Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
4 апреля 2005 (12)
Елена Cветличная

Муниципальный транспорт надеется на перемены

Последние несколько лет положение муниципального транспорта не вызывало ничего, кроме сожаления. Свою востребованность муниципалы ощущали разве что со стороны льготных категорий граждан, хотя и здесь их потеснили частники, введя так называемое льготное время. В очередной раз проблемы перевозчиков обозначились в феврале 2005 года, когда сотрудники Архангельского предприятия АПАП-1 начали голодовку.

В январе 2005 года убытки АПАП-1 составили 5 млн 560 тысяч рублей. Год назад этот показатель превышал 7,5 млн рублей. Сейчас для автотранспортного предприятия убыточны почти все маршруты, включая центральные, в то время как частные перевозчики срывают куш и на периферийных участках. Задолженность АПАП-1 по обязательным платежам превысила 163,5 млн рублей. При этом долг мэрии перед АПАПом составляет более 65 млн рублей, обладминистрации - 39 млн рублей.

Финансовая несостоятельность

Внешнее управление на Архангельском трамвайно-троллейбусном предприятии было введено весной 2004 года. Задолженность АТТП в бюджеты всех уровней составила 180 млн рублей, долги по зарплате превысили 8 млн рублей. Из федерального бюджета АТТП недополучило порядка 6 млн рублей, из областного - почти 9 млн рублей.

По словам директора МУП "АПАП-1" Александра Аншукова, процедура банкротства стала для предприятия вынужденной мерой. Обязательные платежи превысили 163 млн. рублей, возможности их погасить у организации нет. Введение внешнего управления позволит АПАПу в какой-то степени преодолеть кризис, приостановив выплату долгов за предыдущие годы.

Голодовка в АПАП-1

Вечером 19 февраля 10 сотрудников АПАПа начали голодовку, протестуя против назначения на должность директора Сергея Пастухова, который с 1999 года работает заместителем директора ООО "Альфатранс". Такое решение принял экс-мэр города Олег Нилов. Городским властям не понравилась инициатива действующего руководителя АПАПа Александра Аншукова, который подал заявление на банкротство, не согласовав свою позицию с городской мэрией.

Коллектив предприятия воспротивился решению мэра. Противостояние было очевидным - каждая из сторон боролась за назначение внешнего управляющего, ведь по закону выбор саморегулирующей организации осуществляет директор. АПАПовцы своего добились - Олег Нилов отменил распоряжение о назначении Пастухова, а также о замене саморегулирующей организации - московской компании "Семтек".

Внешнее управление

24 февраля арбитражный суд назначил временного управляющего АПАП-1. Им стал представитель московской компании "Семтек" Олег Карпов. Наблюдатель должен в течение семи месяцев проанализировать работу предприятия, ознакомиться с финансовым положением, определить причины несостоятельности и провести собрание кредиторов, на котором предложить способы оздоровления предприятия.

"На процедуру банкротства Аншуков пошел для финансовой стабилизации работы. В любом случае, введение внешнего управления - это поиск свежих решений, пути выхода из кризиса", - считает директор департамента транспорта и связи обладминистрации Лев Быков.

Проблемы

Банкротство трамвайно-троллейбусного предприятия, ликвидация трамваев, введение внешнего управления на АПАП-1... Все эти события не стали чем-то особенным на фоне общего положения дел в транспортной сфере в других субъектах РФ. Однако Архангельск мог с уверенностью заявить, что в городе наконец-то решилась транспортная проблема. Достаточно вспомнить, как лет пять назад, скажем, с Сульфата в час пик было не уехать.

Сегодня паутина транспортных маршрутов охватила и центр, и окраины Архангельска. При этом возникли, а в некоторых случаях обострились уже существующие проблемы - убыточность перевозок муниципального транспорта, который оказался не в состоянии конкурировать с частниками, а также переполненность автобусами центральных улиц, загазованность Троицкого проспекта, борьба с нелегальными перевозчиками. Число задействованных в перевозках пассажиров автобусов перевалило за полтысячи. Кроме всего прочего, напряжение создавал наболевший вопрос о льготниках, компенсацию за перевозку которых государство до сих пор выплатило не полностью.

Муниципальные и частные перевозчики оказались в неравном положении - упрощенная система налогообложения, мобильность позволяла предпринимателям зарабатывать неплохие деньги, тем самым отбирая прибыль у того же АПАПа. Однако в дальнейшем вылезли изъяны транспортной инфраструктуры города - увеличилось количество ДТП, Ленинградский и Троицкий проспекты буквально ломились от многочисленных "пазиков" и "газелей"... Водители устраивали "гонки на полосе препятствий". На некоторых остановках в ряд выстраивались по пять и больше автобусов.

Без поддержки

"Архангельское троллейбусное предприятие - одно из немногих в России, которому не оказывалась поддержка местного бюджета. Организация не получала никаких дотаций, за исключением компенсаций за проезд льготных категорий граждан", - говорит внешний управляющий АТТП Виктор Грудин. По его словам, в прошлом году в Ярославле администрация выделила местному транспортному предприятию 218 млн рублей, в Вологде городские власти закупили почти 50 троллейбусов и отдали в аренду организации, которая занимается перевозками, но при этом по форме собственности является акционерным обществом.

Но в столице Поморья приобретение подвижного состава проходило крайне нерегулярно. По словам Грудина, для нормальной работы предприятия необходимо приобрести 50 единиц подвижного состава, учитывая предстоящую работу на Троицком проспекте. До июля 16 троллейбусов из Чехословакии прибудут в Архангельск, до конца года планируется приобрести еще 17 транспортных средств. На новые троллейбусы денег не хватило, поэтому поступаемый транспорт характеризуется как б/у. Приобретение за счет инвестиций дополнительного подвижного состава, восстановление закрытых прежде маршрутов, пуск троллейбусов по Троицкому проспекту со временем позволят предприятию стать рентабельным.

Решения

29 февраля мэрия города опубликовала распоряжение "О мерах по улучшению организации движения общественного пассажирского транспорта", в котором опубликован перечень 45 автобусных и троллейбусных маршрутов, действующих в областном центре. Вновь вводится автомаршрут N 63 с интервалом движения в 18 минут. Четыре автобуса будут ходить от микрорайона Первых Пятилеток до Экономии. Не попали в перечень городские маршруты N 1у, 7у, 11к, 68, 22, 44, 12э. "Это очередной этап борьбы с нелегальными перевозчиками, которая продолжается несколько лет. Автобусы под перечисленными номерами ездят незаконно. Лицензии на открытие маршрутов у них нет, договоры с мэрией не заключены", - отмечает владелец нескольких автобусных маршрутов Александр Рогатых.

Перегруженность центра объясняется и тем, что некоторые маршруты дублируют друг друга. Из-за загруженности Ленинградского и Троицкого проспектов возникали постоянные пробки, увеличилось количество ДТП:

"Я не думаю, что здесь нужно вести речь о непременной ликвидации маршрутов. Для начала надо решить правовой аспект проблемы - почему одни должны добиваться разрешений на перевозку, платить, а другие - нет. Что, купил машину, получил лицензию на право перевозок - и все?", - рассуждает водитель автобуса N 12 (МРВ - аэропорт Талаги) Юрий Патрушев.

По его словам, это еще года три назад владельцы маршрутов считались "богачами", рентабельность перевозок доходила до 80%. "Сейчас из-за бешеной конкуренции доходы резко упали. Если работать по установке мэрии - 8 часов в день - зарплата водителя едва достигнет 5 тысяч рублей в месяц, а кондуктор заработает и того меньше", - рассказывает водитель. Естественно, что проблемы транспортников только ликвидацией "ненужных" маршрутов не решить.

Тут необходим системный подход. На встрече с коллективом АПАП-1 губернатор Николай Киселев подчеркнул, что помощь администрации предприятию будет, однако организация должна разработать план вывода из кризиса, где будут содержаться конкретные меры по оздоровлению предприятия, которое, безусловно, по-прежнему является социально значимым. Транспортники ждут мер по улучшению транспортной ситуации и от новой городской власти.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя