Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
21 марта 2005 (10)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ

Настало время задуматься

"Непредсказуемый" результат выборов. Мистификация - итог деятельности искушённых знатоков своего дела, испытавших силы в политических кампаниях последних четырёх-пяти лет? Чтобы рано или поздно избавиться от всяких суеверий на сей счёт, обратимся к материалам региональной прессы, которые становятся достоверным источником информации в руках аналитика.

Профессиональный аналитик никогда не делит претендентов на власть на "тёмных лошадок" и "праведных борцов", не лоббирует интересы определённых компаний в продвижении в том или ином сегменте рынка.

Более того, он далёк от PR или пропаганды как таковых. Его материал - поток информации, метод - мониторинг, инструмент - рейтинги.

Продукт зависит от задачи, сформулированной заказчиком, который обращается в независимое аналитическое агентство. Какая-либо конъюнктурная подтасовка здесь исключена, и в первую очередь потому, что искажение картину в угоду определённому лицу или группе лиц исключено технологически.

Подобно швейцарским банкирам, специалисты-аналитики исповедуют принципы нейтральности и конфиденциальности.

Лавина информации

Материалы, подготовленные независимыми аналитическими агентствами, не предполагают доступа к секретным базам данных, они берут открытые источники, в частности - прессу.

Какой бы характер ни носили издания того или иного региона, во всей совокупности они полно отражают состояние социума, общественного сознания и рынка.

"Мы базируемся только на нейтральности собственных оценок, если мы их даём, - говорит аналитик архангельского агентства "Р.И.М" Сергей Снеговской (на снимке). - А ещё точнее будет сказать: собственные оценки мы давать не собираемся, потому что используем вполне объективную методику обработки печатных источников.

К выбору СМИ, которые дают информацию для расчёта рейтингов компаний, торговых марок, публичных фигур, мы тоже относимся беспристрастно".

Возьмём период выборов: фактически равноценными могут становиться и наиболее уважаемые в области издания, где время от времени появляются выступления будущих претендентов на власть, и цветные листовки газетного формата, выпущенные в свет незадолго до завершения предвыборной гонки.

Обычно в предвыборный период штабы, работающие на публичность политических фигур, избегают прямых контактов с независимыми политическими агентствами и крайне неохотно делятся с ними информацией.

Главных причин две. Во-первых, аналитики не несут никакой ответственности за содержание материалов, которые они предают гласности в Интернете. Во-вторых, их аудитория лишь частично совпадает с электоратом, значительная часть её никак не может повлиять на ситуацию в округах.

В горячую предвыборную пору сотрудники аналитических агентств постоянно поддерживают связь с журналистами, собирают агитационные материалы по знакомым и знакомым знакомых. Бывает, что сверхценными для исследователя становятся образцы, брошенные на пол рядом с почтовыми ящиками.

Корпоративные

войны

"Да знаем мы ваши рейтинги, - скажет недалёкий человек. - Я вам за деньги такой рейтинг нарисую!" Не велика беда, если он далёк от политики. Беда, если такими же категориями мыслят социологи.

Почти за месяц до выборов в одном из номеров еженедельника я упоминала об аналитических материалах с выводами, способными обескуражить неподготовленного читателя.

Теперь, когда тайное стало явным, городская газета "Архангельск" от имени вновь избранного мэра Александра Донского приветствует успех "Базового элемента" и все персоналии можно упоминать в печати без нарушения законодательства, поделюсь открытиями последней декады февраля.

Уже к вечеру 19 декабря на основе мониторинга региональной прессы за месяц до выборов в областное Собрание, агентство подготовило очень интересный документ. Он назывался "Краткий анализ хода и результатов хода PR-кампаний "Базового элемента" и Архангельского ЦБК в прессе Архангельской области" и с ним давно знакомы политические конкуренты - та и другая сторона.

В числе персон, чей имидж тщательно изучило агентство, видные фигуры: Владимир Крупчак, Алексей Дробашенко, Олег Дерипаска, Павел Васильев. Итоговый рейтинг Владимира Крупчака в ноябре - декабре (если исходить из региональной прессы) был негативным и на два порядка превосходил объём негатива на всех персон из группы "Базовый элемент".

Теперь обобщённые портреты, которые помогли создать специализированные программы.

Владимир Крупчак: "Человек, замешанный в скандалах и криминале, использующий своё служебное положение в личных целях, являющийся членом популярной политической партии, иногда осуществляющий акции помощи населению и меценатства, являющийся профессионалом в управлении предприятиями, которые, однако, снижают свои показатели и приближаются к банкротству".

Персоны группы "Базэл": "Лица, страдающие стяжательством и популизмом, нередко участвующие в скандалах и балансирующие на грани криминала, тем не менее открыто признающие существование общественных проблем и выдвигающие инициативы по их устранению".

"Как говорится, почувствуйте разницу, - гласит документ, подготовленный архангельскими аналитиками. - Бесшабашные, но человечные московские коммерсанты выступают против регионального криминального спрута, пробравшегося во властные верхи".

По такому же принципу представлены обобщённые характеристики противостоящих групп предприятий и связанных с ними политических объединений. Выводы, сделанные аналитиками, - это подробный "разбор полётов" обеих PR-компаний.

Итог декабрьских выборов в областное Собрание нам хорошо знаком: ЛДПР и блок "Родина" (группа "Базэл") - 26% мест, ПСС (группа АЦБК) - 8%.

Заслуживает особенного внимания последний пункт документа: "В итоге проведения выборной кампании "Базэл" получил надёжный политический плацдарм, открывающий новые возможности в недружественном поглощении не только АЦБК, но и других предприятий лесопромышленного комплекса.

Известно, что в конце 2004 года "Базэл" провёл переговоры с менеджментом Соломбальского ЦБК о возможности войти в число крупных акционеров этого предприятия. Переговоры не увенчались согласием сторон. Сразу после этого в Архангельске началась скупка акций московскими брокерами, а небиржевой фондовый рынок отреагировал почти двукратным ростом их котировок".

Скромное обаяние буржуазии

Пришёл февраль и черёд атаки на Соломбалу в ходе выборов мэра. При подготовке ещё одного документа - "Анализ результата мониторинга партий в прессе г. Архангельска с 1 января по 5 марта 2005 года" - было использовано 37 источников.

Наибольший негативный рейтинг за неделю до выборов был у "Единой России". В основу негативного имиджа легло сокращение её численности и присутствие в партии одиозных личностей, а также "уход от признания общественных проблем, популизм, использование некорректных политтехнологий".

Аналитики независимого агентства "Р.И.М" не стали на сторону Донского, Нилова или Кожина. Придерживаясь принципа неконфликтности, они осуществляли мониторинг предвыборной кампании и писали только о том, что отражала пресса.

За неделю до 13 марта явными лидерами по величине рейтингов публичности стали Пётр Орлов и Александр Донской, - причём последний кандидат - при самом большом негативном рейтинге публичности. Внимание! Обобщённые портреты лидеров гонки.

Александр Донской: "Успешный предприниматель самостоятельно сделавший свою карьеру, в целях саморекламы занимающийся благотворительностью, построивший свою избирательную кампанию на скандалах, поскольку не обладает ни образованием, ни компетентностью, ни опытом управления, ни независимостью".

Пётр Орлов: "Опытный хозяйственник-практик, компетентный, инициативный и трудолюбивый управленец, в молодости имевший криминальный опыт и променявший свою независимость на поддержку криминальных сил, выдвинувших прежнего мэра".

"Компании кандидатов имели схожие схемы, - гласил предварительный вывод за неделю до 13 марта. - Они строились на критике существующей муниципальной власти и дистанцировании от неё. С позиций последнего наибольшим преимуществом обладает Александр Донской, как персона, очень далёкая от структур управления.

Стремясь к развитию успеха, пиарщики Донского попытались связать имя своего главного конкурента Орлова с непопулярной властью и силами, за ней стоящими".

Сейчас, когда руководители предвыборного штаба Петра Орлова разбираются, на каком шаге их необратимо обошли конкуренты, а законодательная власть города не обладает легитимностью, есть время задуматься.

Если человек не случайное лицо в политике - будь он кандидатом в Государственную Думу, областное Собрание или городской Совет, он обязан сделать выводы из того, что уже произошло, и положить в основу своей будущей PR-кампании аналитические материалы. Чтобы в критический момент за потоками пропаганды и компромата уловить состояние общественного сознания именно в тех регионах и муниципальных образованиях, где развиваются события.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя