Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
2003/01/12/1042359600-28.shtml>10 тысяч выпускников Архангельской области в мае этого года будут сдавать Единый госэкзамен

  

Бумажник
30 ноября 2001 (50)
Елена БОРОДУЛИНА.

ПОСТИЖЕНИЕ ДОБРА И КРАСОТЫ

Понимая тленность суетных материальных устремлений, человек всегда тянулся к духовному, к высокому, пытаясь оторваться от земли и лететь. Яркий пример реализации этого стремления - театр. Можно только догадываться, почему с самого начала строительства комбината и посёлка в людях была сильна эта духовная потребность, но факт остаётся фактом - Новодвинск вырос в театральный город. Немалая заслуга в этом и студии "Юность", появившейся на культурном небосклоне посёлка в начале 70-х. "Дикой дивизии" Зловидова, выпускника режиссерского отделения Ленинградского института культуры, "по-белому" завидовали. О ней ходили легенды.

- Приготовились! Начинаем! - раздался голос режиссёра Владимира Зловидова. На сцену, оглушительно грохоча собранными железками, шумно выбегают мальчишки и девчонки. Сваливают лом в кучу, и на старый бак взбирается активист класса Кирилл (его роль исполняет Коля Соснин), чтобы произнести торжественную речь по случаю победы в сборе металлолома.

- Девочки, дорогие, двигайтесь, двигайтесь по сцене!

- Танечка, здесь ты видишь, что никто не обращает на тебя внимания, и плачешь в голос! - Таня Ямова, закрывшись ладонями, пытается заплакать. Трудно лить слезы, когда нет к тому причин, но сцена требует перевоплощения, нужно стать другим человеком. Наконец, получилось Алёше Черепанову выпало играть в комедии роль благовоспитанного пай-мальчика. Дебютанту Саше Рублеву нелегко, но Саша Касперович ему поддержка - ведь не новичок. Оба Саши играют братьев Меликянц Вот Валера Шестаков на сцене - в родной стихии. Движется спокойно, уверенно. Таня Гурьева - тоже дебютантка, считает, что самое трудное -преодолеть барьер скованности, неловкости, страха. Лена Филатова все схватывает на лету, хотя эта шестиклассница ничем особенным не выделяется - скромная, робкая по натуре, но стоит выйти на сцену - преображается необыкновенно. Она сумела убедительно передать характер главной героини пьесы - бойкой, звонкоголосой Лельки. - Так описывала в газете подготовку премьеры в начале 1975 года ученица 79-й школы Л.Никитина.

Стараниями В.И.Зловидова Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова взял шефство над студией. Безвозмездно передаются в дар великолепные костюмы времен средневековья, проходят удивительные встречи с артистами. Вот что пишет рабкор В.Русанов в своей заметке "В мире прекрасного":

У ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА Зловидова пролистываю три объемных фотоальбома студии, где наряду с фотографиями бережно вклеены заметки из разных газет - местных и областных, а также из "Лесной промышленности", "Строителя коммунизма" - путёвки- отчеты о выступлениях коллектива "Юность" с похвальными отзывами, пригласительные билеты на спектакли и вечера студии, афиши, репертуар разных лет. Из них можно узнать много интересных и малоизвестных фактов. К примеру,

Дипломом Союза писателей СССР коллектив награжден за разборчивость в выборе репертуара и "за активную пропаганду произведений советской драматургии".

- Помню, целый класс из школы N 74 пришёл записываться в студию, многие остались. Валерий Шестаков работает сейчас на комбинате; сестры Титовы - Таня и Света, Валя Калиниченко, кстати, отличница, комсорг, затем закончила университет; Ира Юшманова совмещала работу на АЦБК с учебой и занятиями в студии; Саша Касперович, Владимир Кожин, Олег Костюков, Галя Загрядскова, Люда Яровая. . Первые студийцы работали с полной самоотдачей, по домам расходились уже в одиннадцатом часу вечера, да и то приходилось выгонять. С собой приносили сухарики, чтобы перекусить. Саша Мартюшев, сейчас заведующий химчисткой. Раум Бармин - предприниматель, Саша Докучаев - на АЦБК Лена Мышева живёт здесь, Игорь Иванов в Петербурге, Аня Сивкова вместе с мужем играет в народном театре. С Васей Гореловым, помню, прямо на сцене случился приступ, но он доиграл спектакль, только затем его увезли в больницу.

