Добрый вечер, Архангельск!
8 декабря 2007 (37)
Инф.
Культура поведения - форма общения людей
Этикет - важнейшая сторона морали людей. Чтобы не попасть в нелепую ситуацию,
надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий.
В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел
себя "в нарушение этикету". Этикет - явление историческое. Правила поведения
людей изменялись с изменениями условий жизни общества.
В России в начале XVIII века стал усиленно внедряться западный этикет. На
русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения. За
соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных
городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко следил сам царь Петр I. За
нарушения их строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и
Екатерины II, отбирались правила этикета, отвечающие требованиям и особенностям
национальной культуры России, которая как евразийская страна во многом соединяла
противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только
в XVIII веке, но и сейчас. Английский писатель Редьярд Киплинг говорил, что
Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе
траурный цвет - черный, а в Китае - белый. Даже в границах Российской империи
правила поведения различных народов значительно отличались и отличаются.
Процесс взаимного обогащения правилам поведения позволил выработать
взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и
традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, в транспорте, в
гостях, на деловых встречах, на улице, в театре и дипломатических приемах и т.д.
Прежде всего следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение
правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь уважение
человеческой личности. Культура поведения в деловом общении немыслима без
соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с
манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении
данного круга деловых людей. В деловом разговоре надо дать ответ на любой
вопрос. Всегда необходимо помнить о чувстве меры.
В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты - приятные
слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе,
подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков партнера.
т.е. оценку ума делового партнера - они воодушевляют вашего партнера, придают
ему уверенность, одобряют.
Любой воспитанный человек должен уметь слушать собеседника, не перебивать его,
извиниться, если что-то нужно уточнить, переспросить. Тон разговора должен быть
спокойным, если нотки разговора превышены, у собеседника может наступить
обратная реакция и он начнет говорить еще громче. Улыбка на лице - та визитная
карточка, которая позволяет вступить в разговор с собеседником.
Следует помнить, что в деловом общении принято обращаться к человеку по имени-
отчеству и на Вы. Недопустимо обращаться по имени-отчеству и на Ты.
Иногда два человека не могут найти нужного контакта. Они не "понимают" друг
друга. Природа этого взаимоотношения часто лежит в области психологии, точнее в
нарушениях межличностного общения.
Очень важно сформировать деловые взаимоотношения между коллегами, приятную
атмосферу удобного для работников темпа работы, одинаковые требования для всех.
Правила делового общения.
1. Чтобы поздороваться с руководителем, подчиненный должен встать с рабочего
места. Точно так же, стоя, принято приветствовать и новых сотрудников, которых
вам только что представили.
2. Приветственные поцелуи не приняты между начальником и подчиненным. Они дают
повод остальным сотрудникам говорить о наличии особых отношений между этими
людьми.
3. Единого правила, касающегося формы обращения в том или ином коллективе, нет.
Она зависит в первую очередь от традиций, существующих в организации, а также от
личных отношений между сотрудниками. Единственная рекомендация - не обращаться к
своим коллегам по фамилии.
4. Если вам очень нужно позвонить по личному вопросу, желательно сделать это
быстро и по возможности так, чтобы вас никто не слышал. Подслушивать чужие
разговоры неприлично.
5. Старайтесь, чтобы ваши слова не расходились с делом. Особенно это относится к
данным обещаниям.
6. Цвет визитной карточки может быть любым, но по протоколу фон должен быть
белым и только логотип окрашен в корпоративные цвета.
7. Предупредите секретаря, чтобы во время переговоров вас ни с кем не соединяли.
Если его нет, либо отключите телефон, либо сведите к минимуму все возможные
телефонные разговоры.
8. При обдумывании темы разговора остановите свой выбор на той, которая будет
интересна и вам, и вашему собеседнику.
9. На совещание необходимо приходить вовремя. Опоздавших на таких мероприятиях
не ждут.
10. Если на подготовку выступления требуется дополнительное время (развесить
стенды, подключить технические средства и т.д.), то об этом надо заранее
предупредить председателя, чтобы он объявил небольшой перерыв.
11. Будьте дружелюбны, не допускайте фамильярности даже в том случае, если ваш
партнер одновременно является и вашим добрым знакомым.
12. Если по этикету к имени партнера следует добавлять титул, то не
пренебрегайте этим и научитесь правильно употреблять его.
13. Даже если вам предстоит деловая беседа, начинать ее всегда полагается с
отвлеченных тем, которые связаны, например, с погодой или спортом.
14. При общении в любой обстановке желательно соблюдать дистанцию и исключить
физические контакты.
Людмила Петровна Фомина, Татьяна Геннадьевна Поздеева
|