Бизнес-класс. Архангельск
4 апреля 2005 (12)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ
Цену аренды диктует спрос
Муниципальная аренда. Тема, которая в последнее время не сходит со страниц
городских газет, приобрела новое звучание после перемен, произошедших в
городской власти. Когда минувшим летом Совет предпринимателей по противодействию
коррупции впервые во всеуслышание заговорил о тайнах, скрытых в недрах
департамента муниципального имущества, на политической арене впервые появился
Александр Донской - нынешний мэр Архангельска. Новый виток его карьеры начался с
публичных заявлений о том, что бывший предприниматель пришёл во власть для того,
чтобы покончить с коррупцией.
Логика чиновника - и логика бизнесмена. Разумная модель управления городом
сближает эти позиции. Нормальные условия развития малого и среднего бизнеса
предполагают равные стартовые условия для каждого человека, открывающего
коммерческое предприятие.
Так или иначе, аренда муниципального имущества - это один из источников
наполнения бюджета города. Почти все бизнесмены города - включая тех, кто,
развивая собственное предприятие, строит собственные офисы, торговые площади и
производственные помещения, - некогда начинали дело на нескольких квадратных
метрах, арендованных у города.
Валентина СЫРОВА (на снимке) прошла ту же школу, что и владельцы других
магазинов в центре Архангельска - от рядового арендатора, не имеющего каких-либо
привилегий, до арендодателя, сдающего собственные торговые площади в центре
города. Казалось бы, в этой сфере её трудно чем-нибудь удивить, однако некоторые
решения департамента муниципального имущества, которые были обнародованы в
последнее время, повергли её в шок, как полностью противоречащие здравому
смыслу. На днях мы встретились, чтобы поговорить об этих противоречиях.
- Валентина Васильевна, приходилось ли вам на личном опыте сталкиваться с
откровенно недальновидными решениями департамента муниципального имущества?
- Сейчас сама я никак не связана с муниципальной арендой, и о судебных
процессах, связанных с отказом департамента городского имущества продлевать
договоры аренды с коммерческими предприятиями, узнавала из прессы, как и
большинство горожан. Правда, впоследствии встречалась и беседовала с
руководителями торговых сетей, оспаривавших неправомерные решения мэрии.
В каждом конкретном случае есть свои нюансы, но меня неизменно ставит в тупик
вопрос: почему, невзирая на дефицит бюджета, город не хочет зарабатывать деньги?
Почему находятся желающие снимать торговые площади в центре Архангельска по
ставкам, значительно превышающим расценки муниципалитета, а в то же время наш
муниципалитет отказывает платёжеспособным коммерсантам? В чём заключается
проблема?
- А какие расценки на аренду торговых площадей сложились сейчас в городе?
- Я не буду брать во внимание окраины, возьмём центр. Цена аренды существенно
различается даже в зданиях, расположенных по соседству. Вот одна улица, один
перекрёсток. В торговом центре "Кристалл" на Поморской, 2, невозможно поднять
планку выше 1,5 тысячи рублей в месяц за квадратный метр, а вот в магазине
"Светлана" на Поморской, 7, цена аренды выше более чем в три раза, что вовсе не
отталкивает предпринимателей. Разброс арендной платы велик - от девятисот до
пяти тысяч рублей за метр квадратный!
- А какие же факторы в первую очередь влияют на цену аренды?
- В первую очередь - проходимость, поток покупателей. Если в Центральный дом
торговли и "Светлану", расположенные на этом самом месте испокон веков,
постоянно идут толпы народа, то вновь открытые магазины пользуются намного
меньшей привлекательностью.
Если предприниматель готов платить пять тысяч в месяц за один квадратный метр,
то почему не брать такую сумму?! Он никуда не уходит - значит оборот оправдывает
ставку аренды, значит, торговля в известном магазине города прибыльна и окупает
затраты!
Я бы рада поднять расценки в "Кристалле" до такого же уровня, как в "Светлане",
но это невозможно! Стоит повысить цену - люди начнут съезжать, а у нас будут
пустовать площади. Для того чтобы устанавливать арендную плату, надо знать и
чувствовать рынок.
- Можно ли сформулировать вашу мысль так: муниципальные расценки на аренду также
должны подчиняться законам маркетинга?
- Да, это единственно возможный принцип, благодаря которому можно и нужно
наполнять городской бюджет. Я не понимаю, почему город не может сдавать площади
так же, как это делают предприниматели. Почему мэрия ищет посредника? Неужели
нельзя создать отдел, который будет заниматься исключительно арендой торговых
площадей и офисов?
Здесь не требуется большой штат. В моей фирме все отношения аренды возложены на
двух человек: один менеджер, который находит арендаторов, и один бухгалтер. Да,
это сложно, но при достойной оплате они неплохо справляются с нагрузкой. Дайте
хорошую зарплату чиновнику - такую, чтобы он не испытывал соблазна путать свой
карман с муниципальным бюджетом, - и он будет работать! Самое важное, чтобы он
мыслил маркетинговыми категориями!
Можно заключать долгосрочные договоры, регистрировать их в ЦРП. Тогда выстроятся
прозрачные взаимоотношения между муниципалитетом и бизнесменами. Выбор
арендуемых площадей будут определять только специфика и платёжеспособность
торговых фирм.
Когда поступают заявки на одно помещение сразу от нескольких претендентов, то
целесообразно организовать тендер. И чем более открытой будет информация о нём,
чем больше средств массовой информации подключатся к этому процессу, тем выше
будет доход от каждой сделки, тем меньше дефицит городского бюджета. Кто
предложит наивысшую цену аренды, тот и получит право арендовать выигрышную
площадь.
Недавно я прочла в одной из газет, что льготные условия договора аренды с
департаментом городского имущества позволяли снимать обширные площади по цене 25
рублей за метр квадратный. Как это связано с реальностью?! Зато для кого-то
существовала возможность, воспользовавшись какой-то лазейкой в законодательстве,
арендовать помещение за двадцать пять, а сдать за девятьсот! Используя связи в
муниципалитете, арендатор получал сверхприбыль!
- Причём это "лёгкие деньги", которые никак нельзя назвать предпринимательством
в истинном смысле этого слова.
- Так же трудно совместить со стилем мышления бизнесмена ремонт и
благоустройство зданий, возложенные на плечи субарендаторов. Очень выгодная
позиция! Установить, кто из подобных "предпринимателей" пользовался особой
благосклонностью прежнего муниципалитета и какую сверхприбыль из неё извлекал,
легко. Надо посмотреть его договор с мэрией, а потом отправиться по указанному
адресу и попросить у кого-нибудь из субарендаторов его договор, где тоже
зафиксирована определённая сумма.
Я никогда не носила никому деньги в конверте - просто не умею и не хочу этого
делать. Та недвижимость, которую сдаю сегодня в аренду, получена совершенно иным
путём. Это был нелёгкий труд! Мы с мужем брали кредиты, во многом отказывая
себе, платили огромный процент банку. Вкладывали средства в здания, которые
окупают себя только теперь, но я ни при каких обстоятельствах не заставлю своего
арендатора ремонтировать торговый зал!
Наши взаимоотношения с арендаторами прозрачны - по каждому договору мы регулярно
отчитываемся в налоговой инспекции. Все наши действия подчинены законам рынка с
одной стороны и законодательству РФ - с другой.
Я имею право раз в год повышать арендную плату, и при этом всегда буду
ориентироваться на увеличение прибыли, развитие предприятия. Точно так же должен
поступать чиновник мэрии, занимающийся вопросами аренды, ведь "предприятие",
судьба которого зависит от его воли, - это городское хозяйство в целом. Думаю,
что логика действий муниципалитета здесь не может принципиально отличаться от
логики любого другого хозяйствующего субъекта!
В городском хозяйстве накопился целый вал нерешённых проблем. Архангельск ждёт
обновления. У предпринимателей есть опыт работы в условиях рынка. Настало время,
когда он может быть востребован, поэтому я готова работать с управленческой
командой нового мэра, поддерживая реформу финансово-хозяйственной деятельности
муниципалитета.
|