Кстати, о Саше Мартюшеве. Когда он играл в спектакле Анатолия Приставкина "Солдат и мальчик" главную роль Андрея Долгулина - солдата, рано повзрослевшего мальчишки, областная газета писала, что в чертах героя немало сходства с характером артиста: честен, чист душой, он - комсорг группы в ГПТУ N 6.

- "Все не так просто" - спектакль о школьной дружбе, о взаимовыручке, о доброте и вечных ценностях, "Бочка счастья" рассказывает о том, что не в вещах, не в деньгах счастье, оно в труде, в любви к ближним. Помню, как от смеха падали бабушки в клубе одного леспромхоза, когда мы ставили "Театр купца Епишкина". Это русская театральная пародия из серии "Классики улыбаются". В спектакле "Два мастера" лейтмотив -живи и работай для людей. Хочется добавить, что его сыграли больше 35 раз - это для профессионального актера тяжело, а наши дети смогли. Кстати, с постановками ездили не только в леспромхозы, выступали на судах Северного речного пароходства. За 10 дней нашего путешествия по Двине дали 18 представлений, выступления посмотрели 53 экипажа, за что нас наградили грамотами и вымпелом.

Многое осталось за кадром. Заслуживает подробного рассказа фестиваль "Театраленок", который включен в федеральную программу Министерства культуры, и вечера самодеятельной песни. Есть что сказать и о сценических этюдах, о динамизме новых созвучных времени постановок ("Банда Васяткина" или все дороги ведут в ПТУ"). И о том, что на областном радио в рубрике "В школьном радиотеатре" записан спектакль студии "Юность", "Ночной мотоциклист", а на областном телевидении - "Два мастера"...

Печалит худрука моральное растление, жестокость, алчность, пропагандируемые телевидением. Детям не показывают старых добрых мультфильмов, классика забыта. Тревожит, что зрительская публика и актерские труппы театральных студий в провинции сильно сузились. Не устраивает Владимира Ивановича Зловидова и всеобщее увлечение театральных руководителей различного рода конкурсами, стремлением блеснуть. Нужно, чтобы было подлинное духовное творческое, объединение, а спектакль должен стать не целью, а вехой беспрерывного воспитательного процесса.

Отмечают, что выпускники студии "Юность" легче, чем кто-либо перенесли годы реформ, по словам худрука, похожих на ломку наркомана. Никто не сломался, каждый нашёл свою нишу. Многие студийцы помнят, что и конфликты с родителями помогал разрешать Зловидов, причем в мирной форме, деликатно, стараясь найти компромисс и призывая к взаимопониманию. В каждом он видел изюминку и никого не гнал, всем давал возможность самовыразиться, даже "трудным". Бывает, что придут такие ребята, ругаются, курят, а начнут заниматься, и весь негатив куда-то уходит.

- Не жалею, что занимался в студии "Юность", артистические навыки очень пригодились в дальнейшем. Жизнь была наполнена смыслом, не бездельничали. Театр - воспитание души. Имея этот прекрасный багаж, любое дело одолеешь, и тебя понимают, если участвует душа.

- Для нас Зловидов был кумиром. Но мы-то не всегда ответственно относились к занятиям и поэтому, может, и имея какие-то способности, не достигли результатов - по своей же вине. Владимир Иванович часто помогал наладить отношения с родителями, учил нас правильно себя вести.

Елена БОРОДУЛИНА.



Бумажник:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Авангард
Архангельск
Бизнес-класс
Бумажник
Вестник космодрома
Вилегодская газета
Волна
Двинская правда
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Моряк Севера
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Северная корреспонденция
Рыбак Севера
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря