Бизнес-класс. Архангельск
21 марта 2005 (10)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ
Настало время задуматься
"Непредсказуемый" результат выборов. Мистификация - итог деятельности искушённых
знатоков своего дела, испытавших силы в политических кампаниях последних
четырёх-пяти лет? Чтобы рано или поздно избавиться от всяких суеверий на сей
счёт, обратимся к материалам региональной прессы, которые становятся
достоверным источником информации в руках аналитика.
Профессиональный аналитик никогда не делит претендентов на власть на "тёмных
лошадок" и "праведных борцов", не лоббирует интересы определённых компаний в
продвижении в том или ином сегменте рынка.
Более того, он далёк от PR или пропаганды как таковых. Его материал - поток
информации, метод - мониторинг, инструмент - рейтинги.
Продукт зависит от задачи, сформулированной заказчиком, который обращается в
независимое аналитическое агентство. Какая-либо конъюнктурная подтасовка здесь
исключена, и в первую очередь потому, что искажение картину в угоду
определённому лицу или группе лиц исключено технологически.
Подобно швейцарским банкирам, специалисты-аналитики исповедуют принципы
нейтральности и конфиденциальности.
Лавина информации
Материалы, подготовленные независимыми аналитическими агентствами, не
предполагают доступа к секретным базам данных, они берут открытые источники, в
частности - прессу.
Какой бы характер ни носили издания того или иного региона, во всей совокупности
они полно отражают состояние социума, общественного сознания и рынка.
"Мы базируемся только на нейтральности собственных оценок, если мы их даём, -
говорит аналитик архангельского агентства "Р.И.М" Сергей Снеговской (на снимке).
- А ещё точнее будет сказать: собственные оценки мы давать не собираемся, потому
что используем вполне объективную методику обработки печатных источников.
К выбору СМИ, которые дают информацию для расчёта рейтингов компаний, торговых
марок, публичных фигур, мы тоже относимся беспристрастно".
Возьмём период выборов: фактически равноценными могут становиться и наиболее
уважаемые в области издания, где время от времени появляются выступления будущих
претендентов на власть, и цветные листовки газетного формата, выпущенные в свет
незадолго до завершения предвыборной гонки.
Обычно в предвыборный период штабы, работающие на публичность политических
фигур, избегают прямых контактов с независимыми политическими агентствами и
крайне неохотно делятся с ними информацией.
Главных причин две. Во-первых, аналитики не несут никакой ответственности за
содержание материалов, которые они предают гласности в Интернете. Во-вторых, их
аудитория лишь частично совпадает с электоратом, значительная часть её никак не
может повлиять на ситуацию в округах.
В горячую предвыборную пору сотрудники аналитических агентств постоянно
поддерживают связь с журналистами, собирают агитационные материалы по знакомым и
знакомым знакомых. Бывает, что сверхценными для исследователя становятся
образцы, брошенные на пол рядом с почтовыми ящиками.
Корпоративные
войны
"Да знаем мы ваши рейтинги, - скажет недалёкий человек. - Я вам за деньги такой
рейтинг нарисую!" Не велика беда, если он далёк от политики. Беда, если такими
же категориями мыслят социологи.
Почти за месяц до выборов в одном из номеров еженедельника я упоминала об
аналитических материалах с выводами, способными обескуражить неподготовленного
читателя.
Теперь, когда тайное стало явным, городская газета "Архангельск" от имени вновь
избранного мэра Александра Донского приветствует успех "Базового элемента" и все
персоналии можно упоминать в печати без нарушения законодательства, поделюсь
открытиями последней декады февраля.
Уже к вечеру 19 декабря на основе мониторинга региональной прессы за месяц до
выборов в областное Собрание, агентство подготовило очень интересный документ.
Он назывался "Краткий анализ хода и результатов хода PR-кампаний "Базового
элемента" и Архангельского ЦБК в прессе Архангельской области" и с ним давно
знакомы политические конкуренты - та и другая сторона.
В числе персон, чей имидж тщательно изучило агентство, видные фигуры: Владимир
Крупчак, Алексей Дробашенко, Олег Дерипаска, Павел Васильев. Итоговый рейтинг
Владимира Крупчака в ноябре - декабре (если исходить из региональной прессы) был
негативным и на два порядка превосходил объём негатива на всех персон из группы
"Базовый элемент".
Теперь обобщённые портреты, которые помогли создать специализированные
программы.
Владимир Крупчак: "Человек, замешанный в скандалах и криминале, использующий
своё служебное положение в личных целях, являющийся членом популярной
политической партии, иногда осуществляющий акции помощи населению и меценатства,
являющийся профессионалом в управлении предприятиями, которые, однако, снижают
свои показатели и приближаются к банкротству".
Персоны группы "Базэл": "Лица, страдающие стяжательством и популизмом, нередко
участвующие в скандалах и балансирующие на грани криминала, тем не менее открыто
признающие существование общественных проблем и выдвигающие инициативы по их
устранению".
"Как говорится, почувствуйте разницу, - гласит документ, подготовленный
архангельскими аналитиками. - Бесшабашные, но человечные московские коммерсанты
выступают против регионального криминального спрута, пробравшегося во властные
верхи".
По такому же принципу представлены обобщённые характеристики противостоящих
групп предприятий и связанных с ними политических объединений. Выводы, сделанные
аналитиками, - это подробный "разбор полётов" обеих PR-компаний.
Итог декабрьских выборов в областное Собрание нам хорошо знаком: ЛДПР и блок
"Родина" (группа "Базэл") - 26% мест, ПСС (группа АЦБК) - 8%.
Заслуживает особенного внимания последний пункт документа: "В итоге проведения
выборной кампании "Базэл" получил надёжный политический плацдарм, открывающий
новые возможности в недружественном поглощении не только АЦБК, но и других
предприятий лесопромышленного комплекса.
Известно, что в конце 2004 года "Базэл" провёл переговоры с менеджментом
Соломбальского ЦБК о возможности войти в число крупных акционеров этого
предприятия. Переговоры не увенчались согласием сторон. Сразу после этого в
Архангельске началась скупка акций московскими брокерами, а небиржевой фондовый
рынок отреагировал почти двукратным ростом их котировок".
Скромное обаяние буржуазии
Пришёл февраль и черёд атаки на Соломбалу в ходе выборов мэра. При подготовке
ещё одного документа - "Анализ результата мониторинга партий в прессе г.
Архангельска с 1 января по 5 марта 2005 года" - было использовано 37 источников.
Наибольший негативный рейтинг за неделю до выборов был у "Единой России". В
основу негативного имиджа легло сокращение её численности и присутствие в партии
одиозных личностей, а также "уход от признания общественных проблем, популизм,
использование некорректных политтехнологий".
Аналитики независимого агентства "Р.И.М" не стали на сторону Донского, Нилова
или Кожина. Придерживаясь принципа неконфликтности, они осуществляли мониторинг
предвыборной кампании и писали только о том, что отражала пресса.
За неделю до 13 марта явными лидерами по величине рейтингов публичности стали
Пётр Орлов и Александр Донской, - причём последний кандидат - при самом большом
негативном рейтинге публичности. Внимание! Обобщённые портреты лидеров гонки.
Александр Донской: "Успешный предприниматель самостоятельно сделавший свою
карьеру, в целях саморекламы занимающийся благотворительностью, построивший свою
избирательную кампанию на скандалах, поскольку не обладает ни образованием, ни
компетентностью, ни опытом управления, ни независимостью".
Пётр Орлов: "Опытный хозяйственник-практик, компетентный, инициативный и
трудолюбивый управленец, в молодости имевший криминальный опыт и променявший
свою независимость на поддержку криминальных сил, выдвинувших прежнего мэра".
"Компании кандидатов имели схожие схемы, - гласил предварительный вывод за
неделю до 13 марта. - Они строились на критике существующей муниципальной власти
и дистанцировании от неё. С позиций последнего наибольшим преимуществом обладает
Александр Донской, как персона, очень далёкая от структур управления.
Стремясь к развитию успеха, пиарщики Донского попытались связать имя своего
главного конкурента Орлова с непопулярной властью и силами, за ней стоящими".
Сейчас, когда руководители предвыборного штаба Петра Орлова разбираются, на
каком шаге их необратимо обошли конкуренты, а законодательная власть города не
обладает легитимностью, есть время задуматься.
Если человек не случайное лицо в политике - будь он кандидатом в Государственную
Думу, областное Собрание или городской Совет, он обязан сделать выводы из того,
что уже произошло, и положить в основу своей будущей PR-кампании аналитические
материалы. Чтобы в критический момент за потоками пропаганды и компромата
уловить состояние общественного сознания именно в тех регионах и муниципальных
образованиях, где развиваются события.
|