу включился в действие вместе с Сергеем и Анджелой Манукян, группой "Волга" и архангельскими джазовыми музыкантами. Ему сразу пришлась по нраву атмосфера "Амадея", который выглядит сегодня как достойный джазовый клуб.

Ваш камерный оркестр - это уникальное явление культуры, говорит Мартин Пьецух, с талантливыми музыкантами и замечательным дирижёром. Этот коллектив, несомненно, достоин интересных гастролей, участия в современных международных проектах. Десять дней работы, которые завершатся концертом 17 марта в кирхе, - это увлекательный процесс взаимообогащения. Он делится творческим горением, вникая во все нюансы, свойственные творческой манере Архангельского камерного. Скорее всего, этот дружеский визит не будет последним!

Маэстро привёз с собой партитуры композиторов, мало известных нам до сих пор. Следуя традиции великих мастеров Нью-Йорка, он решил объединить в одной программе композиторов разных рас и национальностей.

Концерт откроется Концертом для саксофона и струнного оркестра Александра Глазунова, где Мартин Пьецух выступит как солист, отдавая дань уважения петербургской школе композиции. Затем будет "Бразильская Бахиана" уроженца Рио- де-Жанейро Эйтора Вилла-Лобоса. Получив мировую известность, он умер на родине в возрасте 72 лет. Современники вспоминают этого бразильского композитора как человека редкой энергии, всю жизнь любившего хорошие сигары и крепкие напитки. Псалм и фуга для струнного оркестра - сочинение Алана Хованесса (настоящее имя Алан Ованес Чакмакджян) - американского композитора армянского происхождения. Исследователь старинной музыки, знаток национальных традиций Индии, Японии, Кореи, он мастерски владел специфическим звуком музыки Армении и черпал вдохновение в григорианских литургических песнопениях. "Панамский танец" темнокожего музыканта из Вудвилла Уильяма Гранта Стилла добавит музыки солнца холодным мартовским вечером, а "Серенада" Йозефа Сука - зятя столь почитаемого меломанами Дворжака - завершит этот концерт великолепной музыкой, которой по праву гордятся чехи.

Сегодня в США изрядную долю финансирования художественных, музыкальных и театральных проектов берут на себя меценаты, а развивают каждый из них арт- менеджеры, окончившие университетский курс. О вторых мы только начинаем мечтать, а богатые и образованные люди в Архангельске, как и по всей России в целом, увы, в дефиците. Элизабет Фолк уверена: они вырастут и вспомнят традиции предшественников. "Сначала бизнесмен покупает хороший костюм и собственный дом, потом занимается его убранством, но рано или поздно он заботится не только о внешнем изяществе, но и о совершенстве ума, о духовной жизни", - говорит она. И почему-то я, с комком в горле, вспоминаю лицо Роберта де Ниро в заключительных кадрах великого фильма Серджо Леоне "Однажды в Америке":



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя