Пресса Архангельской области
 


Бизнес-класс. Архангельск
19 сентября 2005 (35)
Анна БОРЫГИНА

Архангельск мечтает о быстром питании:

Российский рынок фаст-фуда, по оценкам отечественных экспертов, находится в стадии довольно бурного роста и еще далек от насыщения. Пространства для бизнес- фантазии и креативной деятельности более чем достаточно, ведь около половины этого сегмента российского рынка общественного питания сегодня никем не занято.

За пределами России фаст-фуд уже давно стал неотъемлемой частью повсе-дневной жизни рядовых граждан. И в этом нет ничего удивительного: с экономической точки зрения фаст-фуд - это сбережение денег в кошельке потребителя и сохранение самого дорогого ресурса делового человека - его времени (то есть еще раз денег).

Заведения фаст-фуда предназначены в первую очередь для средних слоев населения, тут можно быстро, а главное недорого перекусить в достаточно комфортных условиях. Согласитесь, что это идеальный вариант обеда во время напряженного рабочего дня (правда, если не вспоминать о побочных эффектах "быстрой еды" - но это отдель-ная тема). Впрочем, пока мы говорим о заграничном варианте быстрого общепита, а российская модель выглядит несколько иначе. Чем же отличается российский фаст-фуд от зарубежного?

Наш общепит

Прежде всего, уровень зарплаты российского работника сферы "быстрого питания" несопоставим с тем, что получают за свой труд его западные коллеги. Пища для среднего класса ему не по карману. Как следствие, российский персонал не может позволить себе каждый день обедать в собственном заведении быстрого питания. Поэтому работники отечественных фаст-фудов в обеденный перерыв зачастую вынуждены питаться принесенными из дому бутербродами или купленными в соседнем магазине пирожками.

Основным блюдом в фаст-фудах обычно является бутерброд, или гамбургер. Ступенькой повыше в этой "табели о рангах" быстрой еды стоит пицца. При этом в среднем цена отечественной пиццы редко бывает ниже $4, что, согласитесь, не так уж дешево для российского среднего класса. А в США и в Западной Европе пицца относится к числу самых дешевых, общедоступных и повседневных блюд.

Конечно, уже прошли те времена, когда в пиццериях стояли часовые очереди (как несколько лет назад на архангельской Чумбаровке). Но многие россияне все еще воспринимают это итальянское блюдо как нечто экзотическое и не могут позволить себе ежедневно обедать в пиццерии.

Следующее отличие: европейцы и россияне по-разному относятся к ресторанам фаст- фуда. Первые в большинстве своем рассматривают эти заведения исключительно как места, где можно быстро и дешево утолить голод. В России же это, главным образом, места для культурного времяпрепровождения. Причем в основном в заведения быстрого питания ходят молодые люди. Лишь 27% опрошенных московских студентов заявили, что главная причина их появления там - это вкусная еда.

А тем временем в регионе:

Если такая ситуация сложилась в столице России, то что говорить о регионах. Провинциальный житель, не избалованный вниманием со стороны фаст-фудов и известных брэндов, не слишком часто заглядывает в заведения общественного питания лишь с целью пообедать. Общепит в Архангельске выполняет еще и функцию социального общения. Например, у нас достаточно распространены "посиделки" в кофейнях. Конечно, кофейни с большой натяжкой можно отнести к фаст-фудам. Но в Архангельске они нередко выполняют некоторые функции ресторанов быстрого обслуживания. В принципе, фаст-фудами здесь условно можно назвать разве что некоторые столовые. Но в целом в Архангельске система фаст-фудов не развита. Почему так происходит и предвидятся ли какие-либо прогрессивные изменения в нашем городе? Стоит ли ждать архангелогородцам появления "Макдоналдсов"?

Брэнд требует гарантий

Знаменитый американский брэнд уже прочно завоевал популярность не только во всем мире, но и в России. В настоящее время в 37 российских городах работает 131 ресторан "Макдоналдс". В планах компании - открытие еще 25 филиалов и продвижение на восток - за Урал. Несмотря на то, что стратегия бурного роста "Макдоналдс" предполагает открывать ежегодно до 1750 ресторанов (примерно по одному в течение каждых 5 часов), компания очень серьезно относится к выбору мест для открытия новых точек.

"Если "Макдоналдс" и идет в регион, то требует гарантий и поддержки от мэра или губернатора, - поясняет председатель комитета торговли и потребительского рынка администрации Архангельской области Александр ГРЕЧАНЫЙ. - Прежде всего выбор падает на города, где велик туристический поток. Затем, одним из главных требований является предоставление площади под ресторан в центре города, в приоритетном месте".

Компанией были проведены исследования, согласно которым 70% решений зайти в "Макдоналдс" посетители принимают спонтанно, не планируя их заранее. Именно поэтому рестораны строятся в местах наибольшего скопления людей, где посетитель действует согласно принципу "увидел, зашел, пообедал".

Мэр столицы Поморья Александр ДОНСКОЙ уже выказывал свое стремление содействовать появлению "Макдоналдса" в Архангельске. О возможном сотрудничестве с канадской фирмой "МАК-кей" (аналог "Макдоналдса") говорил и директор департамента агропромышленного комплекса Архангельской области Валентин ГИНТОВ. Короче говоря, в принципе архангельские власти настроены благожелательно к заведениям быстрого питания. Но от этого мало что зависит.

"Компания "Макдо-налдс" ставит ряд жестких требований своим франчайзи: все оборудование, продукция вплоть до салфеток должно приобретаться только у самой компании. Тогда как аналоги на порядок дешевле", - отмечает Александр ГРЕЧАНЫЙ. Прежде всего, это, конечно, обеспечивает компании прибыль. Но есть и иная функция - в ресторане все должно быть узнаваемо, ведь это одна сеть, и каждая точка должна продвигать имидж компании в целом.

Для открытия ресторана "Макдоналдс" потребуется как минимум $1 млн. А срок окупаемости достаточно велик. Сфера быстрого питания не означает быстрой отдачи для бизнесмена. Менее рискованно и дешевле для бизнеса открыть на той же площади какой-нибудь магазин.

Горячие обеды с доставкой на дом

Еще один сегмент рынка общепита - доставка еды на дом и в офисы. Во всем мире это весьма выгодный вид бизнеса. Ведь не секрет, что деловые люди берегут свое время, а один из способов его сохранить - заказать обед в офис.

В Архангельске тоже можно воспользоваться этой услугой. Однако спрос пока превышает предложение. Администратор кафе "На часок" Дмитрий ФЕДОРОВ отмечает, что это направление бизнеса весьма перспективно и однозначно востребовано архангелогородцами. Только несколько фирм работают в этом направлении. Уже достаточно традиционной стала доставка пиццы. Но что касается полноценных "быстрых" обедов в Архангельске, то пока здесь свои услуги могут предложить лишь немногие. "В среднем в день мы получаем до 10 заказов. Сейчас пришлось увеличить штат водителей с двух до четырех", - признается Дмитрий Валерьевич.

Таким образом, сфера быстрого питания в Архангельске еще ждет своего звездного часа.



Бизнес-класс. Архангельск:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя