Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
2003/05/27/1054046100-28.shtml>В Коми появится новый "мальчик для битья"

2003/05/27/1054042708-3.shtml>По данным управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики мэрии, гидравлические испытания в Архангельске завершены

2003/05/27/1054042671-3.shtml>Сегодня в мэрии Архангельска прошла 28 сессия городского Совета

2003/05/27/1054038120-28.shtml>Начинающим родителям в Коми помогут решить квартирный вопрос

2003/05/27/1054037760-29.shtml>В Архангельске в автобусах марки ПАЗ пассажирам отныне должны предоставляться льготы

2003/05/27/1054036920-29.shtml>В Архангельске завершился конкурс .На лучшее предприятие общественного питания по организации питания учащихся общеобразовательных школ.

2003/05/27/1054036500-2.shtml>В подворье Соловецкого монастыря появилось трехметровое распятие Спасителя

2003/05/27/1054036026-3.shtml>28 мая 2003 г

  

Бумажник
15 марта 2003 (11)
Павел ФАСОНОВ.

НАКАЗАННЫЙ НАРОД

Это очередная публикация, посвященная теме "Немцы и Новодвинск". Сегодня мы затронем проблему, которая связана с прошлым нашей малой родины наиболее тecнo. Трудмобилизованные и репатриированные немцы. Теперь редко кто помнит, кем были эти люди, откуда они появились недалекой северной стройке. Давайте попытаемся восстановить историческую справедливость и рассказать о них.

Надвигалось грозное время. Отношения с фашистской Германией безнадежно ухудшались. К советским гражданам немецкой национальности появлялось недоверие - вдруг они окажутся пособниками нацистов, "пятой колонной" внутри советского государства. Начало Великой Отечественной войны стало недобрым предзнаменованием в судьбе многих немцев. На основании указа Верховною Совета СССР от 28.09.1941 г. десятки тысяч немецких колонистов Поволжья, юга России были переселены в Сибирь и Казахстан - подальше от зоны боевых действий. Советское правительство безосновательно боялось национальных мятежей.

По прибытии в поселок начались первые сложности. Трудармеек поселили в лагерь барачного типа по соседству с лагерем заключенных. Жизнь этих женщин лишь немногим отличалась от условий содержания "зэков". Утром на работу их выводили строем (правда, без охраны), тем же строем они возвращались назад. На сторожевых вышках трудмобилизованных охраняли часовые. Немкам, независимо от возраста, выдавали строго ограниченный суточный паек: 700 г хлеба, 800 г овощей, 70 г рыбы. За перевыполнение норм назначалось дополнительное горячее блюдо и 200 г хлеба. Подобный рацион не способствовал улучшению их здоровья. Вот что говорится в отчете за январь 1944 г.: "За последнее время на участке мобилизованных немок возросло число больных, что вызвано резким ухудшением питания в связи с невыполнением норм выработки. Одних цинготных больных насчитывается 250 человек, 32 страдают отеками, а 6 женщин отравились какой-то травой в поисках пищи".

Первые несколько месяцев наблюдались случаи побегов. Сбежавших женщин ловили, Обычно их ожидало 20 лет тюрьмы.

Постепенно быт немок налаживался. В октябре 1945 года инспекция отмечает, что "в распоряжении трудмобилизованных 3 жилых барака полезной площадью 1815 кв. м, люди размещены в бараках с норами в два ряда вагонной системы. Состояние отопительныхх приборов хорошее, печи исправны и полностью готовы к зиме. В поселке имеется общая баня, которая предоставляется для мытья немок 3 раза в месяц. Общие санитарные условия удовлетворительны. Контингент обеспечен теплой одеждой и обувью на 80 %. верхним обмундированием и платьями на 100 %. Бригады, занятые на трудоемких работах, переведены на восьмичасовой рабочий день".

Из-за отсутствия необходимости трудармию распустили в январе 1945-го. Немецкие женщины были переведены в разряд спецпереселенцев, но запрет на перемещение снят не был. Они начали обзаводиться семьями, в это время и Фрида Фридрих вышла замуж за русского офицера.

В декабре 1945 года их разместили в бараках бывшего лагеря НКВД, совершенно не приспособленных для проживания семей. В докладе первому секретарю Архангельского облисполкома тов. Николаеву сообщается: "Дпя их нормального расселения требуется переоборудовать бараки на комнатную систему, с дополнительным устройством 10 печей. Наличная площадь позволяет расселить лишь 40% спецпереселенцев. В поселке подготовили три новых дома- общежития. Но они ещё не остеклены и не имеют котельной центрального отопления. Кроме того, планируется возвести ещё четыре дома. Необходимо увеличить темпы строительства, обеспечив стройку необходимыми строительными материалами".

Органы госбезопасности тщательно следили за настроениями немцев, ведь среди них было несколько бывших эсэсовцев и участников армии Власова, принявших подданство III рейха. Вот слова некоторых из спецпереселенцев: Адольф Шварц (4 барак) - "я не русский подданный, поэтому не собираюсь подчиняться властям", Генрих Нельцель (2 барак) - "нас привезли сюда мучить, лучше бы сразу пристрелили, чем морить голодом".

Неизвестно, нагнетали ли обстановку сами немцы или власти намеренно искажали факты, но жизнь немецких спецпоселенцев неспешно входила и привычное русло. Соединялись разрушенные семьи. Более 20 немецких семей вновь обрели родных, потерянных в беспорядке переездов. Бараки спецпоселенцев приобретали вид настоящих благоустроенных домов, разительно отличавшихся чистотой и порядком от жилищ местного населения. Бывшие трудмобилизованные получили право вернуться на те места, откуда их вывезли в 1943 г. Не более того. На основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 1948 г. все депортированные советские граждане во время Великой Отечественной войны, включая и немцев, закреплялись на тех территориях, где находились в данный момент.

Долгие годы после войны спецпереселенцы считались людьми второго сорта. Но время сглаживало незаслуженную ненависть. Вырастали новые поколения. В Новодвинске немцы работали в цехах комбината, становясь незаменимыми мастерами, полноправными жителями города бумажников.

Что ж, не будем навязывать чье-то мнение. Немцы, как и калмыки, чеченцы, дагестанцы оказались заложниками сталинского режима, очередным наказанным ни за что народом. Пусть и эта трагедия уйдет в прошлое, оставив свой след в нашей памяти. И урок. В новой многонациональной России не должны свершаться преступления против целого народа.

На снимке: Ф. Б. Николаева.



Бумажник:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Вельск-инфо
Вельские вести
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Двиноважье
Двинская правда
Заря
Звезда
Звездочка
Знамя
Знамя труда
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
МК в Архангельске
Моряк Севера
Нарьяна вындер
Независимое обозрение - Архангельск
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь