|
Бизнес-класс. Архангельск
18 июля 2005 (27)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ
Рубин АБДУЛЛИН: Неразумные реформы - шрамы на теле культуры
Четырнадцать лет назад, к 21 июля 1991 года, мастера из немецкой фирмы Alexander
Schuke закончили монтировать новый орган в бывшей кирхе единого евангелического
прихода на набережной Северной Двины, и под её сводами вновь зазвучала музыка.
Тот органный концерт стал премьерой для Виктора РЯХИНА (на снимке справа), а его
консерваторский преподаватель - профессор Казанской консерватории Рубин АБДУЛЛИН
(на снимке слева) первым играл на только что собранном органе в переполненном
Малом зале филармонии. Сегодня, обеспокоенный проектом её реорганизации,
народный артист Татарстана делится своими размышлениями.
"В 1991 году я впервые приехал в Архангельск, - вспоминает он, - и получил
отрадные впечатления даже не столько от органа, сколько от встреч с людьми, их
радушия, их восприятия искусства. Сегодня в аэропорту я сразу узнал этот город
по настроению жителей. Конечно, за эти годы изменилось многое, и ряд перемен -
совсем не те, на которые мы надеялись.
Характер города создают люди. Ещё в самолёте я обратил внимание на то, что среди
части моих спутников-архангелогородцев царит деловой настрой. Кто-то коротает
время полёта за портативным компьютером - видимо, у него продолжается
напряжённый рабочий день, а кто-то читает книгу... Сойдя с трапа, я всматривался в
лица жителей вашего города - замечал усталых и разочарованных. Именно им
адресована эта музыка, она служит своего рода бальзамом.
О том, насколько велика потребность в концертах органной музыки, вы могли судить
по сегодняшнему состоянию зала. (Наша встреча происходила в день открытия XIV
Международного фестиваля "Похвала органу. Виктор Ряхин - встречи с друзьями". -
С.К.)
Я видел мужчин в военной форме, пенсионеров, студентов - всем им нужен этот слой
духовности и доброты, адресованный человеку. Ваш центр органного искусства надо
всемерно беречь и поддерживать. В вашей кирхе есть прекрасный концертный
инструмент, в чём я очередной раз убедился. Вы знаете, ощущения, когда ты
впервые занимаешь своё место в зале, всегда остаются самыми верными... Хорошо, что
орган восстановлен, и большое благо для Архангельска в том, что у него есть этот
концертный зал. Дай Бог, чтобы власть уделяла много внимания этому уголку -
неотъемлемой части самобытной культуры вашего северного города.
В те годы, когда в здании старой лютеранской церкви играли в баскетбол, страна
не ощущала недостатка в спортивных объектах. Культуру долгое время отодвигали на
второй план: "комитет по культуре и спорту", "комитет по культуре и туризму" -
каких только вариаций не было! Учреждения культуры то объединяют, то
разъединяют, а народ - он всё распознаёт. В наше время за всеми этими действиями
прослеживается чей-то материальный интерес. Потенциальные хозяева просто
стремятся приватизировать здания и землю, желая получить дополнительный доход с
новых объектов собственности. Такие процессы происходят не только в
Архангельске, но и в Москве - у всех на памяти истории с Манежем, Музеем имени
Пушкина, усадьбами Юсуповых и Шереметевых...
Очевидно, наше общество переживает определённую стадию экономического развития,
при которой товарно-денежные отношения вышли на первый план. Всё превращается в
товар, в том числе и объекты культуры. Иногда ход мыслей людей, намеренных во
что бы то ни стало добиться своей цели, ведёт к катастрофе: "Если нечто не
достаётся мне, я это уничтожу!". Хотя я верю, что спустя какое-то время человек,
стряхивая с себя пепел сражения, с ужасом осознаёт, что он натворил.
Ткань культуры, ткань духовности очень тонка. Её легко повредить и очень сложно,
а порой и невозможно восстановить. Творческая жизнь не познана, она сложна и
противоречива. То, что воспринималось как данность - такая-то филармония,
такой-то коллектив, - они разрушаются в один момент. Не надо разрушать! Стоит
вдуматься, что материальные интересы сегодняшнего дня сиюминутны - что они в
сравнении с тысячелетиями истории музыкальной культуры? Что они в сравнении с
масштабной фигурой Иоганна Себастьяна Баха - или хотя бы с вашим воссозданным
органом?!
Сегодня не менее сотни слушателей выдержали двухчасовой концерт. Более того, они
дышали одним дыханием с исполнителем, жили одной жизнью и долго не отпускали его
со сцены. С такими явлениями нельзя шутить! Неразумные реформы - это шрамы на
теле культуры. Прежде чем экспериментировать, соберите коллектив, выслушайте
мнение каждого музыканта, узнайте, чего они хотят. Сейчас я отчётливо вижу, как
они встревожены в ожидании перемен".
| |