|
Бизнес-класс. Архангельск
28 марта 2005 (11)
Алексей Овчинников
Зверобойный промысел борется за выживание
Кампания по добыче гренландского тюленя в Архангельской области состоялась.
После прошлогодних надежд и разочарований сам факт ее проведения в 2005 году уже
можно считать удачей. Но зверобои отнюдь не полны оптимизма - перспективы
сохранения традиционного поморского промысла по-прежнему туманны, как просторы
Гандвика - Белого моря.
Стоит отметить, что хлопотная и затратная зверобойная кампания оказалась под
силу лишь предприятиям Архангельской области. Мурманск и Карелия от реализации
своей части российской квоты отказались. Впрочем, и среди наших реально
занималось зверобойкой только одно предприятие - СПК РК "Белое море". Причем из
14558 голов белька (детеныша тюленя), добытого на первом этапе, большая часть
относилась к научной квоте, переданной колхозникам для использования СевПИНРО.
Второй этап предполагает отлов примерно 5 тысяч тюленят, находящихся в стадии
линьки, - "хохлуш". Доращивание их до коммерчески ценной серки будет
осуществляться в вольерах.
Похоже, что заявленная законом плата в 350 рублей за голову добытого зверя
оказалась неподъемной для практически всех колхозов. Повсеместный отказ от
промысла служит свидетельством критического состояния некогда преуспевающей
отрасли. А заодно и бездумного распоряжения биоресурсами со стороны федеральных
властей. Впрочем, надо признать, что на областном уровне осмысленных усилий
власти тоже не наблюдается - во всяком случае, в последние годы. Как результат -
работа по устаревшим технологиям, на ветшающем оборудовании, с предельным
напряжением всех оставшихся ресурсов.
Неощутимая поддержка
Сравнительно "малой кровью" на областном уровне могли бы быть решены многие
проблемы нынешней зверобойной кампании. Например, по новому ФЗ "О рыбной ловле и
защите биоресурсов" предусматривается выделение бесплатных квот на добычу
морзверя коренным народам Севера. Казалось бы, областным властям давно следовало
добиться включения поморов в Единый перечень коренных народов. Тогда стал бы
возможен следующий шаг поддержки - создание хозяйствующих поморских общин вместо
обветшавших колхозов. Но чиновники и депутаты, как только речь заходит о поморах
(как о коренном народе), делают круглые глаза: "Это же политика!".
В 2004 году на поддержку зверобойного промысла в областном бюджете было заложено
3,5 млн рублей. Но до промысловиков эта поддержка так и не дошла - как объяснили
в органах власти, из-за срыва зверобойной кампании. Обитатели чиновничьих
кабинетов почему-то решили, что раз ни одной головы зверя не добыто, то и
поддерживать промысел не надо. На самом же деле только успешная зверобойка дает
возможность промышленникам сводить концы с концами. И в случае срыва (а риск
неудачи в зверобойной отрасли есть всегда) на плечах тех, кто честно готовился к
ее проведению, повисают миллионные долги.
В этом году поддержка зверобойки облбюджетом запланирована в объеме 2,25 млн
рублей - но, увы, с оплатой, как и раньше, лишь по итогам проведенной кампании.
А ведь эти же деньги, выделенные до начала кампании, могли сыграть гораздо более
важную роль.
Впрочем, запоздалая поддержка облбюджета - не единственное, что мешает развивать
промысел. Не меньшая проблема - устарелая технология добычи зверя.
Деньги на ветер?
Россия - единственная страна, где туши добытого зверя доставляют на берег с
помощью дорогостоящих вертолетов. Мощные винтокрылые машины, которые в советское
время выглядели символом прогресса на фоне старинных методов поморского
промысла, сегодня становятся его могильщиками.
Каждый час полета над водой обходится в этом году зверобоям в 37,5 тысячи
рублей. К тому же руководство Второго архангельского объединенного авиаотряда
настойчиво требует за свои услуги 100% предоплату. И если деньги у зверобоев
заканчиваются, вылеты сразу прекращаются, даже в разгар заготовки зверя (как
это, кстати, произошло 8 марта 2005 года). Между тем сумма, к тому моменту уже
проплаченная зверобоями авиаторам, составляла 4,5 млн рублей!
Вертолеты или суда?
Намного дешевле, чем вертолетный способ добычи, обходится промысел зверя с
использованием небольших морских судов. Именно так, например, добывают сегодня
белька в российских территориальных водах норвежцы - давние соседи и коллеги
наших поморов. Так же сравнительно недавно добывали зверя и советские зверобои.
Например, еще в 60-е годы XX века на промысел гренландского тюленя выходили до 8
деревянных судов, принадлежавших Архангельскому траловому флоту. Но вертолеты,
впервые появившиеся на поморском промысле в 1964 года, к концу века полностью
вытеснили традиционные зверобойные шхуны.
Однако советская экономика ушла в прошлое, и использование вертолетов на
зверобойке становится неразумным. Рано или поздно придется либо забросить
промысел белька (что-что, а разрушать мы умеем), либо отказываться от вертолетов
и переходить на морские суда. И чем раньше, тем лучше, ведь сегодня заброшенную
технологию придется внедрять едва ли не с нуля - плавсредств, пригодных для
промысла зверя, у колхозников уже нет. Да и вековой опыт традиционной поморской
зверобойки подзабыт. Возможно, кое-чему можно поучиться у норвежцев, которые при
значительно меньших затратах получают большие компенсации от своего
правительства. Объясняется это просто: экономика Норвегии развернута лицом к
людям - истинным хозяевам своей страны. И жители прибрежных поселений,
обладающие навыком добычи зверя, рассматриваются там как главный ресурс (!)
экономического развития - более значимый, чем исчерпаемый нефтяной ресурс.
Отличие Поморья от Норвегии очевидно - население этого российского региона
(особенно коренное поморское население) зачастую рассматривается властями как
помеха, а не как ресурс для развития экономики.
Праздник поморской души
Зверобойный промысел традиционно собирает поморов едва ли не со всего побережья.
В Зимнюю Золотицу раньше добирались из Лопшеньги, Пертоминска и Инты. В этом
году тоже было две бригады - из Патракеевки и Ручьев, не говоря уже про своих,
из Верхней и Нижней Золотицы. Работают на промысле целыми семьями - с женами и
детьми. Понятно, что на льду или площадке съема шкур женщин нет. А вот большая
часть цеховой работы делается привычными руками поморских жонок.
Причем тяжелое и опасное занятие воспринимается людьми едва ли не как народный
праздник. По личному опыту могу утверждать - помахав в цехе до глубокой ночи
пудовой "барсой", измельчая закаменевшую соль, как дивно затем мчаться в санях
по льду Золотицы, мимо рубиновых огней вертолетных площадок, под раскинувшимся
на полнеба полярным сиянием!
Зверь и человек
Трудно понять городскому жителю и ощущения зверобоя, оказавшегося на льдине
посреди изменчивого моря. Человек и тюлень - вековечные друзья и враги. Тюленю
природа дала все для выживания в Арктике - крепкую шкуру, толстый слой сала,
острые зубы, мгновенную реакцию. А человеку для выживания на севере Богом дан
тюлень.
Кстати, стоит отметить, что тюлень вовсе не беззащитен перед вооруженными одними
баграми зверобоями - самка тюленя, утельга, на льду рвет человека своими зубами
не хуже собаки! К тому же при весе в сотню с лишним килограммов проявляет
неожиданную ловкость и разворотливость. И если самка всерьез настроена защищать
своего детеныша, поморы его не трогают.
Радует интерес молодежи к старинному промыслу. Если в "шкерщики" (съемщики шкур)
идут в основном люди зрелые и опытные, то на льдинах - обилие молодых улыбчивых
лиц. Для крепких парней участие в промысле не только хорошая жизненная школа, но
и увлекательное приключение, и традиционная забава. Запомнилась реакция молодого
помора, впервые вышедшего на лед: "Как в кино!".
Работа штаба
Василий Нечаев, не первый год возглавляющий штаб зверобойной кампании, высоко
оценил слаженность работы всех участников. По словам Василия Александровича, на
успехе зверобойки не сказалась даже небольшая ошибка с данными предварительной
ледовой разведки. Тогда был зафиксирован зверь, "вылившийся" на лед на траверзе
Зимнегорского маяка, примерно в 30 км от Зимней Золотицы. Но зверь оказался
проходным, и щенку он начал намного дальше - в Двинской губе. Более действенная
поддержка на областном уровне могла бы, по мнению Нечаева, повысить
эффективность нынешней зверобойки вдвое - за счет работы пяти вертолетных бригад
вместо трех и большей суммы проплаты вертолетчикам из-за удлинения маршрута
более чем вдвое.
То, что удалось сработать хотя бы с минимальной прибылью - безусловная заслуга
штаба. Особо четко, по словам Нечаева, сработала диспетчерская служба -
штурманская проводка осуществлялась с очень высокой точностью.
А вот проблемы запуска цеха первичной обработки зверя, арендуемого у СПК РК
"Северный рыбак", решались с трудом. Начальник цеха Владимир Лыткин сетует на
предельную изношенность оборудования. По словам Владимира Владимировича, машины
не менялись с 70-х годов прошлого века. Из-за нестабильной работы котельной
горячая вода для мойки подается с перебоями. Кроме того, чувствуется нехватка
необходимых инструментов и спецодежды. Постепенно приходят в негодность и
бетонные чаны для засолки шкур. "Мы помним время, когда колхоз был миллионером,
- с обидой говорит Владимир Владимирович. - Тогда было все: и внимание властей,
и реальная помощь. Сейчас же до наших проблем никому нет дела".
| |