Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
28 марта 2005 (11)
Алексей Овчинников

Зверобойный промысел борется за выживание

Кампания по добыче гренландского тюленя в Архангельской области состоялась. После прошлогодних надежд и разочарований сам факт ее проведения в 2005 году уже можно считать удачей. Но зверобои отнюдь не полны оптимизма - перспективы сохранения традиционного поморского промысла по-прежнему туманны, как просторы Гандвика - Белого моря.

Стоит отметить, что хлопотная и затратная зверобойная кампания оказалась под силу лишь предприятиям Архангельской области. Мурманск и Карелия от реализации своей части российской квоты отказались. Впрочем, и среди наших реально занималось зверобойкой только одно предприятие - СПК РК "Белое море". Причем из 14558 голов белька (детеныша тюленя), добытого на первом этапе, большая часть относилась к научной квоте, переданной колхозникам для использования СевПИНРО. Второй этап предполагает отлов примерно 5 тысяч тюленят, находящихся в стадии линьки, - "хохлуш". Доращивание их до коммерчески ценной серки будет осуществляться в вольерах.

Похоже, что заявленная законом плата в 350 рублей за голову добытого зверя оказалась неподъемной для практически всех колхозов. Повсеместный отказ от промысла служит свидетельством критического состояния некогда преуспевающей отрасли. А заодно и бездумного распоряжения биоресурсами со стороны федеральных властей. Впрочем, надо признать, что на областном уровне осмысленных усилий власти тоже не наблюдается - во всяком случае, в последние годы. Как результат - работа по устаревшим технологиям, на ветшающем оборудовании, с предельным напряжением всех оставшихся ресурсов.

Неощутимая поддержка

Сравнительно "малой кровью" на областном уровне могли бы быть решены многие проблемы нынешней зверобойной кампании. Например, по новому ФЗ "О рыбной ловле и защите биоресурсов" предусматривается выделение бесплатных квот на добычу морзверя коренным народам Севера. Казалось бы, областным властям давно следовало добиться включения поморов в Единый перечень коренных народов. Тогда стал бы возможен следующий шаг поддержки - создание хозяйствующих поморских общин вместо обветшавших колхозов. Но чиновники и депутаты, как только речь заходит о поморах (как о коренном народе), делают круглые глаза: "Это же политика!".

В 2004 году на поддержку зверобойного промысла в областном бюджете было заложено 3,5 млн рублей. Но до промысловиков эта поддержка так и не дошла - как объяснили в органах власти, из-за срыва зверобойной кампании. Обитатели чиновничьих кабинетов почему-то решили, что раз ни одной головы зверя не добыто, то и поддерживать промысел не надо. На самом же деле только успешная зверобойка дает возможность промышленникам сводить концы с концами. И в случае срыва (а риск неудачи в зверобойной отрасли есть всегда) на плечах тех, кто честно готовился к ее проведению, повисают миллионные долги.

В этом году поддержка зверобойки облбюджетом запланирована в объеме 2,25 млн рублей - но, увы, с оплатой, как и раньше, лишь по итогам проведенной кампании. А ведь эти же деньги, выделенные до начала кампании, могли сыграть гораздо более важную роль.

Впрочем, запоздалая поддержка облбюджета - не единственное, что мешает развивать промысел. Не меньшая проблема - устарелая технология добычи зверя.

Деньги на ветер?

Россия - единственная страна, где туши добытого зверя доставляют на берег с помощью дорогостоящих вертолетов. Мощные винтокрылые машины, которые в советское время выглядели символом прогресса на фоне старинных методов поморского промысла, сегодня становятся его могильщиками.

Каждый час полета над водой обходится в этом году зверобоям в 37,5 тысячи рублей. К тому же руководство Второго архангельского объединенного авиаотряда настойчиво требует за свои услуги 100% предоплату. И если деньги у зверобоев заканчиваются, вылеты сразу прекращаются, даже в разгар заготовки зверя (как это, кстати, произошло 8 марта 2005 года). Между тем сумма, к тому моменту уже проплаченная зверобоями авиаторам, составляла 4,5 млн рублей!

Вертолеты или суда?

Намного дешевле, чем вертолетный способ добычи, обходится промысел зверя с использованием небольших морских судов. Именно так, например, добывают сегодня белька в российских территориальных водах норвежцы - давние соседи и коллеги наших поморов. Так же сравнительно недавно добывали зверя и советские зверобои. Например, еще в 60-е годы XX века на промысел гренландского тюленя выходили до 8 деревянных судов, принадлежавших Архангельскому траловому флоту. Но вертолеты, впервые появившиеся на поморском промысле в 1964 года, к концу века полностью вытеснили традиционные зверобойные шхуны.

Однако советская экономика ушла в прошлое, и использование вертолетов на зверобойке становится неразумным. Рано или поздно придется либо забросить промысел белька (что-что, а разрушать мы умеем), либо отказываться от вертолетов и переходить на морские суда. И чем раньше, тем лучше, ведь сегодня заброшенную технологию придется внедрять едва ли не с нуля - плавсредств, пригодных для промысла зверя, у колхозников уже нет. Да и вековой опыт традиционной поморской зверобойки подзабыт. Возможно, кое-чему можно поучиться у норвежцев, которые при значительно меньших затратах получают большие компенсации от своего правительства. Объясняется это просто: экономика Норвегии развернута лицом к людям - истинным хозяевам своей страны. И жители прибрежных поселений, обладающие навыком добычи зверя, рассматриваются там как главный ресурс (!) экономического развития - более значимый, чем исчерпаемый нефтяной ресурс. Отличие Поморья от Норвегии очевидно - население этого российского региона (особенно коренное поморское население) зачастую рассматривается властями как помеха, а не как ресурс для развития экономики.

Праздник поморской души

Зверобойный промысел традиционно собирает поморов едва ли не со всего побережья. В Зимнюю Золотицу раньше добирались из Лопшеньги, Пертоминска и Инты. В этом году тоже было две бригады - из Патракеевки и Ручьев, не говоря уже про своих, из Верхней и Нижней Золотицы. Работают на промысле целыми семьями - с женами и детьми. Понятно, что на льду или площадке съема шкур женщин нет. А вот большая часть цеховой работы делается привычными руками поморских жонок.

Причем тяжелое и опасное занятие воспринимается людьми едва ли не как народный праздник. По личному опыту могу утверждать - помахав в цехе до глубокой ночи пудовой "барсой", измельчая закаменевшую соль, как дивно затем мчаться в санях по льду Золотицы, мимо рубиновых огней вертолетных площадок, под раскинувшимся на полнеба полярным сиянием!

Зверь и человек

Трудно понять городскому жителю и ощущения зверобоя, оказавшегося на льдине посреди изменчивого моря. Человек и тюлень - вековечные друзья и враги. Тюленю природа дала все для выживания в Арктике - крепкую шкуру, толстый слой сала, острые зубы, мгновенную реакцию. А человеку для выживания на севере Богом дан тюлень.

Кстати, стоит отметить, что тюлень вовсе не беззащитен перед вооруженными одними баграми зверобоями - самка тюленя, утельга, на льду рвет человека своими зубами не хуже собаки! К тому же при весе в сотню с лишним килограммов проявляет неожиданную ловкость и разворотливость. И если самка всерьез настроена защищать своего детеныша, поморы его не трогают.

Радует интерес молодежи к старинному промыслу. Если в "шкерщики" (съемщики шкур) идут в основном люди зрелые и опытные, то на льдинах - обилие молодых улыбчивых лиц. Для крепких парней участие в промысле не только хорошая жизненная школа, но и увлекательное приключение, и традиционная забава. Запомнилась реакция молодого помора, впервые вышедшего на лед: "Как в кино!".

Работа штаба

Василий Нечаев, не первый год возглавляющий штаб зверобойной кампании, высоко оценил слаженность работы всех участников. По словам Василия Александровича, на успехе зверобойки не сказалась даже небольшая ошибка с данными предварительной ледовой разведки. Тогда был зафиксирован зверь, "вылившийся" на лед на траверзе Зимнегорского маяка, примерно в 30 км от Зимней Золотицы. Но зверь оказался проходным, и щенку он начал намного дальше - в Двинской губе. Более действенная поддержка на областном уровне могла бы, по мнению Нечаева, повысить эффективность нынешней зверобойки вдвое - за счет работы пяти вертолетных бригад вместо трех и большей суммы проплаты вертолетчикам из-за удлинения маршрута более чем вдвое.

То, что удалось сработать хотя бы с минимальной прибылью - безусловная заслуга штаба. Особо четко, по словам Нечаева, сработала диспетчерская служба - штурманская проводка осуществлялась с очень высокой точностью.

А вот проблемы запуска цеха первичной обработки зверя, арендуемого у СПК РК "Северный рыбак", решались с трудом. Начальник цеха Владимир Лыткин сетует на предельную изношенность оборудования. По словам Владимира Владимировича, машины не менялись с 70-х годов прошлого века. Из-за нестабильной работы котельной горячая вода для мойки подается с перебоями. Кроме того, чувствуется нехватка необходимых инструментов и спецодежды. Постепенно приходят в негодность и бетонные чаны для засолки шкур. "Мы помним время, когда колхоз был миллионером, - с обидой говорит Владимир Владимирович. - Тогда было все: и внимание властей, и реальная помощь. Сейчас же до наших проблем никому нет дела".



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя