Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
4 апреля 2005 (12)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ

Цену аренды диктует спрос

Муниципальная аренда. Тема, которая в последнее время не сходит со страниц городских газет, приобрела новое звучание после перемен, произошедших в городской власти. Когда минувшим летом Совет предпринимателей по противодействию коррупции впервые во всеуслышание заговорил о тайнах, скрытых в недрах департамента муниципального имущества, на политической арене впервые появился Александр Донской - нынешний мэр Архангельска. Новый виток его карьеры начался с публичных заявлений о том, что бывший предприниматель пришёл во власть для того, чтобы покончить с коррупцией.

Логика чиновника - и логика бизнесмена. Разумная модель управления городом сближает эти позиции. Нормальные условия развития малого и среднего бизнеса предполагают равные стартовые условия для каждого человека, открывающего коммерческое предприятие.

Так или иначе, аренда муниципального имущества - это один из источников наполнения бюджета города. Почти все бизнесмены города - включая тех, кто, развивая собственное предприятие, строит собственные офисы, торговые площади и производственные помещения, - некогда начинали дело на нескольких квадратных метрах, арендованных у города.

Валентина СЫРОВА (на снимке) прошла ту же школу, что и владельцы других магазинов в центре Архангельска - от рядового арендатора, не имеющего каких-либо привилегий, до арендодателя, сдающего собственные торговые площади в центре города. Казалось бы, в этой сфере её трудно чем-нибудь удивить, однако некоторые решения департамента муниципального имущества, которые были обнародованы в последнее время, повергли её в шок, как полностью противоречащие здравому смыслу. На днях мы встретились, чтобы поговорить об этих противоречиях.

- Валентина Васильевна, приходилось ли вам на личном опыте сталкиваться с откровенно недальновидными решениями департамента муниципального имущества?

- Сейчас сама я никак не связана с муниципальной арендой, и о судебных процессах, связанных с отказом департамента городского имущества продлевать договоры аренды с коммерческими предприятиями, узнавала из прессы, как и большинство горожан. Правда, впоследствии встречалась и беседовала с руководителями торговых сетей, оспаривавших неправомерные решения мэрии.

В каждом конкретном случае есть свои нюансы, но меня неизменно ставит в тупик вопрос: почему, невзирая на дефицит бюджета, город не хочет зарабатывать деньги? Почему находятся желающие снимать торговые площади в центре Архангельска по ставкам, значительно превышающим расценки муниципалитета, а в то же время наш муниципалитет отказывает платёжеспособным коммерсантам? В чём заключается проблема?

- А какие расценки на аренду торговых площадей сложились сейчас в городе?

- Я не буду брать во внимание окраины, возьмём центр. Цена аренды существенно различается даже в зданиях, расположенных по соседству. Вот одна улица, один перекрёсток. В торговом центре "Кристалл" на Поморской, 2, невозможно поднять планку выше 1,5 тысячи рублей в месяц за квадратный метр, а вот в магазине "Светлана" на Поморской, 7, цена аренды выше более чем в три раза, что вовсе не отталкивает предпринимателей. Разброс арендной платы велик - от девятисот до пяти тысяч рублей за метр квадратный!

- А какие же факторы в первую очередь влияют на цену аренды?

- В первую очередь - проходимость, поток покупателей. Если в Центральный дом торговли и "Светлану", расположенные на этом самом месте испокон веков, постоянно идут толпы народа, то вновь открытые магазины пользуются намного меньшей привлекательностью.

Если предприниматель готов платить пять тысяч в месяц за один квадратный метр, то почему не брать такую сумму?! Он никуда не уходит - значит оборот оправдывает ставку аренды, значит, торговля в известном магазине города прибыльна и окупает затраты!

Я бы рада поднять расценки в "Кристалле" до такого же уровня, как в "Светлане", но это невозможно! Стоит повысить цену - люди начнут съезжать, а у нас будут пустовать площади. Для того чтобы устанавливать арендную плату, надо знать и чувствовать рынок.

- Можно ли сформулировать вашу мысль так: муниципальные расценки на аренду также должны подчиняться законам маркетинга?

- Да, это единственно возможный принцип, благодаря которому можно и нужно наполнять городской бюджет. Я не понимаю, почему город не может сдавать площади так же, как это делают предприниматели. Почему мэрия ищет посредника? Неужели нельзя создать отдел, который будет заниматься исключительно арендой торговых площадей и офисов?

Здесь не требуется большой штат. В моей фирме все отношения аренды возложены на двух человек: один менеджер, который находит арендаторов, и один бухгалтер. Да, это сложно, но при достойной оплате они неплохо справляются с нагрузкой. Дайте хорошую зарплату чиновнику - такую, чтобы он не испытывал соблазна путать свой карман с муниципальным бюджетом, - и он будет работать! Самое важное, чтобы он мыслил маркетинговыми категориями!

Можно заключать долгосрочные договоры, регистрировать их в ЦРП. Тогда выстроятся прозрачные взаимоотношения между муниципалитетом и бизнесменами. Выбор арендуемых площадей будут определять только специфика и платёжеспособность торговых фирм.

Когда поступают заявки на одно помещение сразу от нескольких претендентов, то целесообразно организовать тендер. И чем более открытой будет информация о нём, чем больше средств массовой информации подключатся к этому процессу, тем выше будет доход от каждой сделки, тем меньше дефицит городского бюджета. Кто предложит наивысшую цену аренды, тот и получит право арендовать выигрышную площадь.

Недавно я прочла в одной из газет, что льготные условия договора аренды с департаментом городского имущества позволяли снимать обширные площади по цене 25 рублей за метр квадратный. Как это связано с реальностью?! Зато для кого-то существовала возможность, воспользовавшись какой-то лазейкой в законодательстве, арендовать помещение за двадцать пять, а сдать за девятьсот! Используя связи в муниципалитете, арендатор получал сверхприбыль!

- Причём это "лёгкие деньги", которые никак нельзя назвать предпринимательством в истинном смысле этого слова.

- Так же трудно совместить со стилем мышления бизнесмена ремонт и благоустройство зданий, возложенные на плечи субарендаторов. Очень выгодная позиция! Установить, кто из подобных "предпринимателей" пользовался особой благосклонностью прежнего муниципалитета и какую сверхприбыль из неё извлекал, легко. Надо посмотреть его договор с мэрией, а потом отправиться по указанному адресу и попросить у кого-нибудь из субарендаторов его договор, где тоже зафиксирована определённая сумма.

Я никогда не носила никому деньги в конверте - просто не умею и не хочу этого делать. Та недвижимость, которую сдаю сегодня в аренду, получена совершенно иным путём. Это был нелёгкий труд! Мы с мужем брали кредиты, во многом отказывая себе, платили огромный процент банку. Вкладывали средства в здания, которые окупают себя только теперь, но я ни при каких обстоятельствах не заставлю своего арендатора ремонтировать торговый зал!

Наши взаимоотношения с арендаторами прозрачны - по каждому договору мы регулярно отчитываемся в налоговой инспекции. Все наши действия подчинены законам рынка с одной стороны и законодательству РФ - с другой.

Я имею право раз в год повышать арендную плату, и при этом всегда буду ориентироваться на увеличение прибыли, развитие предприятия. Точно так же должен поступать чиновник мэрии, занимающийся вопросами аренды, ведь "предприятие", судьба которого зависит от его воли, - это городское хозяйство в целом. Думаю, что логика действий муниципалитета здесь не может принципиально отличаться от логики любого другого хозяйствующего субъекта!

В городском хозяйстве накопился целый вал нерешённых проблем. Архангельск ждёт обновления. У предпринимателей есть опыт работы в условиях рынка. Настало время, когда он может быть востребован, поэтому я готова работать с управленческой командой нового мэра, поддерживая реформу финансово-хозяйственной деятельности муниципалитета.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя