Бизнес-класс. Архангельск
11 апреля 2005 (13)
Ф.Н.Филина,
Правила этикета для бухгалтера
Человек с хорошими манерами и чувством такта всегда внушает уважение. Знание
правил этикета позволяет людям добиваться успеха и на работе, и в личной жизни.
Поэтому чтобы заслужить уважение коллег и партнеров, а также сделать блестящую
карьеру, нужно знать, что такое "культура эффективного делового общения",
другими словами - бизнес-этикет.
Этой теме был посвящен семинар "Культура делового общения. Деловой этикет в
работе бухгалтера, аудитора, налогового консультанта", проведенный Центром
образования "Элкод". Хорошим манерам участников мероприятия обучала Татьяна
Даниленко, преподаватель Дипломатической академии МИД.
Деловой этикет поможет общаться с коллегами
Бытует мнение, что бухгалтер - это мегера, которая никогда не отвечает на
вопросы. Знание норм делового этикета изменит это впечатление. По мнению Татьяны
Даниленко, тактичный человек в любой стрессовой ситуации должен оставаться
спокойным. Это касается и бухгалтера, к которому зачастую приходят разгневанные
сотрудники с вопросами о зарплате. "При разговоре нужно игнорировать негативную
интонацию в голосе собеседника и его негативное поведение, - поделилась своими
соображениями лектор. - Нужно сконцентрировать внимание на другом предмете".
Можно в уме медленно сосчитать до десяти. Также полезно смотреть на
эмоционального собеседника и про себя жалеть его нервные клетки. Американские
психологи советуют другой забавный способ справиться с собой. Сначала нужно
представить гневного собеседника мысленно, затем опять-таки мысленно упаковать
его в воздушный мешок и завязать на мешке бант.
По словам преподавателя, "эмоциональный всплеск длится максимум 29 секунд".
После выдержанной паузы бухгалтеру следует объяснить сотруднику, что он ничем
не может ему помочь. Причем говорить надо на тон тише, чем ваш собеседник.
Положительное поведение бухгалтера не только успокоит сотрудника, но и позволит
ему заслужить почтение всего коллектива. Кроме того, хорошие манеры помогут
бухгалтеру правильно общаться с директором.
волноваться не стоит
Бизнес-этикет сбережет нервы бухгалтера, если тот столкнется с налоговиками. По
мнению Татьяны Даниленко, особенно это касается телефонных разговоров.
Даже если не все финансовые документы в фирме в порядке, бухгалтеру следует
сохранять спокойствие при неожиданном звонке из налоговой. Даже если звонящий
оставил свои координаты, согласно бизнес-этикету бухгалтер не обязан
перезванивать. Это должен сделать именно тот, по чьей инициативе первоначально
произошел звонок. Поэтому знание правил делового общения позволит немного
отсрочить проверку. Можно также некоторое время использовать технологию
"вежливого отказа". Секретарь говорит налоговикам, что бухгалтера нет на месте и
что как только появится возможность, он свяжется с инспектором. Таким образом
пару дополнительных дней, а то и недель на наведение порядка бухгалтер получит.
Если все-таки налоговики пожаловали с проверкой, бухгалтеру следует вести себя
вежливо, без раздражения. Хорошие манеры поведения пойдут только на пользу.
По мнению Татьяны Даниленко не стоит, например, посматривать на наручные часы,
даже если ожидается важная встреча: это будет выглядеть подозрительно. По этой
причине также не стоит при вопросах отводить глаза в сторону, в окно, на
документы. По правилам этикета, две трети времени беседы взгляд должен быть
сосредоточен на лице собеседника. Однако необязательно постоянно смотреть
инспектору в глаза. Достаточно просто скользить взглядом по лицу собеседника.
Ф.Н.Филина,
корр. "Федеральной бухгалтерской газеты".
|