Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
22 августа 2005 (31)
Светлана КОРЕЛЬСКАЯ

Киноиндустрия может и должна менять форму

В прошлом столетии "Великий немой", отчасти схожий с Франкенштейном, обрёл голос, и теперь управлять им стало намного сложнее, чем во времена, когда кино было объявлено "важнейшим из искусств". Не знаю, как определяет его роль современная "табель о рангах", но в субботу, 27 августа, в России отмечают День кино.

На самом деле трудно - а скорее всего, и невозможно - определить, какое из искусств является важнейшим, но если первично уделить внимание кассовым сборам, то производство и прокат кинофильмов во всём обитаемом мире были и остаются наиболее прибыльными отраслями "большого бизнеса". На локальном уровне, будь то отдельная страна, область или город, сборы от кино, даже в декларативно "некоммерческой" системе, щедро питали социальную сферу. Так, у нас до конца 80- х годов на деньги, полученные от деятельности областного кинообъединения, безбедно существовали все детские сады Архангельской области.

Краткий исторический экскурс

В начале 90-х кинорынок России, как и многие другие отрасли, оказался в глубоком упадке, а спустя десятилетие явился в ином качестве. В 1999 году на базе ДК моряков было зарегистрировано областное творческое объединение "Народная культура". К тому времени в запущенном здании действовала коммерческая структура: ночной клуб с дискотекой, и на областном уровне возникла идея превратить её в хозрасчётное подразделение ОТО.

Досугово-развлекательный комплекс включал бары, дискозал и кинотеатр "Модерн", который при участии частного инвестора Дмитрия Данилова был вскоре оснащён комплектом акустического оборудования Dolby Digital. Команда людей, учившаяся мыслить категориями рынка, создала первый в Архангельске кинозал, который соответствовал формату современных фильмов, а объединение в то же время потихоньку рассчитывалось с долгами, восстанавливало систему отопления, финансировало ремонт крыши, двух зрительных залов и бара.

В 2000 году доля финансирования ОТО "Народная культура" из областного бюджета составляла 9,1% от общей суммы доходов, основную нагрузку (89,9%) взяли на себя хозрасчётные подразделения. На базе кинокомплекса "Модерн" проходили фестивали "Сполохи", "Сталкер", "Созвездие", собиравшие до 30 тысяч горожан. Уже в 2000 году зрители были готовы платить за зрелища немалые по тем временам деньги, при одном условии - им нужно было то же качество обслуживания, которое они видели в киноцентрах Москвы и Санкт-Петербурга.

Кстати, столичные актёры, приезжавшие на архангельские фестивали, удивлялись уровню гостеприимства в кинокомплексе "Модерн".

Впоследствии разгорелся скандал вокруг аренды акустической системы Dolby Digital, закончившийся судебной тяжбой, а на страницах некоторых изданий появились публикации, в которых "волею народа" призывали пресечь деятельность "группы, насаждающей в Архангельске чуждые для нас образцы культуры".

Двойственность ситуации

В 2001 году заместитель директора ОТО "Народная культура" Игорь ГУРОВ возглавил областной киноцентр - единую систему кинопроката с филиалом в Котласе, которая до начала 90-х годов имела в своей сети 1117 киноустановок и миллионные годовые показатели по числу зрительских посещений. Программа воссоздания и развития системы предполагала 10% государственного финансирования, всё остальное намечено было осуществлять за счёт привлечённых средств.

У команды Гурова был ряд тактических преимуществ - знание нынешней модели кинорынка, ноу-хау в приобретении прокатных прав и аккредитации своих представителей на российских кинофорумах. Учитывая всё это, центру была определена роль координатора деятельности юридических лиц различных форм собственности в развитии киноиндустрии. Прошло три года, и незадолго до Дня кино мы вновь встретились с Игорем Гуровым, чтобы выяснить, что же происходит сейчас, когда в больших и малых залах области снова показывают кино.

"Да, мы отстояли свою точку зрения, в том числе и в суде, но то была пиррова победа, - рассказывает Игорь Николаевич. - По пути мы потеряли половину команды талантливых и образованных менеджеров, которые тут же нашли другую работу. Дело, которое они делали, было востребовано зрительской аудиторией, но не оценено по достоинству ни комитетом по культуре, ни администрацией в целом. Прискорбно, но на областном уровне до сих пор не выработано никакой политики ни в отношении к филармонии, ни в отношении к областному киноцентру.

Сегодня нас попрекают долгами, но это долги того периода, когда была сумятица с судами и работа кинокомплекса оказалась приостановленной в результате перевода на казначейство и лишения бюджетных субсидий.

Я смело могу утверждать, что "Модерн" до сих пор считается лучшим кинозалом Архангельска по оснащённости и качеству услуг. Зал остаётся в государственной соб-ственности - при том государ-ственный бюджет не выделяет нам ни копейки, чтобы поддерживать его состояние. Мы могли бы тратить заработанные средства не только на ремонт, но и на погашение долгов, которые перешли к нам по воле областной администрации.

Двойственность положения заключается в том, что ГУК "Архангельский област-ной киноцентр" действует по принципу коммерческого предприятия, но все наши финансовые средства проходят через казначейство. В связи с тем, что киноцентр хорошо работает, нас полностью лишили бюджетного финансирования, в то время как действующий Гражданский кодекс РФ категорически запрещает уменьшать финансирование в зависимости от доходов предприятия. Филармония на те же виды деятельности ежегодно получает около 15 млн рублей из бюджета.

Что происходит? Чем больше мы зарабатываем, тем меньше теряет бюджет. При этом мы содержим здание, находящееся в государственной собственности. В 2003 году, когда мы были полностью самостоятельными и не проводили все деньги через казначейство, мы получили почти миллион прибыли, а сейчас с большими усилиями сведём год "по нолям". При этом за год мы зарабатываем столько, сколько государственных средств выделяется на культуру такого муниципального образования, как Северодвинск - порядка 30 млн рублей. Дайте нам хотя бы 5 млн государственной дотации - и мы за какие-нибудь два года погасим все существующие долги".

Сам себе всё

Сегодня Архангельский областной киноцентр содержит половину здания бывшего ДК моряков, здание на Тимме, 28. Он должен оплачивать все коммунальные услуги и поддерживать все сооружения в исправном состоянии. Параллельно он тратит средства на закупку кинофильмов и прокат их по всей области. Ни одна из заявок на выделение бюджетных средств, будь то закупка фильмов, ремонт кровли, устранение аварии на теплоузле, потребовавшее вложения 100 тысяч рублей, или модернизация бухгалтерии, удовлетворена не была.

"У нас хватает средств только на текущие расходы, - продолжает Гуров. - Причём у филармонии есть штатное расписание и должности, оплачиваемые бюджетом, нам же никто этого не даёт, хотя мы тоже считаемся бюджетниками. В ответ я слышу одно и то же: "У вас есть государственное здание, и больше ничего вам не нужно". Неужели у драматического театра и Дворцов культуры нет постоянных стен?

Каждый год киноцентр выполняет план, установленный областным комитетом по культуре, на 150 - 200%. Если бы он изменил организационно-правовую форму и был преобразован в государст-венное унитарное предприятие, что предполагает уход с казначейства, мы не пришли бы к банкротству. Напротив, мы работали бы по более рациональной схеме, которая значительно снизила бы себестоимость закупки кинофильмов. Пока поставщики искусственно завышают цену, что связано с задержкой платежей. Обидно, что Архангельский областной киноцентр - единственное предприятие в отрасли, работающее на столь невыгодных условиях: Такого в России нет!

Я считаю, что администрации области было бы разумно передать киноцентру всё здание кинокомплекса "Модерн", переместив оттуда Поморскую филармонию, которая занимает несколько кабинетов и не использует залы. Да, мы остались в государственных стенах, но всё, что там сделано, сделано на заработанные, а не бюджетные средства!".

Киноцентр действует. Кассовые кинофильмы идут не только в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, но и по всей области. Вместо концовки цитирую заключение письма и.о. начальника Государственно-правового управления областной администрации Михаила Опехтина, адресованное Ирине Губиной в конце января 2005 года: "Обращаем ваше внимание, что для ГУК "Архангельский областной киноцентр" более подходящей является организационно-хозяйственная форма государственного унитарного предприятия".



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя