Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья



Двина
5 августа 2004 (3)
О. В. КОРЗОВА,

И даже Пушкин в опале

Как только на стол передо мной ложится чистый лист бумаги, я начинаю маяться: с чего начать? Вроде бы знаю всё, что хочу сказать, часто говорю об этом с коллегами, с моей мамой, отдавшей школе сорок два года жизни, раньше - и с отцом, тоже сельским учителем... [an error occurred while processing this directive]

Восемнадцать лет я работаю в школе. Что поняла я за эти годы? Во-первых, у меня сложилось твёрдое убеждение, что школа в глубинке, а особенно малокомплектная, вроде нашей, никому не нужна. Даёшь стопроцентную успеваемость! Если таковая имеется, больше никто про школу уже не вспомнит. Если же нет, будет периодический (пока грешница не исправится) нагоняй от вышестоящего начальства, а более ничего. [an error occurred while processing this directive]

В-третьих, чуть ли не каждый год следует какое-либо новшество. [an error occurred while processing this directive]

Что, допустим, изменилось от того, что сельсоветы и т. п. нынче называются администрациями? Денег у них прибавилось, власти, умения решать проблемы? Что изменилось от того, что были переименованы города, улицы, посёлки? Чище они стали, спокойнее, красивей? [an error occurred while processing this directive]

Вот и у нас в школе чуть ли не ежегодно меняется название: то неполная, то основная, то основная общеобразовательная. Выходят новые циркуляры о проведении экзаменов, об организации летнего отдыха и т. п. Школа должна определять, по какой теме будет работать в году, причём тема должна приводиться в соответствие с темой, которую выбрал район, а она меняется примерно раз в пять лет. (Обязательно, кстати, знать назубок тему работы не только школы, но и района, а она сейчас, например, звучит так: "Изучение личности школьника - основной инструментарий эффективности учебно-воспитательного процесса".) [an error occurred while processing this directive]

Наша малокомплектная сельская школа потеряла в период реформ ставку учителя начальных классов (теперь на 4 начальных класса всего 2 учителя), полставки завуча, полставки библиотекаря. И это еще не самый худший вариант. В районе есть маленькие школы, где и в среднем звене учителя вынуждены вести одновременно в двух-трех классах уроки истории, биологии и т. д. [an error occurred while processing this directive]

Экономим средства. Весьма похвально. Только трудно объяснить две вещи: 1) как в таких условиях обеспечить качественное образование? [an error occurred while processing this directive]

Авторы реформ бодро отрапортовали о полной компьютеризации школ страны, но в нашей школе (и не только) компьютеры так и не появились. [an error occurred while processing this directive]

Впрочем, хоть что-то. И за это спасибо, тем паче что несколько лет подряд почти ничего нового в школьные библиотеки не поступало. [an error occurred while processing this directive]

Беру в руки учебник-хрестоматию для 9 класса (автор В. Я. Коровина и др.). - К слову, у нас в районе в обязательном порядке настаивали на введении этого учебника. - В содержании: "Горе от ума" в сокращении, "Евгений Онегин" в отрывках, из "Героя нашего времени" лишь "Княжна Мери". Допустим, эти произведения и раньше изучались в школе, есть они в школьных библиотеках. А Булгаков, Цветаева, Заболоцкий? В нашей школьной библиотеке их нет. [an error occurred while processing this directive]

Если проследить курс многих созданных теперь программ по литературе, его можно вкратце оценить так: галопом по Европам. Очевидна беспорядочность, перегруженность программ. Конечно, хочется познакомить учеников с Буниным, Цветаевой, Северяниным. Но стоит ли начинать это знакомство в 5-7 классе, иногда не по лучшим образцам, а по чему-то наспех надёрганному из творчества великих писателей и адаптированному для детского восприятия? Прекрасно, если ребёнок знает стихи Бальмонта, но если при этом из школьной программы безжалостно выброшены прекрасный детский писатель А. П. Гайдар, В. Н. Катаев и даже А. С. Пушкин оказался в опале со своим "Дубровским"... [an error occurred while processing this directive]

В программе очень мало осталось героики. А ведь в этом возрасте юный человек тянется ко всему необычному. Вспоминаю, как один пятиклассник объяснял своей маме: "Понимаешь, подвиги нам надо, подвиги..." Ну очень хотелось поскорее выбросить из программ всё советское, но нашли бы хоть равноценную замену сначала. В этом году я почитала со своими "шестишами" "Повесть о настоящем человеке". Вряд ли они после прочтения все поголовно в будущем встанут на коммунистические позиции, но как интересно было в конце года, читая "Любовь к жизни" Джека Лондона, сравнивать вместе с детьми Мересьева и лондоновского героя, их жизненные цели. [an error occurred while processing this directive]

Может быть, где-то в городе есть возможность посмотреть другие телевизионные каналы, побывать в библиотеке, чтобы узнать хорошие сказки, но у нас-то в глубинке! Здесь только два телеканала, даже архангельское телевидение не везде показывает; в холодных библиотеках старые томики давних изданий превратились в нечто непонятное, а приобрести что-то новое ни библиотеки, ни родители сельских детей не в состоянии: заработная плата в АО, ЗАО, кооперативе - словом, совхозе, та еще, если учителя - самые богатые на деревне. [an error occurred while processing this directive]

А чтобы не было совсем скучно, прилавки забить еще прочнее убойно-эротическим чтивом, не требующим особого осмысления. Нет, не скоро в нашем Отечестве, вероятно, сбудется некрасовская мечта: [an error occurred while processing this directive]

Не было бы ещё хуже. Не пришлось бы восклицать вслед за поэтом впоследствии: [an error occurred while processing this directive]

Послесловие. С 1 сентября 2004 года вероятнее всего наша Кенорецкая школа, открытая еще в конце XIX века, станет структурным подразделением соседней школы, после чего её проще будет при необходимости закрыть, как и многие малокомплектные школы. Время реформ... [an error occurred while processing this directive]