Бизнес-класс. Архангельск
19 сентября 2005 (35)
Анна БОРЫГИНА
Архангельск мечтает о быстром питании:
Российский рынок фаст-фуда, по оценкам отечественных экспертов, находится в
стадии довольно бурного роста и еще далек от насыщения. Пространства для бизнес-
фантазии и креативной деятельности более чем достаточно, ведь около половины
этого сегмента российского рынка общественного питания сегодня никем не занято.
За пределами России фаст-фуд уже давно стал неотъемлемой частью повсе-дневной
жизни рядовых граждан. И в этом нет ничего удивительного: с экономической точки
зрения фаст-фуд - это сбережение денег в кошельке потребителя и сохранение
самого дорогого ресурса делового человека - его времени (то есть еще раз денег).
Заведения фаст-фуда предназначены в первую очередь для средних слоев населения,
тут можно быстро, а главное недорого перекусить в достаточно комфортных
условиях. Согласитесь, что это идеальный вариант обеда во время напряженного
рабочего дня (правда, если не вспоминать о побочных эффектах "быстрой еды" - но
это отдель-ная тема). Впрочем, пока мы говорим о заграничном варианте быстрого
общепита, а российская модель выглядит несколько иначе. Чем же отличается
российский фаст-фуд от зарубежного?
Наш общепит
Прежде всего, уровень зарплаты российского работника сферы "быстрого питания"
несопоставим с тем, что получают за свой труд его западные коллеги. Пища для
среднего класса ему не по карману. Как следствие, российский персонал не может
позволить себе каждый день обедать в собственном заведении быстрого питания.
Поэтому работники отечественных фаст-фудов в обеденный перерыв зачастую
вынуждены питаться принесенными из дому бутербродами или купленными в соседнем
магазине пирожками.
Основным блюдом в фаст-фудах обычно является бутерброд, или гамбургер.
Ступенькой повыше в этой "табели о рангах" быстрой еды стоит пицца. При этом в
среднем цена отечественной пиццы редко бывает ниже $4, что, согласитесь, не так
уж дешево для российского среднего класса. А в США и в Западной Европе пицца
относится к числу самых дешевых, общедоступных и повседневных блюд.
Конечно, уже прошли те времена, когда в пиццериях стояли часовые очереди (как
несколько лет назад на архангельской Чумбаровке). Но многие россияне все еще
воспринимают это итальянское блюдо как нечто экзотическое и не могут позволить
себе ежедневно обедать в пиццерии.
Следующее отличие: европейцы и россияне по-разному относятся к ресторанам фаст-
фуда. Первые в большинстве своем рассматривают эти заведения исключительно как
места, где можно быстро и дешево утолить голод. В России же это, главным
образом, места для культурного времяпрепровождения. Причем в основном в
заведения быстрого питания ходят молодые люди. Лишь 27% опрошенных московских
студентов заявили, что главная причина их появления там - это вкусная еда.
А тем временем в регионе:
Если такая ситуация сложилась в столице России, то что говорить о регионах.
Провинциальный житель, не избалованный вниманием со стороны фаст-фудов и
известных брэндов, не слишком часто заглядывает в заведения общественного
питания лишь с целью пообедать. Общепит в Архангельске выполняет еще и функцию
социального общения. Например, у нас достаточно распространены "посиделки" в
кофейнях. Конечно, кофейни с большой натяжкой можно отнести к фаст-фудам. Но в
Архангельске они нередко выполняют некоторые функции ресторанов быстрого
обслуживания. В принципе, фаст-фудами здесь условно можно назвать разве что
некоторые столовые. Но в целом в Архангельске система фаст-фудов не развита.
Почему так происходит и предвидятся ли какие-либо прогрессивные изменения в
нашем городе? Стоит ли ждать архангелогородцам появления "Макдоналдсов"?
Брэнд требует гарантий
Знаменитый американский брэнд уже прочно завоевал популярность не только во всем
мире, но и в России. В настоящее время в 37 российских городах работает 131
ресторан "Макдоналдс". В планах компании - открытие еще 25 филиалов и
продвижение на восток - за Урал. Несмотря на то, что стратегия бурного роста
"Макдоналдс" предполагает открывать ежегодно до 1750 ресторанов (примерно по
одному в течение каждых 5 часов), компания очень серьезно относится к выбору
мест для открытия новых точек.
"Если "Макдоналдс" и идет в регион, то требует гарантий и поддержки от мэра или
губернатора, - поясняет председатель комитета торговли и потребительского рынка
администрации Архангельской области Александр ГРЕЧАНЫЙ. - Прежде всего выбор
падает на города, где велик туристический поток. Затем, одним из главных
требований является предоставление площади под ресторан в центре города, в
приоритетном месте".
Компанией были проведены исследования, согласно которым 70% решений зайти в
"Макдоналдс" посетители принимают спонтанно, не планируя их заранее. Именно
поэтому рестораны строятся в местах наибольшего скопления людей, где посетитель
действует согласно принципу "увидел, зашел, пообедал".
Мэр столицы Поморья Александр ДОНСКОЙ уже выказывал свое стремление
содействовать появлению "Макдоналдса" в Архангельске. О возможном сотрудничестве
с канадской фирмой "МАК-кей" (аналог "Макдоналдса") говорил и директор
департамента агропромышленного комплекса Архангельской области Валентин ГИНТОВ.
Короче говоря, в принципе архангельские власти настроены благожелательно к
заведениям быстрого питания. Но от этого мало что зависит.
"Компания "Макдо-налдс" ставит ряд жестких требований своим франчайзи: все
оборудование, продукция вплоть до салфеток должно приобретаться только у самой
компании. Тогда как аналоги на порядок дешевле", - отмечает Александр ГРЕЧАНЫЙ.
Прежде всего, это, конечно, обеспечивает компании прибыль. Но есть и иная
функция - в ресторане все должно быть узнаваемо, ведь это одна сеть, и каждая
точка должна продвигать имидж компании в целом.
Для открытия ресторана "Макдоналдс" потребуется как минимум $1 млн. А срок
окупаемости достаточно велик. Сфера быстрого питания не означает быстрой отдачи
для бизнесмена. Менее рискованно и дешевле для бизнеса открыть на той же площади
какой-нибудь магазин.
Горячие обеды с доставкой на дом
Еще один сегмент рынка общепита - доставка еды на дом и в офисы. Во всем мире
это весьма выгодный вид бизнеса. Ведь не секрет, что деловые люди берегут свое
время, а один из способов его сохранить - заказать обед в офис.
В Архангельске тоже можно воспользоваться этой услугой. Однако спрос пока
превышает предложение. Администратор кафе "На часок" Дмитрий ФЕДОРОВ отмечает,
что это направление бизнеса весьма перспективно и однозначно востребовано
архангелогородцами. Только несколько фирм работают в этом направлении. Уже
достаточно традиционной стала доставка пиццы. Но что касается полноценных
"быстрых" обедов в Архангельске, то пока здесь свои услуги могут предложить лишь
немногие. "В среднем в день мы получаем до 10 заказов. Сейчас пришлось увеличить
штат водителей с двух до четырех", - признается Дмитрий Валерьевич.
Таким образом, сфера быстрого питания в Архангельске еще ждет своего звездного
часа.
|